Роман Насиров: "Хочу с 1 июля снизить ставку ЕСВ до 20%"
В первой части интервью глава Государственной фискальной службы Роман Насиров рассказал о том, как проходил конкурс по отбору претендентов, о чем он говорил накануне назначения с премьер-министром Арсением Яценюком и что глава Администрации Президента Борис Ложкин никак не лоббировал кандидатуру Насирова.
Во второй части своего первого интервью глава ГФС рассказал о перспективах реформирования единого налога, НДС, налога на доходы физлиц (НДФЛ) и единого социального взноса (ЕСВ), а также изменениях в налоговой милиции.
"Забудьте о том, на чем настаивал Хоменко (экс-глава налоговой милиции, - РБК-Украина). Нехорошо критиковать, но забудем об этом", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина глава ГФС Роман Насиров.
РБК-Украина: Как вас встретили в ГФС? Говорят, не очень тепло.
Роман Насиров: Скорее с опаской, чем не тепло. Многие в налоговой меня знали как главу комитета. У нас были и Привалова, специалисты юрдепартамента, руководитель офиса по работе с крупными плательщиками налогов, Любченко, как советник. То есть, эта часть людей меня, так или иначе, знала.
РБК-Украина: Некоторые советники, придя вместе с Билоусом в ГФС, откровенно ему навязывали свое мнение. Тот, по незнанию системы, соглашался - за что в результате и поплатился. Насколько вы подвержены влиянию?
Роман Насиров: Навязывали много вещей и в комитете. Здесь можно навязать что-то очень большое, например, назначение на какую-то должность, изменения в законодательство - это огромная вещь, когда на 5% сокращаешь ставку налога или какой-то индустрии говоришь, что не будет НДС. Это очень значимые вещи.
И люди, кто со мной в этом смысле сталкивался, знают, что просто навязать не получится. Мы пригласим общественность, бизнес, поговорим, а потом навязать что-то очень сложно будет.
РБК-Украина: Но, тем не менее, при комитете до сих пор не создан общественный совет.
Роман Насиров: Положение по общественному совету мы сделали, если не на первом заседании комитета, то на втором. Список совета выносился на заседание комитета, потому что я его не утверждаю лично. Выносился раза 3-4, потому что каждый раз у каких-то депутатов было свое видение и каждый раз просили переносить.
В комитет всегда имели доступ все - и общественность, и журналисты, и бизнес. Что волновало всех в вопросе общественного совета и чем нам "парили мозги"? Нужно было обязательно кого-то поставить определенного туда и сделать главой.
Последнее мое жесткое решение было поставить туда главой представителя Американской торговой палаты, секретарем - от ЕБА. Я сказал, я больше не буду этим заниматься.
Ходили люди, уговаривали депутатов, депутаты приходили, рассказывали, какой же предлагаемый человек профессионал, но только поставь его главой общественного совета. Я спрашивал, а в чем его профессионализм? А мне говорили, ну человек он хороший и будет делать все, что ты скажешь. Еще было, наверное, 50 просьб назначить определенных людей официальными советниками комитета.
РБК-Украина: Глава общественного совета - такая влиятельная должность, что за нее драка идет? А что дает официальная должность советника при комитете?
Роман Насиров: Корочку тоже. И, честно сказать, вход в налоговую. Если ты официальный советник, то можешь закошмарить людей в налоговой.
Налоговики будут думать, что у него есть доступ к комитету, а комитет осуществляет контроль. И если нужно, их можно взять "на понт" - и они сделают все, что нужно. Ради этого люди идут.
Были неоднократные случаи, особенно в областных инспекциях, что звонил человек, представлялся моим помощником и просил назначить кого-то на какую-то должность.
РБК-Украина: Назовите их, кто эти герои?
Роман Насиров: Я потом опубликую эти фамилии.
РБК-Украина: Несколько дней вы уже в налоговой, 2,5 месяца там не было руководства. Что там происходит?
