В четверг, 7 сентября, президент Петр Порошенко выступил в Верховной Раде с ежегодным посланием. Ожидания общественности от обращения главы государства к парламенту были завышенными, поскольку СМИ неоднократно анонсировали возможность сенсационных заявлений в речи президента. Повышенный интерес к словам Порошенко связан, в первую очередь, с приближением срока выборов - и парламентских, и президентских. Его полуторачасовой спич с парламентской трибуны должен был стать точкой отсчета начала предвыборной кампании ко второму президентскому сроку. Впрочем, этого так и не произошло. На Банковой накануне выступления Порошенко иронично отметили, что журналисты переоценивают значимость и сенсационность президентского послания - нужно признать, чиновники оказались правы. О чем говорил президент - в материале РБК-Украина.
Нынешний президент на публике держится, пожалуй, увереннее всех своих предшественников. В нем нет номенклатурности Леонида Кравчука, усталости Леонида Кучмы или менторского пафоса времен Виктора Ющенко. О Януковиче умолчим. Порошенко держит аудититорию, владеет словом и понимает смысл написанного его командой текста, над которым работал целый штат экспертов. Общий объем подготовленного отчета составлял более тысячи страниц, из которых тезисно выписывался текст для выступления Порошенко. Это, пожалуй, все, что можно сказать о сильных сторонах итогового обращения главы государства.
Слабость выступлений Порошенко в том, что он, как и любой опытный политик, в определенный момент переходит границу уверенности в себе и начинает искренне верить в то, что все изложенное им полностью воспринимается аудиторией именно так, как нужно самому Порошенко. Позднее обязательно возникает недоумение, болезненные реакции на критику и обвинения во враждебном отношении к гаранту и стране в целом тех, кто не понял или понял не так, как хотелось бы президенту.
По сути сегодняшнее выступление отличалось от прошлогодних отсутствием главного акцента на вопросах войны. Без этой темы, конечно же, не обошлось, но переход украинско-российского противостояния в конфликт низкой интенсивности позволил президенту больше говорить не о защите, а о "нападении" - то есть, о том, что он будет делать дальше. А дальше нас уже очевидно ждет выдвижение Порошенко на второй срок с прогнозируемым набором евроатлантических тезисов.
Президент дал понять, что в обозримом будущем он видит правительство Владимира Гройсмана своим союзником, если не сказать помощником, в вопросе наработки электорального позитива через социальные, экономические и финансовые "перемоги". Это значит, что в серьезных кадровых потрясениях Кабмина ни президент, ни его команда не заинтересованы.
Порошенко в очередной раз акцентировал внимание на "популизме и деструктиве" оппозиции. И, конечно же, проигнорировал ряд медийных, но, с точки зрения Администрации президента, несущественных событий. Таких как, к примеру, возвращение в Украину Михаила Саакашвили или возникновения "евробляхеровского" протеста. Ну и, при всех риторических реверансах в сторону парламентаризма и разделения ветвей власти, Порошенко недвусмысленно дал понять - президент в этой стране главный. В духе: "У нас большая семья, но патриархальная. Главный - я. Почему? Спрос с меня!"
Готовность взять на себя ответственность за все сферы государственной жизни от президента кто-то назовет наведением порядка, кто-то в очередной раз увидит в этом угрозу авторитаризма. В любом случае, глава государства свои карты раскрыл. Несогласные с повесткой Порошенко должны понимать перспективы возможного личного дискомфорта, или же быть очень уверенными в собственных силах.
Фото: Президент Петр Порошенко выступил в парламенте с ежегодным посланием (Виталий Носач, РБК - Украина)
РБК-Украина публикует основные тезисы речи Порошенко.
"Время от времени ко мне приходят с предложениями что-то изменить, вернуть президенту объем полномочий по Конституции 1996 года или, наоборот, превратить президента в церемонимейстра, кто-то предлагает тюнинг, четко выписать те статьи (Конституции, - ред.), которые трактуются неоднозначно. Я никогда не соглашусь с предложениями забрать у людей право избирать президента и передать это право парламенту".
"Опросы общественного мнения показывают, что большинство украинцев поддерживают и вступление в Евросоюз, и присоединение к НАТО. Я не исключаю, что инициирую в надлежащее время соответствующий референдум, чтобы продемонстрировать волю украинского народа. Всем: и нашим друзьям, и агрессивной соседке, и всем украинским политикам, чтобы при любых политических раскладах никому из них не захотелось ревизовать этот курс и свернуть с пути".
