ua en ru

"Борисполь" становится конкурентом аэропорту Стамбула и аэропортам Московского авиаузла

"Борисполь" становится конкурентом аэропорту Стамбула и аэропортам Московского авиаузла По словам вице-президента по коммерции, МАУ сейчас рассматривает возможность увеличения частот полетов в Нью-Йорк
О планах дальнейшего развития компании в интервью РБК-Украина рассказал вице-президент по коммерции МАУ Сергей Фоменко. "Как раз в условиях падения прямого пассажиропотока в Украину нам помогает развиваться сетевая модель, которую выбрала МАУ - с базированием в аэропорту "Борисполь". Привлечение транзитных пассажиров с пересадкой в "Борисполе" помогает нам добирать недостающих пассажиров", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина Сергей Фоменко.

На этой неделе Игорь Коломойский впервые открыто признал, что компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) принадлежит ему.

"В компанию я зашел примерно полтора года назад. Когда государство убило "Аэросвит"... Понимаете, кто до этого был акционером? Борис Викторович Колесников... Колесников продал акции. Не напрямую - мне. Была сложная схема", - сообщил днепропетровский олигарх после окончания собрания акционеров "Укрнафты".

К слову, МАУ часто обвиняют в злоупотреблении монопольным положением. Так, в текущем году авиакомпания выполнила 59,4% от общего количества рейсов, выполненных отечественными авиакомпаниями.

О планах дальнейшего развития компании в интервью РБК-Украина рассказал вице-президент по коммерции МАУ Сергей Фоменко.

"Как раз в условиях падения прямого пассажиропотока в Украину нам помогает развиваться сетевая модель, которую выбрала МАУ - с базированием в аэропорту "Борисполь". Привлечение транзитных пассажиров с пересадкой в "Борисполе" помогает нам добирать недостающих пассажиров", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина Сергей Фоменко.

РБК-Украина: В каком состоянии входит МАУ во второе полугодие?

Сергей Фоменко: Наиболее существенно в прошлом году просел пассажиропоток в Украину - не из Украины или транзит. Сюда очень сильно сократился поток туристов, бизнес-поток.

Мы пытаемся компенсировать падение перевозок в Украину. В частности, мы наладили уже отношения со Львовской облгосадминистрацией, теперь, надеюсь, и с Одесской облгосадминистрацией, в части сотрудничества для привлечения иностранных туристов.

К этому также пытается подключиться и Киевская госадминистрация, которая также пытается восстановить туристический поток. Но мы пока еще только на пути к восстановлению пассажиропотока в Украину.

РБК-Украина: Что именно МАУ предпринимает для привлечения туристов?

Сергей Фоменко: Мы открыли новые рейсы Львов - Тель-Авив, Львов - Мадрид и Львов - Болонья.

РБК-Украина: И как? Туристы едут?

Сергей Фоменко: Интерес есть. Мы им показываем все самое лучшее, что есть в западной Украине.

РБК-Украина: В таком случае, что происходит с транзитным потоком? Насколько он провалился?

Сергей Фоменко: Как раз в условиях падения прямого пассажиропотока в Украину нам помогает развиваться сетевая модель, которую выбрала МАУ - с базированием в аэропорту "Борисполь". Привлечение транзитных пассажиров с пересадкой в "Борисполе" помогает нам добирать недостающих пассажиров.

Транзит мы только наращиваем. Это происходит благодаря тому, что мы постепенно открываем новые рейсы с разными странами. Нам удается связывать Север с Востоком, Восток с Западом.

К примеру, с Ираном у нас получился очень хороший транзитный поток. Также сильный транзитный поток с Иорданией, куда мы недавно начали выполнять рейсы.

Нам удается страны Востока связывать с той же Финляндией, Швецией, Норвегией, Данией, спрос на полеты из которых не удовлетворяют местные авиакомпании.

За счет того, что Киев удобно лежит на пути из Европы в Азию и обратно, "Борисполь" уже сейчас становится конкурентом тому же аэропорту Стамбула или аэропортам Московского авиаузла.

Они находятся в нашем регионе и занимаются привлечением примерно таких же транзитных потоков.

РБК-Украина: За счет чего выигрываете конкуренцию? За счет цен?

Сергей Фоменко: За счет цен, за счет удобства, за счет большей частоты рейсов, за счет меньшего времени в пути.

РБК-Украина: МАУ летает в восточные аэропорты Амман и Тегеран по три раза в неделю. Это не очень большая частота для удобства пассажиров.

Сергей Фоменко: Да. Поэтому мы и ратуем за то, чтобы увеличить частоту полетов в эти аэропорты, как минимум, до ежедневной или до двух раз в сутки.

Это необходимо для уравновешивания ситуации с полетами на Запад и Север. Сейчас из Киева по многим европейским направлениям разными авиакомпаниями выполняются от двух до четырех рейсов в день.

Но двери же не могут быть открытыми только в одну сторону. Они должны быть открытыми как в сторону Запада и Севера, так и в сторону Востока и Юга.

Со стороны Севера и Запада нас окружают страны, которые поддерживают политику "Открытого неба". Со стороны Востока и Юга чуть сложнее ситуация.