Роман Насиров: Катастрофа. 50% руководителей по налоговой части - и.о. В Киеве - начальник под следствием. Таможня - ровно та же ситуация.
РБК-Украина: То есть, отсутствие руководства дало свои негативные результаты?
Роман Насиров: Такими дешевыми нелегальные растаможки никогда не были. Мне от бизнеса донесли информацию, что в прошлую среду, 29 апреля, до того как Яресько вынесла две кандидатуры, никто не проходил растаможку, все чистили таможенную базу стоимости, чтобы удалить специфическую стоимость и тех, кто этим пользовался.
Я сейчас поставил задачу, чтобы с этим глубоко разобрались. Будет жесткая ответственность для тех, кто это делал, кто этим воспользовался. По цепочке все можно найти.
РБК-Украина: Что с ними будет? В Минфине говорят, что вы готовы даже показательные посадки устраивать.
Роман Насиров: Я вам скажу даже больше, в пятницу, 8 мая, в Луганской области было задержано более 100 автомобилей-фур, которые пытались нелегально пересечь границу. Сейчас там их будут проверять, разворачивать, есть и продукты, и ликеро-водочные изделия. Мой заместитель Билан там работает.
РБК-Украина: Это контрабанда со стороны России?
Роман Насиров: Из Украины. Везли в Россию. Мы все это раскопаем.
РБК-Украина: С региональными подразделениями все понятно - там и.о. сидят. Стоит ли ожидать кадровых чисток в центральном аппарате? От кого готовы отказаться, кого взять?
Роман Насиров: Центральный уровень менее проблематичный. Большая часть назначений была сделана еще Билоусом, то есть, там больше качественных людей.
РБК-Украина: Вы настолько доверяете выбору Билоуса, что даже готовы работать с его людьми?
Роман Насиров: Билоус подходил по-новому. Это не был выбор по системе "попередников", то есть, был отбор.
Нам уже придется усиливать IT-направление, потому что мы хотим двигаться в эту сторону. Нам нужно брать концептуально людей, которые понимают, как сделать не маленькое IT-улучшение, а глобальне, не люди, которые будут экспериментировать и набивать шишки, а те, кто уже имеют такой опыт, и не раз, и их система работает.
РБК-Украина: Реформа ГФС и налоговой системы. Дано вам три месяца. В частности, у МВФ есть свое видение реструктуризации ГФС, срок реализации три года и первый этап - внутренний аудит всех функций, потом уже сокращение районных инспекций, людей, создание офисов по работе с крупными плательщиками. Какое ваше видение, сколько может стоить такая реформа?
Роман Насиров: По стоимости точно не скажу. Что мы обсуждали с МВФ? В этих переговорах я участвовал, как глава комитета.
Что мы хотим построить, какой хотим видеть ГФС? Реалистичный срок, да, наверное, три года. Для запуска электронных сервисов очень часто называют период в полтора года.
Перед нами стоит большая задача - сделать реальную налоговую реформу и на ее базе сформировать бюджет. Мы понимаем, что сейчас это участок работы - какие налоги оставляем, какие убираем, как улучшаем администрирование.
До конца года под это начинаем перестраивать ГФС, чтобы понимать как она будет работать в 2016 году.
РБК-Украина: Что более-менее быстро можно сделать, чтобы бизнес уже почувствовал облегчение?
Роман Насиров: Прежде всего, стабилизировать работу ведомства. В то же самое время, побороть коррупцию. Многие сходятся во мнении, что необходимо поменять хотя бы половину руководителей в областях, районах, частично в центре.
Я вот за те несколько дней, что в ГФС, почти целыми днями сижу и встречаюсь с руководителями департаментов, одновременно интервьюируя, понимая, кто на что способен, встречаюсь с другими кандидатами. И в ближайшие три недели я планирую день и ночь встречаться с людьми, тестировать их и делать назначения. То есть, люди - это номер один. За месяц мы сможем провести достаточно много кадровых изменений.
