ua en ru

S&P повысило рейтинг Греции и установило по нему "стабильный" прогноз

Автор: RBC.UA
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) повысило кредитный рейтинг Греции с уровня SD (выборочный дефолт) до CCC и установило по нему "стабильный" прогноз. Рейтинговое действие совершено в связи с завершением программы обмена государственных облигаций, говорится в сообщении агентства.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) повысило кредитный рейтинг Греции с уровня SD (выборочный дефолт) до CCC и установило по нему "стабильный" прогноз. Рейтинговое действие совершено в связи с завершением программы обмена государственных облигаций, говорится в сообщении агентства.

Агентство отмечает, что программа обмена сняла с Афин вопрос финансирования в краткосрочной перспективе, но долговое бремя все еще остается серьезной проблемой для государства. Для того, чтобы стабилизировать обстановку в госфинансах, Греция проводит программу бюджетной консолидации (мер бюджетно-налогового оздоровления) в рамках соглашения с "тройкой" международных кредиторов (Евросоюз, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк) и при их финансовой поддержке. Помимо программы сокращения дефицита бюджета Афины предприняли программу обмена гособлигаций при участии частного сектора, чтобы снизить общую долговую нагрузку, говорится в пресс-релизе S&P.

Проводимая греческим правительством программа фискальной консолидации предусматривает повышение налогов и повышение эффективности их сбора, в также широкомасштабную программу приватизации при сокращении государственных расходов.

Присвоенный Греции рейтинг ССС связан с сокращением госдолга и снижением стоимости обслуживания долга по итогам программы обмена гособлигаций, а также с возросшим средним сроком обращения гособлигаций страны. Кроме того, рейтинг на уровне ССС отражает позицию агентства по поводу факторов риска для греческой кредитоспособности. Так, среди факторов риска аналитики выделяют неопределенные перспективы экономического роста: вслед за сокращением ВВП в реальном выражении на 6,9% в 2011 г. агентство ожидает, что рецессия в греческой экономике продолжится в 2012 г., а ВВП сократится на 5%.

Также выделены политические факторы, в частности, разногласия относительно крайне непопулярных среди населения мер жесткой экономии. На греческую кредитоспособность оказывает влияние и большой дефицит текущего счета платежного баланса страны: соотношение дефицита текущего счета платежного баланса к ВВП снизилось лишь незначительно в 2011 г. - до 9,8% ВВП после достижения в 2008 г. рекордного значения в 14,9% ВВП, что связано со структурной слабостью греческой экономики. В 2012 г. дефицит текущего счета платежного баланса страны покрывался за счет финансовых вливаний Евросоюза, отметили в агентстве.

Высокая долговая нагрузка, несмотря на программу обмена, позволившую увеличить средний срок обращения греческих бондов и снизить стоимость обслуживания долга, также является фактором риска. S&P ожидает, что госдолг Греции будет находиться в диапазоне 160-170% ВВП в 2012-2015 гг. в зависимости от исполнения Афинами пунктов согласованной с "тройкой" программы бюджетной консолидации. Достижение целевых показателей по сокращению дефицита бюджета будет зависеть от темпов роста греческой экономики и способности страны привлечь средства от программы приватизации.

Напомним, первый и ключевой этап обмена долговых обязательств Греции был завершен 12 марта 2012 г. В результате обмена бумаг общим номиналом 177 млрд евро задолженность Греции перед частным сектором была сокращена примерно на 95 млрд евро. Эта сделка признана крупнейшей в истории реструктуризацией суверенного долга.

На каждые 100 евро старых бумаг инвесторы получили новые облигации номиналом 31,5 евро (представлены 20 сериями с погашением между 2023 г. и 2042 г.) плюс двухлетние бумаги Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) номиналом 15 евро (таким образом, реализовано сокращение основного долга на 53,5%). Фактические потери инвесторов при обмене составили около 74%, исходя из так называемой чистой приведенной стоимости (NPV). Срок обращения новых бумаг составляет от 11 до 30 лет, средневзвешенная ставка купона - 3,65% (ставка будет нарастать с первоначальных 2% до 4,3%). В качестве дополнительного стимула к обмену частные инвесторы получили специальные ценные бумаги, выплаты по которым зависят от будущих темпов роста греческого ВВП.

Обмен гособлигаций Греции, принадлежащих частному сектору, являлся неотъемлемой составляющей второй программы финансирования Греции объемом 130 млрд евро со стороны международных кредиторов. В случае провала сделки с частными кредиторами Греция не смогла бы получить новые международные кредиты, что означало бы неминуемый дефолт.

