ua en ru

Учить по-американски: как Минздрав реформирует медицинское образование

Учить по-американски: как Минздрав реформирует медицинское образование Студенты-медики будут сдавать экзамены по международным стандартам (УНИАН)

В ближайший год Минздрав намерен кардинально реформировать систему медицинского образования в Украине. Низкое качество обучения и получаемых знаний приводит к непрофессионализму врачей-выпускников, уверены в ведомстве. Чтобы решить эту проблему, чиновники планируют ввести в стране стандарт образования США и обязать медиков-студентов сдавать многоступенчатую систему американских экзаменов и английский язык. Как теперь будут готовить врачей в украинских медицинских вузах – в материале РБК-Украина.

 

История вопроса

- Чиновники Минздрава намерены существенно модернизировать систему медицинского образования. О результатах новой реформы, по расчетам ведомства, можно будет говорить через три-четыре года.

- Сейчас в систему украинского медицинского образования входят 14 медуниверситетов, 4 медфакультета в классических университетах, три академии последипломного образования и 130 колледжей. По данным Минздрава, в них учатся около 154 тыс. студентов и работают 12 тыс. преподавателей.

- Качество получаемого будущими врачами образования проверяется с помощью трехэтапной системы экзаменов. Первый - "Крок-1"- сдается студентами-медиками на третьем курсе обучения в вузе. В ходе сдачи этого экзамена проверяются знания базовых дисциплин, преимущественно касающиеся анатомии человека. После шестого курса студенты сдают "Крок-2"по практическим дисциплинам, в частности, по хирургии. А "Крок-3"сдается по окончанию интернатуры, которая может длиться несколько лет в зависимости от специальности. Этот экзамен позволяет оценить знания врача-интерна по оказанию медпомощи при неотложных состояниях.

- Советник министра здравоохранения, вице-президент Киевской школы экономики Инна Совсун сообщила, что "Кроки" не сдают лишь 3% студентов. "Это означает, что этот экзамен не является индикативным. Если экзамен сдают 97% студентов, значит, что тест - ничего не говорит о качестве полученных знаний", - пояснила она.

Переходим на иностранный стандарт

Минздрав предлагает провести реформу медицинского образования, чтобы повысить качество знаний студентов украинских медвузов. Ее основные положения ведомство изложило в проекте стратегии развития медобразования в Украине, обнародованной на официальном сайте министерства.

Заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский утверждает, что благодаря изменениям, предусмотренным в этой стратегии, "будущие медики будут учиться по современным учебным программам, которые опираются на научные принципы и основаны на доказательной медицине".

Первый шаг к реализации реформы уже сделан. В ходе вступительной кампании 2018 года Министерство образования и науки по предложению Минздрава установило минимальный балл внешнего независимого оценивания (ВНО) на уровне 150 баллов. В результате, количество медиков-первокурсников уменьшилось 28% по сравнению с прошлым годом. Таким образом, Минздрав рассчитывает, в вузы будут зачислены более подготовленные абитуриенты.

Но в будущем существенные изменения коснутся экзаменационных кампаний. Планируется, что на третьем курсе студенты будут сдавать Единый государственный квалификационный экзамен (ЕГКЭ), который будет состоять из нескольких этапов. Так, помимо "Крок-1", студенты будут сдавать экзамен по международным основам медицины - International Foundations of Medicine (IFOM). Этот экзамен разрабатывается американским специальным аттестационным советом - Национальным советом медицинских экзаменаторов США (National Board of Medical Examiners, NBME).

Пересдать IFOM можно будет только один раз. "В таком случае университеты будут думать, что сделать для того, чтобы студенты сдали экзамен. Они будут стимулировать преподавателей, чтобы они качественно учили студентов", - уверена Инна Совсун. Она также заверила, что "купить за взятку" сдачу экзамена IFOM невозможно. "Этот экзамен проводит непосредственно NBME. Они отвечают за качество проводимых экзаменов своей репутацией и деньгами. IFOM используется в 40 страхах мира как мониторинг качества собственных экзаменов или вообще вместо собственного национального экзамена. Многие иностранные студенты в украинских медвузах просят его проводить, поскольку это способствует трудоустройству за границей", - пояснила советник министра здравоохранения.