Начинать изменять администрирование, которое есть, упрощать отчетность и декларации по НДС и по прибыли и для этого нам не нужна Верховная Рада, это внутренними документами решается.
Параллельно со всем этим процессом необходимо менять внутреннюю ментальность. Многие говорят, что я не буду коррупционером, но пусть и другие не будут. Пусть будут одни правила - и ни у кого не будет преференций.
Так же и в бизнесе. Они говорят, что если будут в таких же условиях, что и конкуренты, то никому ничего носить не будут. Это наша задача. Здесь нужно жесткие меры: будем показательно наказывать тюрьмой.
РБК-Украина: Какова перспектива у электронных сервисов?
Роман Насиров: Мы хотим, чтобы в системе электронного администрирования НДС все получилось супер. И мы это делали не ради названия, а для того, чтобы побороть ямы.
С одной стороны электронное администрирование - это небольшое изменение в системе взимания налогов. Но, в большей степени, это процесс, при котором мы уничтожаем возможность плохих людей заниматься плохими делами.
Кроме того, мы еще введем пару нововведений в разрезе электронной регистрации налоговых накладных, что в комплексе не будет давать возможности фиктивным компаниям регистрировать фиктивные накладные.
РБК-Украина: Что за нововведения?
Роман Насиров: Мы все презентуем после 20 мая.
РБК-Украина: Видите ли вы уже процесс "обеления" НДС?
Роман Насиров: Уже видим. Эта норма дала возможность закрыть еще одно окно, через которое пролазили. Нам стало не то, что легче находить, мы их находим быстрее еще на этапе регистрации налоговых накладных.
РБК-Украина: Поскольку ГФС видит всю цепочку, бизнес обеляется, будет ли возмещение НДС для всех в автоматическом режиме? Будут ли отменены критерии?
Роман Насиров: Это то, что нам нужно доделать. Есть электронное администрирование НДС и есть возмещение. Полностью перейти на автоматическое возмещение НДС, думаю, мы сможем через 6 месяцев.
Но не забывайте, бывают и другие вопросы к компаниям, что и не позволяет им быть в режиме автоматического возврата. И я надеюсь, что абсолютный максимум за полгода мы переведем в такой режим.
РБК-Украина: Без критериев?
Роман Насиров: Не готов сейчас сказать.
РБК-Украина: Что будет со спецрежимом НДС для аграриев?
Роман Насиров: Должны быть более глубокие дискуссии, чем есть сейчас. Я скажу свое видение.
Для того, чтобы потенциально с 1 января 2016 года перейти на общий режим, необходимо сейчас разрешить добровольно переходить. И есть законопроект на эту тему. Часть бизнеса перейдет, и развеется миф, что это невозможно.
Для больших производителей, которые большую часть экспортируют, выгодно быть на общей системе и получать возмещение НДС. Тогда экономический эффект больше за счет возмещения, чем при использовании спецрежима для аграриев. Этот бы вариант я бы оставил как добровольный.
Для маленьких предприятий - это действительно простой режим. Можно критерии определить даже по количеству земли, например, до 3 тыс. га. Больше этого - все, ты уже большой, поэтому используй общую систему. Но спецсистему я бы оставил как переходную, на год, и это устроит МВФ.
РБК-Украина: В данный момент стратегии налоговой реформы еще нет?
Роман Насиров: Еще ничего нет, но есть много наработок. Одной из самых больших наработок будет изменение ЕСВ в существенно меньшую сторону, на чем я настаиваю уже четыре месяца. У правительства всегда были опасения изменения ставок. Для них изменение ставки с плюс-минус 40% до 20%, как я настаиваю, чтобы люди платили, уже опасения.
РБК-Украина: И Журжий (Андрей Журжий, "Самопомич", член комитет по вопросам налоговой и таможенной политики) предлагал ставку 20% к 2017 году.