Необходимо, что Министерство инфраструктуры и Государственная авиационная служба более активно занимались вопросом либерализации воздушного сообщения с этими направлениями.

РБК-Украина: Но недавно та же Госавиаслужба предложила украинским авиакомпаниям открыть рейсы в Туркменистан. Будете летать?

Сергей Фоменко: Да. Уже возобновила полеты в Киев местная авиакомпания "Авиалинии Туркменистана". МАУ сейчас ведет интенсивные переговоры по открытию рейса.

Мы бы начали уже летать, но в Туркменистане сложная бюрократическая процедура получения разрешений. Мы все заявки подали.

В Украине для иностранных авиакомпаний делается многое для их привлечения, кроме того, тут для них понятная модель ведения бизнеса, продажи билетов через агентства и тому подобное.

Но, поверьте мне, в других странах все намного сложнее. Мы сталкиваемся с необходимостью получения огромного количества разрешений, лицензий, утверждений и т. д.

Например, в Украине при открытии рейсов иностранной авиакомпанией нет нормы об обязательном найме украинского персонала. В то же время, в Туркменистане есть такая норма - на каждого представителя МАУ, которого мы направляем в Ашгабад, мы должны нанять определенное количество местного персонала.

А мы же должны найти таких людей, обучить их, открыть местный счет, платить местным работникам зарплату, платить местные налоги. То есть, это целый процесс.

И это законодательство намного сложнее, чем законодательство Украины.

РБК-Украина: Когда планируете начать летать в Туркменистан?

Сергей Фоменко: Планируем начать полеты уже этим летом. Намерены летать с частотой три раза в неделю.

РБК-Украина: Поток из Туркменистана - это все-таки пассажиры в Украину или транзит?

Сергей Фоменко: И в Украину, и, конечно же, транзит.

РБК-Украина: С весны прекращено авиасообщение Украины еще с одной страной Востока - Узбекистаном. В чем проблема?

Сергей Фоменко: Узбекистан не дает возможности летать с согласованной частотой два раза в неделю. Поэтому сейчас между нашими странами прервано авиасообщение.

До весны мы выполняли рейсы по два раза в неделю. Но потом они сократили собственную частоту до одного рейса в неделю и обязали нас сократить. Сказали нам, что по-другому не будет.

Когда-то было согласовано выполнять три раза в неделю. Потом было согласовано, чтобы частоту уменьшить до двух раз в неделю. Теперь Узбекистан просит уменьшить ее до одного раза.

Но один рейс не выгоден нам - ни транзиту, ни даже туристическому рынку. Поскольку в таком случае туры могут быть только или семь, или четырнадцать дней, что туристам зачастую неудобно.

Мы считаем, что это ненормальная практика - пересогласовывать то, что уже было согласовано не единожды. Мы им об этом сообщили. Сейчас мы не имеем от коллег из Узбекистана подтверждения возможности выполнять рейсы между нашими странами.

Жаль, ведь Украина и Узбекистан только-только начали восстанавливать и развивать туризм между нашими странами.

РБК-Украина: Есть перспектива восстановления прямого авиасообщения с Узбекистаном?

Сергей Фоменко: Диалог ведется постоянно. Перспектива есть, если обе стороны найдут в себе желание развивать воздушное сообщение между странами.

РБК-Украина: Планируете открывать другие рейсы в восточные страны, чтобы привлекать дополнительный транзитный поток?

Сергей Фоменко: Сейчас все наши планы сосредоточены на рейсах в Туркменистан и восстановлении рейсов в Узбекистан.

РБК-Украина: Как обстоит ситуация с недавно открытым третьим дальнемагистральным рейсом МАУ - в Пекин?

Сергей Фоменко: Хорошо грузится. Успешный рейс. Сейчас выполняем рейсы трижды в неделю.

Планируем к лету следующего года расширить их число до пяти. Сейчас работаем над получением соответствующих разрешений.

РБК-Украина: Большую долю занимает транзит на китайских рейсах?

Сергей Фоменко: Большая. Порядка 45%. Это пассажиры, которые путешествуют через "Борисполь" дальше в Западную Европу и другие страны.

Китайским пассажирам нравится комфорт на наших рейсах. У нас специально на этих рейсах работают бортпроводники со знанием китайского языка.

РБК-Украина: Другие дальнемагистральные рейсы планируете открывать?

Сергей Фоменко: Сейчас рассматриваем возможность увеличения частот полетов в Нью-Йорк или, возможно, открытие новых пунктов полетов также в Северную Америку.

РБК-Украина: В Канаду?

Сергей Фоменко: В Канаду или другие города США на восточном побережье. Пока что сложно точно сказать о том, куда будем летать в Северную Америку, поскольку в аэропортах этого региона очень сложно получить удобные слоты, там очень жесткая конкуренция в аэропортах за удобное время.

В вопросе получения слотов надеемся на помощь наших посольств, наших торговых миссий.

РБК-Украина: Достаточен ли у МАУ парк дальнемагистральных самолетов для полетов по расширенным планам?

Сергей Фоменко: Да. У нас четыре самолета Boeing 767. Этого пока достаточно.

Беседовал Дмитрий Уляницкий