ua en ru

Туристы в своей стране: что мешает активному развитию внутреннего туризма в Украине

Туристы в своей стране: что мешает активному развитию внутреннего туризма в Украине Фото: Одесский вокзал (twitter.com/uz_gov_ua)

Украинская туристическая отрасль продолжает стагнировать. Отели слабо модернизируются, инфраструктура практически не развивается, сервис, по мнению экспертов туристического рынка, улучшается, но эти изменения не значительны на фоне кардинальных проблем. Среди них – отсутствие в Украине достаточного количества сетевых отелей, резкие скачки цен на проживание во время мероприятий событийного туризма, отсутствие инфраструктуры автобусных перевозок и проблемы с железнодорожным транспортом. К тому же при безвизовом режиме с ЕС, европейские курорты частично "забирают" поток украинских туристов. Впрочем, это не означает, что украинцы перестали отдыхать в своей стране. Несмотря на все сложности, отели в украинских курортах заполнены на 100%. Подробности – в материале РБК-Украина.

Цена отдыха

Несмотря на то, что в этом году отдых на украинских курортах обходится туристам дороже чем в прошлом, заполняемость номеров в отелях достигает 100%, рассказал РБК-Украина директор Центра развития туризма Украины Владимир Царук. "Цены на проживание возросли, по сравнению с 2017 годом, как минимум, на 10%. Отельеры хотят за недолгий сезон заработать и покрыть свои расходы", - уточнил он.

Этим летом на основном черноморском курорте страны - Одессе - проживание в трехзвездочном отеле, как правило, с завтраками обойдется в среднем в 11-13 тыс. гривен за неделю на двоих туристов, а в отеле класса "четыре звезды" - до 18 тысяч гривен, говорит Царук. "Под Одессой на популярном курорте в поселке Затока проживание стоит на три-четыре тысячи гривен дешевле. Номер в хорошем отеле там можно снять за девять-одиннадцать тысяч гривен", - пояснил эксперт. А номер в хорошем отеле или апартаменты в поселке Лазурное и на Арабатской стрелке в Херсонской области, а также в Бердянске и в поселке Кирилловка в Запорожской области (Азовское море) обходятся туристам в 5,4-8,4 тыс. гривен за неделю.

Более стабильная ценовая ситуация, по словам руководителя управления туризма и промоций КГГА Антона Тараненко, в этом году на отдых в столице. Стоимость проживания в Киеве для туристов осталась на прошлогоднем уровне, за исключением проведения международных спортивных мероприятий, как например, финал Лиги чемпионов УЕФА. В мае, к моменту проведения футбольного чемпионата, стоимость номеров в столичных отелях бюджетного сегмента достигала от 5-6 тыс. гривен в сутки.

Антон Тараненко уточнил РБК-Украина, что в 2017 году Киев посетило более 2,5 млн "внутренних туристов", то есть, граждан, приехавших из других регионов страны. "В этом году эта цифра будет больше на 25-30%, - ожидает он. - Такой рост произойдет за счет проведения в Киеве мероприятий событийного туризма, начиная от мировых, к примеру, прошедшего финала Лиги чемпионов, до локальных, в частности, фестивалей и концертов известных исполнителей. Также на увеличение турпотока позитивно влияет расширение туристических предложений Киева на уик-энд. Все чаще мы можем видеть гостей из других городов на выходные".

Не особенно в этом сезоне изменилась стоимость отдыха и в западно-украинском регионе. "Цены за номер в отелях Карпат стартуют с 600-900 гривен за сутки с завтраком на двоих туристов, - говорит Владимир Царук. - Отельеры решили сделать ставку на более высокую заполняемость, чем на повышение расценок за проживание. Разве что немного возросли цены на питание, поскольку подорожали ингредиенты и сопутствующие затраты на приготовление еды. Сейчас трехразовое питание стоит в среднем 250 гривен за человека в сутки".

Проблемы отрасли

Эксперты считают, что сервис в украинской туристической отрасли постепенно улучшается. "В секторе активно развиваются малый и средний бизнес. Постепенно улучшается инфраструктура. Кроме того, во всех без исключения регионах власти начали уделять внимание туризму", - считает президент "Национальной туристической организации Украины", советник первого вице-премьера Иван Липтуга. Но при этом, по его словам, украинские туристические города "зачастую не придерживаются международных стандартов оказания услуг в сфере туризма". "Туристический сектор требует совершенствования качества и детенизации", - уверен он.