Роман Насиров: Журжий презентовал совсем другое. Он предлагает комбинированную ставку, то есть отменить ЕСВ вообще, оставить налог на доходы физлиц и с этого уже делать расщепления.
Это имеет право на жизнь, но нужно быть реалистом. Чтобы это произошло и люди вышли из тени, нам нужно сказать, вот есть ЕСВ, но есть и Пенсионный фонд.
Поэтому мы снижаем ставку ЕСВ до 20%. Я бы это хотел сделать с 1 июля, как раз в то время, когда вводится в полном объеме электронное администрирование НДС, либо подождать еще три месяца. Самый крайний срок с 1 января 2016 года.
Но лучше раньше. Почему? Потому что, после введение электронного администрирования НДС, людям будет почти невозможно вымывать деньги, использовать конвертационные центры, то есть, им придется работать в белую. Но мы должны им предложить и создать правильные условия работы в белую.
Пожалуйста, ставка ЕСВ стала 20%, открывайте зарплату - и тогда мы увидим эффект. Вот это та самая большая часть, на которой я буду настаивать.
РБК-Украина: Когда бюджет почувствует эффект? Потому что на первом этапе будут потери, а, с учетом предложений правительства по введению накопительного уровня пенсионной системы, потери будут еще больше.
Роман Насиров: Этот опыт прошли многие страны за последние 20 лет. Мы просчитывали потери, хотя более глубокие просчеты еще нужно будет сделать. Они составят за первые три месяца минус 30%.
В разрезе всех сборов ЕСВ, которые есть, мы видим потери в 10-15 млрд грн, но мы видим и то, что в последующие шесть месяцев эти потери компенсируются. Один раз это нужно сделать.
РБК-Украина: Вы озвучивали свои идеи в Кабмине? Какова реакция?
Роман Насиров: Уже не раз. Все будет приниматься на уровне Национального совета реформ.
РБК-Украина: ЕСВ снижаем, а что с НДФЛ?
Роман Насиров: НДФЛ, по моему мнению, можно оставлять на уровне 15% и не делать ставку прогрессивной. Она, так или иначе, будет прогрессивной, так как чем больше зарплату получаешь, тем больше платишь. Все это популизм, когда говорят, что чем больше доход, тем больше ставка должна быть. Отчисления и так больше получаются, так как доход выше.
РБК-Украина: Вы сторонник всеобщего декларирования, "нулевой" декларации, амнистии капиталов?
Роман Насиров: Это больше вопрос Минфина, чем фискальной службы. "Нулевые" декларации, да, важны для нас, чтобы в какой-то момент начинать непрямые методы.
РБК-Украина: Нужны непрямые методы, вы - за них?
Роман Насиров: Я - за них. Я точно за "нулевое" декларирование, я настаивал. И Минфин еще должен был до 1 марта наработки сделать.
Мы должны это сделать один раз, но чтобы это было правильно. При комитете мы делали несколько встреч на эту тему. Моя инициатива заключалась в том, что для физлиц могла быть упрощенная форма - можешь прийти, задекларировать и заплатить заниженную ставку налога.
Но, думаю, что этим обязательно воспользуются и не так как получилось с налоговым компромиссом. У меня в этом смысле все задекларировано, но, если бы не было, то я бы пришел, сказал, вот мои 10 млн долл. и вот я плачу 5% и - на ближайшие 20 лет я чист в любой точке Европы.
РБК-Украина: Рента. Есть шесть моделей, предложенных МВФ, например, снижаем ставку ренты, но тогда увеличивает ставку прибыли или наоборот. Какие модели для Украины приемлемы?
Роман Насиров: Модель увеличенной прибыли в Украине еще пока не работает. Мой оптимальный вариант: все у нас должно быть максимально простое, легкое в администрировании и исключающее возможности оптимизации.
Высокую ставку налога на прибыль в Украине будут обходить, создавать затраты, все это будет до "единщиков" доходить. Сегодня есть обоснованные ставки в районе 40-45% вместо 55%, которые сейчас работают.
