Главный архитектор Киева Сергей Целовальник в блиц-интервью РБК-Украина рассказал о начале урегулирования транспортной развязки на Шулявке, о том, почему застройщики всячески избегают строительства парковок и о грядущих нововведениях в сфере строительства.
Главный архитектор Киева Сергей Целовальник в блиц-интервью РБК-Украина рассказал о начале урегулирования транспортной развязки на Шулявке, о том, почему застройщики всячески избегают строительства парковок и о грядущих нововведениях в сфере строительства.
РБК-Украина: Будут ли в ближайшее время пересмотрены нормы строительства транспортных развязок, ведь те, которые есть сейчас, - устарели и не соответствуют современным вызовам столицы. Не так ли?
Сергей Целовальник: Наши существующие, как говорят, советские, нормы не устарели, поэтому ничего такого сногсшибательного, нового придумать вряд ли удастся. Эти нормы будут еще долго жить и помогать людям.
Другой вопрос: как к этим нормам подходить и как их понимать? Иногда можно взять ведро белой краски и нарисовать по-другому разметку и этим уже решить вопрос, а иногда мы можем вопрос решить и главным образом - установлением баланса между местами приложения труда и проживания. Если этот баланс будет соблюден, то и дороги будут выдерживать и развязки будут эффективными.
РБК-Украина: И все же Киев достаточно остро нуждается в урегулировании транспортных узлов. Какие проекты в ближайшее время могут быть запущены в связи с этим?
Сергей Целовальник: У нас есть соответствующая программа, но есть еще и оглядка на то, есть ли у нас средства. Поэтому какое-то время мы будем жить, больше проектируя, чем строя.
Есть проект по Шулявке, вопрос с которой надо решать, а также Ленинградская площадь и туннель, который должен попробовать "слезть" с так называемого моста Кирпы в сторону Киквидзе. Есть и масса других проектов, но на это все нужны деньги и время, поэтому мы пока что начнем с Шулявки, поскольку там аварийный мост.
По Шулявке есть проектное предложение института "Киевгормост". Также возникло предложение у человека, который сейчас работает у нас в департаменте. Это его ранние наработки, где он пытался предложить совершенно иное разрешение развязки. Пока что он говорит о том, что это осуществимо. Мы поставили вопрос по-другому, и на комиссии Киевсовета по транспорту было предложено сделать эдакий тендер, а его проект должен быть преобразован в соответствие с ранее разработанными проектами профессиональных команд.
Поэтому пока что есть такое предложение - проводить тендер, смотреть внимательно, чтоб проект был полноценным.
РБК-Украина: Когда можно ожидать начала запуска такого проекта?
Сергей Целовальник: У нас сейчас очень сложно с бюджетом, но я думаю, что где-то в начале года, в первом квартале 2015 уже можно иметь какие-то результаты.
РБК-Украина: Во сколько этот проект может обойтись столице?
Сергей Целовальник: Стоимость этой работы оценивают по-разному. Кто-то говорит, что нужно 550 млн грн, а кто-то - что нужно 140-180 млн грн.
Но я думаю, что можно строить и дешевле и при этом получить лучшую пропускную способность, но это все должно быть изложено, доказано, проверено комиссионной экспертизой.
РБК-Украина: Насколько реально в Киеве организовать, например, кассетные паркинги?
Сергей Целовальник: А нужны ли они сегодня? Европа уже отказывается от этого. В Мюнхене в свое время было 7 кассетных паркингов и было все прекрасно - время получения машины составляло полторы минуты, а потом, в силу судебных разбирательств из-за того, что где-то завис компьютер, сломался подъемник и какие-то серьезные люди не могли получить машину в течение 4 часов и подали в суд, от таких паркингов начали отказываться.
Сегодня в Германии строятся в основном конвенциональные паркинги, обычные, на 3-4 этажа, машина на паркинг заезжает безо всяких сложностей своим ходом по пандусу.
В Киеве все это надо делать постепенно. У нас наработки, конечно, уже есть и места разрабатываются, но в столице сегодня проблема строительства паркингов упирается в две ипостаси: первая - никто не хочет их строить, потому что не знают, как их потом продать, поскольку на сегодня одно место в паркинге стоит не меньше 10 тыс. долларов. Из-за этого застройщики всеми путями и лазейками пытаются уйти от строительства паркингов, поэтому машины стоят на газонах.
Вторая ипостась - это то, что у нас, как говорил когда-то Карамзин или Радищев: строгость имперских российских законов, и наших в том числе, компенсируется необязательностью их выполнения. Поэтому у нас машины паркуются на газонах, на полосах движения, и никто за это не гоняет. А если даже во дворах не будут разрешать ставить машины, тогда человек подумает: может быть, действительно мне надо заплатить эти деньги и держать машину в паркинге, в целости и сохранности.
РБК-Украина: С 2015 года планируется введение нового кадастра, согласно которому застройщик участка должен будет придерживаться четких параметров. Каковы Ваши ожидания от его введения?
Сергей Целовальник: Мы уже ведем этот кадастр. Он был организован в соответствии с законом, у нас над ним работает целый коллектив. К сожалению, за счет собственных средств, то есть мы работаем над ним за счет своих штатных единиц. По решению Кабмина, нас должны были обеспечить 19 штатными сотрудниками, но не обеспечили. Тем не менее, кадастр ведется, хотя он пока еще не является таким, как бы я его хотел в итоге видеть, но обновленная подоснова у нас уже есть.
А что касается зонинга, то есть четких параметров, то кадастр - это инструмент, а зонинг - это закон. Так вот зонинг будет доходить до описания каждой земельной площадки, которая будет закоординирована, с указанием собственника его статуса и так далее. В таком кадастре будет записано до 160 параметров: высота, функция, отступ, зеленая линия, красная линия, желтая линия...
РБК-Украина: Какие проблемы это сможет решить?
Сергей Целовальник: У нас не будет коррупции в строительстве и в разрешительной деятельности, что откроет новые возможности для инвесторов.
Инвестор, например, придет в горсовет или в специальную компанию и скажет: у меня есть деньги, хочу инвестировать, хочу построить кинотеатр или еще что-то. Ему ответят: Будьте любезны - вот вам 25 навскидку площадок и по каждой прописано, что кинотеатр здесь может быть построен, но вот здесь он больше, а здесь - меньше. Где бы вы хотели? И человек с самого начала будет знать, во что он играет.
РБК-Украина: Можно ли ожидать, что в следующем году зонинг будет введен?
Сергей Целовальник: Да, в следующем году по центральной части Киева мы зонинг уже будем выставлять.
РБК-Украина: Как сейчас обстоят дела с иностранными инвестициями в инфраструктуру Киева?
Сергей Целовальник: Дела с инвестициями на сегодня обстоят плохо, инвесторы не хотят инвестировать. Они боятся неизвестности с тем, что будет с нашей экономикой в ближайшее время, а деньги должны работать сразу. То есть таких инвесторов, которые не волнуются, что вложив деньги сегодня, устраивающую прибыль они получат через 25 лет, на данный момент нет.
Беседовала Ирина Голод