Но, несмотря на тенденцию к улучшению сервиса, ее динамика далеко не быстрая. "Изменения происходят очень медленно, потому что практически нет больших сетевых отелей, на которые можно было бы равняться", - пояснил Владимир Царук. По его словам, лучше обстоит ситуация с уровнем сервиса в отелях закарпатского региона. "Благодаря тому, что здесь туристический сезон длится весь календарный год, местные предприниматели смогли лучше наладить уровень сервиса в своих отелях", - подчеркнул он.

Впрочем, и у туристического бизнеса Карпат есть свои сложности. "Сейчас главная проблема состоит в возможности доехать в этот регион, то есть в дефиците билетов на поезда. Сейчас очень сложно купить билеты туристам, чтобы приехать в Карпаты или на Закарпатье, - отметил Царук. - Чтобы избежать этих трудностей, многие туристы приезжают собственным транспортом. Но пока что не во всех регионах Карпат отремонтированы дороги". РБК-Украина уже сообщало о проблемах с железнодорожным сообщением Закарпатья с другими регионами страны, а также полном отсутствии авиасообщения Ужгорода с областными центрами Украины.

Однако директор компании-туроператора "Відвідай" Игорь Губилит считает, что нехватку железнодорожных билетов можно пережить. "Если бы в наличии было достаточно автобусов, украинские туроператоры могли бы легко нарастить обороты на 20-30%, - уверен эксперт. - Я знаю несколько фирм, которые закрылись из-за того, что не было на чем возить туристов. Это сейчас одна из самых больших проблем для развития туризма!"

Эта проблема, по словам Губилита, усугубляется еще и тем, что в Украину нельзя ввозить подержанные (младше 2010 года выпуска), туристические импортные автобусы, а в нашей стране они не производятся. "При этом автобусы после 2010 года стандарта Евро-5 и выше, которые разрешено ввозить в Украину, в Европе стоят дорого. С растамаживанием они обходятся в среднем около 150 тысяч долларов, - продолжает он. - В итоге уже два года почти никто не ввозит новые автобусы, а имеющиеся - изнашиваются. В результате туризм страдает", - пожаловался он.

Отсутствие автобусов - одна из причин, из-за которой в этом году число украинских туристов, посетивших Карпаты и Львов, осталось на прошлогоднем уровне. "Мало того, возможно даже можно отметить небольшое снижение турпотока. Происходит это во многом из-за действий правительства (речь идет о запрете на импорт старых автомобилей, - ред.), из-за чего примерно через год-два нам уже будет не на чем возить туристов", - уверен Игорь Гулибит.

Кроме того, в стране нет эффективного государственного регулирования туристической отрасли. "Никто не следит за качеством предоставляемых услуг. Один из подобных примеров касается вопроса предоставления звезд отелям, - рассказал изданию Иван Липтуга. - В соответствующем реестре на сайте Минэкономразвития указано, что из четырех тысяч гостиниц в Украине звезды присвоены только 180. То есть только пять процентов отелей получили ту или иную категорию".

В результате, продолжает Липтуга, у нас время от времени случаются форс-мажоры в туристической сфере. "Но в нормальной ситуации должна работать система предупреждений, которая охватывала бы как места размещения путешественников, так и туристическую и транспортную инфраструктуру, - говорит он. - Кроме того, необходимо улучшить ситуацию с предоставлением туристической информации, в частности, больше размещать туристических стендов в местах отдыха".

Кроме того, по словам Игоря Губилита, еще одной причиной, которая негативно сказывается на внутриукраинском турпотоке, является введение безвизового режима со странами ЕС. "Украинцам стало легче поехать в Европу, поэтому часть туристов, которые раньше отдыхали внутри страны, решили съездить в ЕС", - говорит он.

Впрочем, в этом году тенденция к переориентации украинских туристов с отечественных на иностранные курорты не отмечается. "Многие туристы напуганы проблемами с задержками и отменами рейсов за границу. Поэтому они решили поехать на украинские курорты, - пояснил Владимир Царук. – Также растет спрос на отдых в Украине со стороны иностранных туристов, в частности, из Беларуси, Прибалтики, Польши, Турции. Их привлекает отдых в Украине за счет низких цен, теплого моря, множества развлечений и близости расположения курортов".