ua en ru

МАУ: монополист не до конца

МАУ: монополист не до конца МАУ под руководством Аарона Майберга удалось достичь почти монопольного положения (фото - УНИАН)
Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) перебрала на себя почти 60% рейсов, выполняемых украинскими перевозчиками. Но, как ни парадоксально это звучит, назвать МАУ монополистом, злоупотребляющим своим положением, нельзя.

Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) перебрала на себя почти 60% рейсов, выполняемых украинскими перевозчиками. Но, как ни парадоксально это звучит, назвать МАУ монополистом, злоупотребляющим своим положением, нельзя.


Позитивные итоги

МАУ вплотную приблизилась к 60% доле среди отечественных авиакомпаний по числу выполненных рейсов. По данным Государственной авиационной службы Украины, по итогам первого полугодия текущего года МАУ совершила около 18,5 тыс. рейсов.

Это составило 59,4% от всего количества рейсов отечественными авиаперевозчиками. За аналогичный период прошлого года эта доля составила 46,8%.

Стремительный рост показателя МАУ был вызван уходом с рынка других авиакомпаний или серьезным сокращением их карты полетов. В частности, за прошедшее время доля Wizz Air Ukraine упала с 7,8% до 3,8%, "ЮТэйр-Украина" - с 9,9% до 4,7%, Windrose - с 4,4% до 2,8%, "Авиалиний Харькова" - с 1,5% до 0,3%, YanAir - с 1% до 0,3% и т.д.


Все по закону

Вместе с тем, опрошенные участники рынка и юристы не берутся назвать столь впечатляющие показатели МАУ монополизмом.

"Не думаю, что законодательно докажут монополизм. В случае с МАУ я бы говорил о другом - МАУ стала естественной монополией", - сказал РБК-Украина исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко.

Елена Кравцова, старший юрист юрбюро ECOVIS Бондарь и Бондарь, которое выступает защитником МАУ в некоторых судебных процессах, утверждает, что МАУ тщательно следит за соблюдением норм антимонопольного законодательства, получая при необходимости разрешения АМКУ на концентрацию, согласованные действия, а также являясь инициатором некоторых расследований в сфере защиты конкуренции.

При рассмотрении вопросов монополизации в авиации сложно определять "рынком оказания услуги" отдельную ту или иную страну, сказал старший партнер юрфирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко.

"Более корректно брать отдельные направления. Может существовать монополист на направлении, к примеру, Киев-Москва. Очевидно, что как раз на этом направлении нет монополизма, поскольку на нем летает несколько авиакомпаний", - пояснил Роман Марченко.

Для потребителей услуга по перевозке авиатранспортом по каждому отдельному маршруту не является взаимозаменяемой с услугой перевозки по другому направлению, ответили РБК-Украина в пресс-службе Антимонопольного комитета. Поэтому, пояснили в АМКУ, необходимо исследовать положение каждой отдельной авиакомпании на каждом отдельном авиамаршруте. Такой подход используется и в международной практике.

"Если взять, к примеру, направление Киев-Астана, то сегодня здесь МАУ - единственный перевозчик, - продолжил Роман Марченко. - Но при этом вины авиакомпании в такой ситуации абсолютно нет. В соответствии с межправительственным соглашением между Украиной и Казахстаном, каждая страна может поставить на этот маршрут паритетное количество провозных емкостей".

Потому, сказал юрист, МАУ воспользовалась этой возможностью и получила права на этот маршрут. Но ни одна казахстанская авиакомпания пока не изъявила желания летать на данном направлении.

"Если МАУ, к примеру, становится на линию Киев-Нью-Йорк, при этом никто на нее не претендует и увеличивает свою долю в общем количестве выполненных рейсов, то честь им и хвала", - сказал РБК-Украина заместитель гендиректора крупнейшей белорусской авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец.

На таких направлениях, как Киев-Астана, МАУ может теоретически попытаться воспользоваться монопольным положением и установить неоправданно высокие цены, отметил Роман Марченко. "Но при этом, при возможном разбирательстве в АМКУ относительно возможных злоупотреблений монополией, МАУ сможет формировать свою защиту минимум по нескольким направлениям", - сказал юрист.

Он пояснил, что, во-первых, в Астану можно полететь не только прямым рейсом Киев-Астана, но и с пересадкой в Москве, Стамбуле, Алматы, Минске, Франкфурте-на-Майне и в прочих транзитных пунктах. "Во-вторых, добраться в Астану можно не только самолетом, но и поездом или автомобилем, продолжает он, то есть рынок может и не быть сужен до перевозок только авиатранспортом", - сказал Роман Марченко.

Но некоторые юристы все же допускают возможность злоупотребления МАУ монопольным положением на линиях, частоты по которым регулируются межправительственными соглашениями.

"По межправительственному соглашению между Украиной и Турцией каждая страна может поставить на направлении Киев-Стамбул любое количество авиакомпаний, но при этом каждому государство выделялось по 16 частот в неделю по этому направлению. Украина отдала все частоты МАУ, но она еще до недавнего времени летала только по 11 частотам. Наличие у МАУ всех 16 частот и их невыполнение имело признаки злоупотребления монопольным положением и блокировку выхода второго перевозчика от Украины. И примеров линий с подобной ситуацией много", - сказала старший юрист юрфирмы "Анте" Екатерина Ищенко (защищает интересы Atlasjet Ukraine, British Airways, Emirates и других иностранных авиакомпаний).


Не мешать

Во избежание со стороны МАУ злоупотреблений своим монопольным положением, чиновники должны прекратить мешать заходить на рынок другим авиакомпаниям, считает Анатолий Мазуренко.

"Монополия - это всегда плохо. Должна быть здоровая конкуренция. От здоровой конкуренции всегда выигрывает потребитель", - заявил исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет".

С этим согласен Роман Марченко. "Государству стоит продолжать либерализировать доступ других авиакомпаний на те или иные направления, который сейчас зарегулированы межправительственными соглашениями", - резюмировал юрист.