Спустя неделю после сорванных выборов в Мариуполе и Красноармейске коалиция так смогла договориться относительно того, когда и на каком основании состоятся выборы в местные советы и мэров в этих городах. "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" предлагают сделать это путем переноса даты голосования, а "Самопомич" и "Батькивщина" в первую очередь требуют еще до 15 ноября изменить состав ЦИК. В то же время для решения этого вопроса законодательным путем в парламенте уже наработали аж три документа: законопроект авторства Руслана Князевича, законопроект в соавторстве Юрия Бойко и постановление Верховной Рады, зарегистрированное Сергеем Тарутой.
Спустя неделю после сорванных выборов в Мариуполе и Красноармейске коалиция так смогла договориться относительно того, когда и на каком основании состоятся выборы в местные советы и мэров в этих городах. "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" предлагают сделать это путем переноса даты голосования, а "Самопомич" и "Батькивщина" в первую очередь требуют еще до 15 ноября изменить состав ЦИК.
В то же время для решения этого вопроса законодательным путем в парламенте уже наработали аж три документа: законопроект авторства Руслана Князевича, законопроект в соавторстве Юрия Бойко и постановление Верховной Рады, зарегистрированное Сергеем Тарутой.
Для решения проблемы городов, где выборы 25 октября не состоялись (речь идет о Мариуполе и Красноармейске - ред.), в "Блоке Петра Порошенко" (БПП) предложили, чтобы там, где не прошло голосования, оно было перенесено на 15 ноября - дату, когда должен состояться второй тур выборов мэров крупных городов. Для этого Русланом Князевичем был подготовлен законопроект, который в парламенте, правда, до сих пор не зарегистрирован.
В БПП уверены, что наработали законопроект, который соответствует украинской Конституции.
"Мы за то, чтобы в Мариуполе как можно скорее все таки прошли выборы. После консультации с юристами, с ЦИК, мы видим единственный путь, и нашей фракцией наработаны изменения к закону о выборах, представленные господином Князевичем, относительно переноса даты голосования. Это единственный юридический путь, который позволяет в сжатые сроки провести выборы в Мариуполе. Эту позицию поддерживает фракция "Народного фронта". К сожалению, фракции "Батькивщина" и "Самопомич" имеют другую позицию, что нужно проводить новые выборы, но эта позиция противоречит, положению Конституции и юридически не согласована", - рассказал вчера после заседания Совета коалиции заместитель председателя фракции БПП и ответственный за выборы в этой политической силе нардеп Игорь Кононенко.
Он добавил, что этот проект закона будет поставлен на голосование только в том случае, если найдет поддержку всех коалиционных фракций.
"Мы не хотим, чтобы нас опять обвинили в том, что мы голосуем с "Оппозиционным блоком", - пояснил Кононенко.
При этом Кононенко не рассказал, когда в Мариуполе в таком случае может быть проведен второй тур выборов мэра. Ведь, в соответствии с законом о местных выборах, если кандидат в мэры не наберет больше 50% голосов, то в Мариуполе, в соответствии с количеством избирателей (согласно информации из госреестра избирателей, в городе насчитывается 341 731 избиратель, - ред.), должен состояться второй тур выборов.
Вместе с тем депутаты "Оппозиционного блока" 29 октября зарегистрировали собственный законопроект №3371 авторства Юрия Бойко и еще шести депутатов. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что парламент назначает голосование в Мариуполе и Красноармейске на 15 ноября 2015 г., так как, согласно действующему закону о местных выборах, назначить такое голосование ЦИК не имеет оснований.
В свою очередь, во фракциях "Самопомич" и "Батькивщина" собственные предложения относительно законодательного урегулирования ситуации в законопроект до сих пор не оформили. Юлия Тимошенко только заявила журналистам, что выборы должны состояться в соответствии с законом, а Сергей Власенко - что он видит сразу три законодательные пути, но конкретная позиция "Батькивщины" так и не понятна.
"Один из вариантов - это принятие решения территориальной избирательной комиссией о признании выборов несостоявшимися, что влечет за собой определенные правовые последствия. Второй вариант - это внесение изменений в избирательный закон, которые более четко регламентируют причины и поводы для того, чтобы признать голосование несостоявшимся. И третий вариант - после признания выборов несостоявшимися, запустить механизм новых выборов", - сообщил Власенко журналистам.
В то же время, фракция "Самопомич" имеет четкую позицию относительно того, что для того, чтобы урегулировать этот вопрос, надо внести изменения в закон о местных выборах.
"Де-факто избирательный процесс в Мариуполе прервался, именно поэтому необходимо либо получить разъяснения Центризбиркома или, в идеале - внести соответствующие изменения в закон о местных выборах, которыми урегулировать ту брешь, которая возникла вследствие безответственного поведения ЦИК. В закон о местных выборах нужно внести дефиницию, что "в том случае, если выборы не состоялись по причине невозможности их проведения, то они считаются несостоявшимися", - отметил РБК-Украина член комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Сидорович ("Самопомич").