"Примерно за год Украина погрузится в избирательную кампанию. Весной 2019 года президентские выборы, осенью того же года - выборы парламентские. Это значит, что у нас остался только год для того, чтобы эффективно поработать над реформами. В истории были случаи, когда отсутствие или промедление с реформами просто консервировали отсталость страны, оставляя их на обочине мирового прогресса. Есть перспективы еще хуже: без завершения реформ мы рискуем утратить государственность - и нас просто не станет. Но это - пессимистический сценарий".
"Я не буду "выжимать" из Рады земельную реформу. Не буду этого делать, но прошу принять хотя бы устно, в уме, хотя бы в сердце политическое решение в ее пользу. Земельный рынок и приватизация - это два надежных способа быстро привлечь в Украину достойный объем инвестиций".
"В ноябре исполнится уже два года, как мы не покупаем газ у России. Эпоха газового шантажа - безвозвратно в прошлом!".
"Призываю, как вы, наверное, ожидали, внести и согласовать, наконец, изменения в Конституцию, которые отменяют депутатскую неприкосновенность. Чтобы облегчить вам принятие решения, чтобы у вас не было ощущения, что оно каким-то образом направлено против вас, я имею очень простое предложение: давайте примем это решение с введением его в действие с 1 января 2020 года для депутатов уже новой Верховной Рады".
"Под видом стратегических командно-штабных учений (российско-белорусских учений "Запад-2017", - ред.) не исключается создание новых ударных группировок российских войск для вторжения на территорию Украины. Семь тысяч платформ с солдатами и техникой приближаются к нашей границе. И, к сожалению, нет никаких гарантий, что по завершении маневров все это вернется из Беларуси домой в Россию".
"Введение санкций против компаний, которые администрируют российские поисковые системы и социальные сети сначала подвергалось критике. Но есть результат. Российские пропагандистские сайты выпали из списка наиболее посещаемых веб-ресурсов в Украине. Российские сети были и остаются инструментами спецопераций российских спецслужб в необъявленной войне против Украины. Мы будем внимательно следить и дальше сокращать их присутствие".
"Панические прогнозы относительно новой власти в США не сбылись. Теоретические разговоры о возможности предоставления Украине оборонного оружия Соединенными Штатами Америки наконец-то перешли в практическую плоскость переговоров. Но мы должны выводить украинское вооружение на уровень XXI века, потому что сейчас мы воюем оружием ХХ века"
"Мы выступаем за разворачивание полноценной миротворческой миссии ООН на Донбассе. Она должна быть размещена на всей временно оккупированной территории. Целью миссии должна быть не консервация российской оккупации, не легализация российского военного присутствия, а обеспечение стабильного мира в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и полное восстановление территориальной целостности нашего государства. Миссия должна исключать возможность участия в ней представителей страны-агрессора или сторон конфликта. Согласований с российскими боевиками формата участия в будущей миссии ООН быть не может".
"Завершается работа над законопроектом об особенностях государственной политики по восстановлению государственного сувернитета на территории Донецкой и Луганской областей. В ближайшее время он будет обнародован и вынесен на обсуждение в Украине и среди наших партнеров".
"Украина заставит Россию добровольно отказаться от аннексированного Крыма. Необходимо сделать полуостров неподъемной ношей для Москвы. Как преступник иногда выбрасывает украденное, когда оно начинает его припекать, так и Россия может отказаться от Крыма, когда он начнет ее припекать".
"Неотложным является вопрос создания специального антикоррупционного судебного органа. Этот орган должен быть сформирован на конкурсной основе из судей с безупречной репутацией. Он должен быть зависимым только от закона, но свободным от посторонних воздействий, вашего, уважаемые народные депутаты, политических партий, правоохранительных органов, прогрессивной общественности".
"Моя позиция неизменна - все (выборы, - ред.) должно произойти в определенный Конституцией срок. Прошу, уважаемые народные депутаты, в течение ближайших недель, возможно, даже дней, завершить консультации и подать мне предложения по кандидатурам новых членов Центральной избирательной комиссии".
"В первом полугодии 2017 года этот экспорт вырос на 23%, доля ЕС во внешней торговле Украины наконец достигла 40%. Хочу напомнить, что в 2012 году эта доля составляла 30%, а в 2009 году эта доля составляла 25%. Это свидетельствует о начале интеграции украинской экономики в рынок ЕС и о кардинальном изменении украинских геополитических и цивилизационных координат".
"Я лично написал письмо Варфоломею Первому (патриарх Константинопольский, - ред.). Пусть же нас услышит и руководство вселенской патриархии. Хочу обратить внимание его святости на серьезность наших намерений, и на проблему, которая существует с 1991 года. Украина имеет право на поместную церковь. Мы должны это право защитить".