На оплату услуг NBME в проекте госбюджета на 2019 год предлагается заложить 20 млн гривен, сообщили в Минздраве. Поскольку подготовка украинского экзамена "Крок" обходится государству дешевле, чиновники не планируют отказываться от него, а, наоборот, намерены улучшить его качество. Сейчас, говорит Совсун, проблема качества украинского "Крока" обусловлена тем, что вопросы для этого экзамена фактически готовятся самими студентами. Их к этому обязывают преподаватели, участвующие в составлении экзамена "Крок". "На практике никто не проверяет качество вопросов "Кроков"", - уточнила она.

Инна Совсун рассказала изданию, что в прошлом году в Украине был проведен пилотный эксперимент в ходе проведения экзамена "Крок-3". "В экзамен были включены вопросы из теста, который сдают студенты американских медвузов. В результате, этот американский тест смогли сдать только 3% интернов. Американский тест - сложный. К нему надо готовиться. Но низкие результаты сдачи украинскими студентами красноречиво говорят о проблемах того, чему обучают в украинских медицинских университетах".

Помимо IFOM на третьем курсе обучения студенты-медики также должны будут сдать экзамен на знание английского языка. Инна Совсун пояснила, что в прошлом году в ходе эксперимента 83% студентов-стоматологов украинских медвузов не смогли сдать этот экзамен. "80% научной литературы издается на английском языке. Если ты не знаешь английский язык, ты не можешь быть в курсе того, что происходит в современной медицине. В результате врач очень быстро теряет квалификацию", - объяснила она необходимость знания английского языка.

По окончанию шестого курса обучения, помимо украинского "Крок-2" и еще одного IFOM, студенты будут сдавать экзамен, в ходе которого необходимо будет продемонстрировать практические навыки оказания медпомощи. "Если раньше "Кроки" сдавались за деньги правдами и неправдами, то теперь мы вводим единый государственный квалификационный экзамен, который включает в себя экзамены "Крок", IFOM, английский язык и практический экзамен, который можно будет сдать только один раз, - говорит Александр Линчевский. - В результате мы получим ситуацию, когда школьник, мечтающий стать врачом, будет мотивирован учиться, чтобы набрать высокий бал на ВНО и поступить в медвуз. А студент будет учиться шесть лет, чтобы хорошо сдать экзамены, и на основе их результатов получить желаемое место работы и желаемую специальность. Теперь не деньги будут решать, а знания".

Также, по словам Инны Совсун, Минздрав намерен внедрить и новые образовательные стандарты. "Проекты этих документов уже разработаны. Они направлены международным экспертам, чтобы те оценили, включено ли в них именно то, что преподают в университетах развитых стран", - пояснила она. Кроме того, реформа медобразования предусматривает новшества при выборе интернатуры. "В рамках реформы предполагается внедрение автоматического распределения на интернатуру. Приоритет при выборе будут иметь те студенты, которые лучше других сдали экзамены при выпуске из университета", - сообщила Совсун.

В медицинских вузах будет внедрена масштабная реформа академической добропорядочности. "Социологические исследования показывают, что сейчас примерно 90% студентов украинских университетов списывают на экзаменах, - рассказывает о проблеме Инна Совсун. - Чтобы ее решить, а заодно и устранить проблему с академическим плагиатом в диссертациях, Минздрав добавит в контракты с ректорами университетов пункт о том, что они будут обязаны следить за академической добропорядочностью. Проще говоря, - бороться со списыванием и плагиатом. Конечно, ректоры могут выполнять это требование формально. Но в будущем, если Минздрав увидит, что в вузе не борются с этой проблемой, у ведомства будет возможность расторгнуть контракт с ректором".

Впрочем, требования будут повышены не только для студентов, но и для преподавателей. "Они будут обязаны иметь публикации в англоязычных медицинских изданиях. И это станет обязательным требованием для того, чтобы получить научное звание или степень. То есть, больше не будет иметь значение, кто чей кум-сват-брат при распределении должностей", - пообещал Александр Линчевский.Но и на этом реформа медобразования не заканчивается. После того, как студенты завершат свое обучение в интернатуре и станут полноценными специалистами, они будут обязаны ежегодно набирать баллы, которые позволят им оставаться лицензированными врачами. РБК-Украина ранее сообщало, что эти баллы можно будет набирать как за обучение в академиях последипломного образования, так и за участие в конференциях, в том числе за границей, а также за обучение на онлайн-курсах.