По его словам, избирательный процесс в Мариуполе был прерван, но нельзя говорить о том, что выборы там не состоялись.
"Юридический казус сейчас заключается в том, что выборы, которые не состоялись в Мариуполе, нельзя считать несостоявшимися выборами, потому что, согласно закону, несостоявшиеся выборы считаются таковыми только в том случае, если не выбрано две третьих состава совета. И поэтому такая ситуация, которую мы имеем на сегодняшний день, не подпадает ни под одну юридическую дефиницию. Можно было бы с определенной натяжкой сказать, что поскольку ни один депутата не избран, то можно применить норму, что выборы не состоялись, в данной ситуации", - пояснил Сидорович.
Кроме того, в парламенте 27 октября был зарегистрирован проект постановления №3361 "Об обеспечении констиутционних прав избирателей городов Мариуполя и Красноармейска". В проекте постановления нардеп Сергей Тарута (внефракционный) предлагает, чтобы ЦИК в установленном законодательством Украины порядке назначила в этих городах повторные выборы.
В пояснительной записке к постановлению говорится о том, что таким образом будут обеспечены конституционные права граждан, так как 25 октября избиратели Мариуполя и Красноармейска не смогли воспользоваться своим конституционным правом из-за того, что избирательные участки не открылись по причине отсутствия бюллетеней.
В то же время фракции "Батькивщина" и "Самопомич" считают, что для проведения открытых и демократичных выборов в Мариуполе и Красноармейске недостаточно будет урегулировать этот вопрос законодательным путем. По мнению депутатов, сначала надо устранить сами причины несостоявшихся выборов в этих городах. То есть до второго тура выборов мэров городов и выборов в Мариуполе изменить состав ЦИК, "который не способен был обеспечить проведение выборов в этих городах". Отметим, что обеспечение проведения выборов в Донецкой области в ЦИК координирует Александр Шелестов.
"У нас состоялось заседание Совета коалиции в четверг перед выборами, когда еще было не поздно и возможно исправить ситуацию. Мы вызвали представителя ЦИК, мы объяснили все моменты, которые нас беспокоят как по Мариуполю, так и по Тернополю и по другим городам... Все наши предостережения были проигнорированы Центризбиркомом, из чего мы делаем вывод, что при подготовке к следующей дате выборов в Мариуполе ЦИК все будет делаться не с целью обеспечения свободного волеизъявления граждан, а с целью обеспечения политических интересов той или иной группы лиц", - рассказал Руслан Сидорович.
Поэтому, по его словам, сегодня требованием фракций №1 является именно изменение состава ЦИК. Юлия Тимошенко вчера после заседания совета коалиции также отметила, что "Батькивщина" требует, чтобы председатель Центризбиркома Михаил Охендовский отчитался в парламенте.
В то же время, Игорь Кононенко из БПП вчера заявил, что своих кандидатов в новый состав ЦИК фракция внесет в ближайший понедельник, 2 ноября, а в целом он спрогнозировал, что новый состав комиссии появится не раньше чем через месяц, уже после проведения второго тура выборов.
"Это довольно сложная процедура - формирование нового состава ЦИК, я не уверен что это будет решено на следующей неделе, но думаю, что за месяц это вопрос реально решить", - заявил Кононенко.
Он добавил, что ранее изменить состав Центризбиркома не было возможности, так как "Батькивщина" инициировала смену состава ЦИК за месяц до выборов, уже после того, как начался избирательный процесс.
С такой аргументацией не согласен Руслан Сидорович, который считает, что ответственность за изменение состава ЦИК лежит на Президенте.
Утверждение (состава ЦИК - ред.) происходит в парламенте, но полномочия по представлению кандидатур принадлежит Президенту. В данном случае Петр Порошенко мог бы, если бы он хотел, эту проблему решить гораздо раньше. Там где у нас возникали какие-то проблемы по урегулированию этого вопроса на законодательном уровне, хватило бы коротеньких изменений к закону, и в целом это можно было бы решить на одном заседании. В данный момент, так как выглядит эта ситуация, я вижу, что Президент блокирует изменения в состав Центризбиркома. Учитывая тот факт, что Охендовский каким-то странным образом получил орден от Президента, это для меня является совершенно непонятным обстоятельством, которое не увеличивает никоим образом доверия к такому органу, как ЦИК", - заявил нардеп.
Не лишним будет напомнить, что прошло уже больше года с тех пор, как закончились полномочия 12 из 15 членов Центризбиркома.
По последней информации, оба вопроса - законодательное обеспечение выборов в Мариуполе и изменении состава ЦИК - депутаты рассмотрят на согласительном совете в понедельник, 2 ноября.