Недавно глава департамента суверенных рейтингов Standard&Poor's Мориц Креймер заявил, что Греции может потребоваться новая реструктуризация государственного долга. "Мы присвоили новым греческим облигациям, которые инвесторы получили в ходе обмена, рейтинг "тройное С". Это, конечно, очень низкий рейтинг, означающий, что стране может потребоваться новая реструктуризация. Вероятность этого события довольно велика, но, правда, мы не думаем, что оно произойдет в ближайшие 12 месяцев. Давление долга на экономику Греции все еще очень велико... Сейчас уже основная доля греческого долга сосредоточена у официальных кредиторов, так что любая будущая реструктуризация неизбежно затронет именно их, возможно, даже ЕЦБ. Но я думаю, что МВФ все же останется за рамками реструктуризации", - отметил Креймер.

О том, что Греции в будущем понадобится еще одна реструктуризация госдолга - в этот раз в государственном секторе, заявлял и старший экономист ING Карстен Бржески.

Ранее правительство Греции выделило 18 млрд евро на рекапитализацию банков. Средства поступят из Греческого фонда финансовой стабильности. Финансовая помощь будет оказана четырем крупным греческим банкам - National Bank, Alpha, Eurobank и Piraeus.

"Кабинет министров одобрил выделение средств Греческого фонда финансовой стабильности в виде бондов Европейского фонда финансовой стабильности нуждающимся банкам для повышения их запаса ликвидности", - заявил представитель правительства. Конкретные детали оказания помощи будут обсуждаться на будущих заседаниях Кабинета министров, добавил он.

Помощь банкам является временной мерой, так как 6 мая 2012 г. в Греции пройдут парламентские выборы и дальнейшая помощь финансовому сектору страны будет обсуждаться новым правительством с представителями ЕС и МВФ. По оценке МВФ, греческие банки нуждаются в 50 млрд евро.

В марте 2012 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Греции с уровня RD ("ограниченный дефолт") до B-, прогноз "стабильный". "Агентство полагает, что существенный риск дефолта сохраняется в связи с чрезвычайно высоким уровнем задолженности после сделки с частными кредиторами".

Fitch стало первым международным рейтинговым агентством, которое повысило суверенный кредитный рейтинг Греции после удачного завершения переговоров Афин с частными кредиторами 10 марта относительно реструктуризации задолженности. Кроме того, это первое повышение рейтинга после начала в стране долгового кризиса в конце 2009 г. и первое повышение агентством Fitch рейтинга Греческой Республики с 2003 г.

При этом международное рейтинговое агентство Moody's в марте 2012 г. сообщало, что кредитный рейтинг Греции в настоящий момент остается на уровне С - наиболее низком из возможных.

В 2009 г. Греция оказалась перед лицом крупнейшего финансового кризиса из-за чрезвычайно высоких долгов Афин перед правительствами других стран. Была угроза выхода страны из еврозоны. В мае 2010 г. МВФ и Евросоюз выделили греческим властям кредитную линию в размере 110 млрд евро. В июле 2011 г. на экстренном саммите еврозоны было принято решение о предоставлении Греции второго пакета финансовой помощи сверх действовавшей программы.

Основным условием для выделения Греции второго пакета финансовой помощи, о которой договаривались министры стран еврозоны, является достижение в 2012 г. объема долга, не превышающего 121% ВВП. Объем кредитного транша составит 130 млрд евро.

Взамен руководство Греции обязалось осуществить ряд мер, направленных на резкое сокращение бюджетных расходов: уменьшить зарплаты, повысить пенсионный возраст, сократить рабочие места, а также провести широкую программу приватизации. Эти меры крайне непопулярны в греческом обществе.

Ранее частные кредиторы и инвесторы выразили готовность списать Греции до 53,5% задолженности по облигациям в процессе реструктуризации долга. Это позволит стране сократить долговую нагрузку, оцениваемую в 350 млрд евро, примерно на 100 млрд евро. Однако до начала 2012 г. Афины и частные кредиторы не могли согласовать ключевые параметры новых бумаг, а именно срок их действия и купонную доходность, от которых зависел масштаб потерь инвесторов в результате реструктуризации.

С 2009 г. в стране не прекращаются массовые забастовки и другие акции протеста против сокращения бюджетных трат.