Вместо того, чтобы говорить, один раз нужно принять и спокойно жить дальше, а мы много времени тратим на какие-то сложные формулы, что-то еще. Неважно это все.
Есть 55% - ставка необоснована, 45% - обоснована, 40% - еще лучше и будет способствовать новому инвестированию. Все. Просто нужно определиться.
РБК-Украина: А вы придерживаетесь мнения, что основные налоги должны быть с единой ставкой?
Роман Насиров: Да, но не завтра. Нужно привыкнуть к тому, что мы делаем прогнозированные действия. Сейчас есть, то, что есть, и не нужно будоражить всю страну.
А позже, когда пройдет время, условно, с 1 января 2017 года, мы приходим к вот такому-то. И у людей и бизнеса будет полтора года, чтобы понять.
РБК-Украина: Какая реформа ожидает малый бизнес?
Роман Насиров: Мы будем максимально его поддерживать. Но реальный малый бизнес, не тот бизнес, который работает большим оптимизатором для большого бизнеса. Единый налог останется.
РБК-Украина: Какую перспективу вы видите в подразделениях налоговой милиции? Будет она расформирована, создан департамент финансовых расследований или отдельная структура по примеру той, что предлагал Владимир Хоменко?
Роман Насиров: Забудьте о том, на чем настаивал Хоменко. Нехорошо критиковать, но забудем об этом.
Перед Сергеем Биланом сейчас стоит большая задача, как нам реформировать то, что было и есть в налоговой милиции. Будет ли это подразделение финансовых расследований, департамент при ГФС, а это должно быть при налоговой службе, пока не знаю. Но этот орган должен начать обслуживать и качественно налоговую и таможню. Постепенно мы будем идти к демилитаризации, но это не завтра.
РБК-Украина: Минфин спускает на ГФС планы по сбору налогов, и любая реформа может быть нивелирована, потому что инспектора любой ценой стараются выполнить этот план. Будете инициировать отказ от этих планов?
Роман Насиров: Я настаиваю, чтобы Минфин отменил планы.
РБК-Украина: Все говорили, что настаивали, но безрезультатно.
Роман Насиров: Я буду настаивать еще сильнее. Но это решение правительства.
У меня есть большая проблема. ГФС сейчас перевыполняет план по сбору НДС, а бюджетом предусмотрена конкретно ограниченная цифра по возмещению налога. И получается, каждый месяц будет расти долг.
Я три дня подряд настаивал на том, чтобы мы внесли изменения в бюджет и пересмотрели цифру, предусмотренную на возврат. У нас есть возможность возвращать "живыми" деньгами. Все что нужно сделать, внести изменения.
РБК-Украина: А что вы будете делать с переплатами по налогу на прибыль?
Роман Насиров: Есть несколько способов. Наилучший, как я считаю, с 1 января убирать эту практику. Это будет иметь эффект на сбор. Поэтому от этого можно отходить, когда сделаем часть реформ. Тогда скажем, вот - реформа, мы даем послабления, но ивы должны начать платить налоги.
Для бизнеса это будет иметь экономический эффект. За три месяца, которые нам дало правительство, мы постараемся показать результаты, чтоб никто не сомневался, что мы на правильном пути.
РБК-Украина: Если не покажете?
Роман Насиров: Покажем, даже не сомневаемся в этом. Думаю, мы справимся с частью коррупции, существенно поборем схемы, накажем достаточно людей за три месяца, чтобы неповадно было продолжать.
РБК-Украина: Тогда вопрос о вашей безопасности. Поднимали ли вы этот вопрос? Потому что, как известно из неофициальных источников, было покушение на первого замминистра финансов Игоря Уманского и человека, который в Минфине кадрами занимается.
Роман Насиров: Давайте о плохом не говорить. Я подумаю.
Беседовала Наталья Непряхина