Назревшая реформа

Представили вузов и медицинского бизнеса предложения Минздрава восприняли позитивно. Исполнительный директор группы медицинских компаний Adonis Виталий Гирин уверен, что реформу медобразования нужно было провести еще десять лет назад. "Украинское медобразование не соответствует международным стандартам. Выпускники вузов приходят на работу в больницы абсолютно "сырыми". У них нет практики, они боятся пациентов, не знают, что с ними делать, не владеют новыми методами исследований, - говорит он. - Кроме того, устарели и знания педагогов и методики преподавания. Ухудшает ситуацию отсутствие университетских клиник и тренинговых центров. Как следствие, уровень подготовки студентов находится на уровне 60-70-ых годов прошлого века, а украинское медобразование отстало от ведущих стран мира лет на 30".

По мнению Гирина, проблема еще и в том, что сейчас медуниверситеты не выполняют свою главную функцию – не готовят специалистов, знаний которых достаточно для того, чтобы предложить свои услуги на медицинском рынке. "Часто, они (вузы, - ред.) становятся пешками в политических играх и замешаны в различных финансовых махинациях, что недопустимо для бизнеса в общем, а для системы образования тем более", - сообщил он.

Президент клиники "Борис" Михаил Радуцкий характеризует низкое качество украинского медобразования примером из работы его медучреждения. "Ежегодно в нашей клинике проходят практику сто-двести студентов медвузов. Но из этого числа только от двух до пяти студентов получили в медвузе тот объем знаний, который позволил бы нам взять их к нам на работу, - рассказал он РБК-Украина. - Но не факт, что нам удается их оставить у себя. На рынке ощущается дефицит толковых выпускников, поэтому медучреждения за способными студентами охотятся с третьего курса. Все это произошло из-за того, что профессия медика перестала быть престижной. Следовательно, уровень образования также снизился".

Но, по словам Гирина, введение только американского экзамена IFOM не решит проблему с низким качеством украинского медобразования. "У нас в стране любят решить проблему каким-то одним шагом. Экзамен должен быть финалом реформы медобразования, а не ее стартом. Потому что сначала нужно подготовить студентов к экзаменам, и только потом внедрить его. Кроме того, внедрение IFOM может привести к тому, что украинским выпускникам медвузов будет проще уезжать на работу за границу", - пояснил Виталий Гирин.

Впрочем, заведующая кафедрой эпидемиологии НМУ им. Богомольца, профессор Ирина Колесникова говорит, что украинские медвузы уже знакомы с экзаменом IFOM. "В прошлом году мы уже добровольно пробовали провести этот экзамен у себя в университете. Его могли сдать студенты на добровольной основе. Легче IFOM будет сделать обязательным после третьего курса, поскольку для этого не надо будет менять программу обучения. В первые годы студенты-медики изучают предметы, которые одинаковы для всех студентов во многих странах. Но для того, чтобы проводить этот экзамен после шестого курса, необходимо будет серьезно пересмотреть учебные программы, которые утверждаются Минздравом", - пояснила она.

"Если мы не проведем реформу медобразования, то кроме падения доверия к врачам внутри страны, мы увидим так же результаты на международном уровне, - считает Инна Совсун. - Уже сейчас много стран не признают украинские медицинские дипломы, и без реформы эта тенденция лишь усилится. Это приведет к тому, что украинские медвузы не смогут зарабатывать на обучении иностранцев. В результате может произойти коллапс. Сейчас финансовые поступления от заграничных студентов составляют львиную долю бюджетов медвузов. Поэтому сами университеты больше всех заинтересованы в проведении реформы".

В конечном итоге, по словам Александра Линчевского, реформа медобразования должна привести к тому, что пациент, попав в медучреждение, будет точно знать, что уровень знаний украинского врача не будет отличаться от навыков его европейского коллеги.