Роман Насиров: "АП не лоббировала мое назначение"
Неделю назад, 5 мая, Государственная фискальная служба (ГФС) обрела нового главу - Романа Насирова, нардепа от "Блока Петра Порошенко" (БПП), председателя комитета Верховной Рады. Почти полтора месяца конкурсная комиссия при Минфине вела отборочные туры между претендентами на пост руководителя ГФС, освободившемся после отставки Игоря Билоуса.
В своем первом интервью на посту главы ГФС Роман Насиров рассказал о том, как проходил конкурс, о чем он говорил накануне назначения с премьер-министром Арсением Яценюком и что глава Администрации Президента Борис Ложкин никак не лоббировал кандидатуру Насирова. Глава ГФС также рассказал, как будет находить общий язык с депутатами Верховной Рады и какими он видит первые шаги на своем посту.
"У нас сегодня большой бизнес платит и так 60-70% всех налогов в бюджет. И я считаю, что хорошо, что были люди, не обязательно олигархи, которые привлекали деньги, правильно их инвестировали, делали реальную добавленную стоимость и с нее платили налоги", - сказал, в частности, в первой части интервью РБК-Украина глава ГФС Роман Насиров.
РБК-Украина: Насколько решение комиссии было ожидаемым для вас?
Роман Насиров: Ожидаемым было, наверное, на 75-85%. Были две кандидатуры (кроме Романа Насирова - Сергей Коломиец, - РБК-Украина), и мы еще точно не знали решения, потому что, в моем понимании, Кабмин проходит в среду. Было до конца непонятно. Мы встретились утром, пришли услышать какое-то решение.
РБК-Украина: 85% уверенности появились на последних этапах конкурса или оно было изначально?
Роман Насиров: Сначала была уверенность на 50%, потому что я себя считал специалистом в этом деле. Человеком, который точно знает, куда нужно добежать, как это сделать.
РБК-Украина: Добежать до чего? К кому?
Роман Насиров: До конца реформы, я имею ввиду.
РБК-Украина: Почему не 100% уверенности, ведь вас практически изначально называли как одного из наиболее вероятных кандидатов на должность главы ГФС?
Роман Насиров: Потому что открытый конкурс предполагает конкуренцию. Я подавал свою кандидатуру, когда какая-то часть претендентов из списка была известна из Интернета.
Там были очень хорошие кандидаты, например, Нина Петровна Южанина. Я ее до сих пор считаю сильным кандидатом.
РБК-Украина: Почему тогда вы, а не она?
Роман Насиров: Этот вопрос лучше задать членам комиссии. У кого было больше всего желания делать реформу. Я пытался заниматься реформой с января.
В декабре мы были заняты бюджетом - и это было ярким признаком того, что, будучи глубоко в процессе, понимаешь, как вносятся изменения в Налоговый кодекс. Так вот с января я себе поставил цель, чтобы мы провели налоговую реформу и сделали ее правильно.
РБК-Украина: Кого вы считали своим основным конкурентом?
Роман Насиров: Наверное, все же Южанину. В конкурсе также были большие шансы у Алексея Любченко, Максима Мокляка, но они уже были в системе и возможность у них себя проявить была.
И это, наверное, был больше минус, чем плюс, потому что изменений, которых все ожидали, не было, пока они были там. Я уважаю обоих, как профессионалов, но вопрос стоит не в том, чтобы просто быть профессионалом, а в том, в состоянии ли ты "перевернуть камни".
Так вот, Южанина, как сильный кандидат - да, профессионал - да. Но вот дальше стоит вопрос: кто готов идти и биться за реформы каждый день?
В моем случае через какое-то время тоже будет видно, смог или нет. И здесь играет роль не только одно мое желание и способности, а и все государственное устройство. Сможем ли мы его использовать для достижения цели? Думаю, что сможем.
Вопрос в том, как комиссия оценивала шансы кандидатов сделать то, что необходимо сделать.
РБК-Украина: Если бы вы были в комиссии, кого бы выбрали?
Роман Насиров: Я считаю, что Кабмин сделал правильный выбор. И я постараюсь не подвести.
РБК-Украина: Насколько нам известно, вы встречались и неоднократно с премьер-министром, в том числе, перед Кабмином, где стало известно о назначении. Что Арсений Яценюк говорил, и что вы ему отвечали?
Роман Насиров: Встречался. Для меня это означало одно: правительство уделяет достаточно внимания фискальной службе и рассматривает меня как реального кандидата.
Вопросы были прямые, потому что лучше Арсения Петровича мало кто знает, что происходит в правительстве, финансах и каких результатов вообще ожидать.
РБК-Украина: Но вам в большей степени работать с министром финансов, а не с премьер-министром.
Роман Насиров: Министр финансов недолгое время находится в правительстве, а Яценюк - долгое, причем - в разных ролях. Поэтому лучше его комплексно эти вопросы не знает никто.
С его стороны были только прямые вопросы: комплекс первых шагов, как я буду бороться с коррупцией, схемами. То есть, вопросы не были популистскими.
РБК-Украина: Когда он вас пригласил, вы поняли, что вы будущий глава ГФС?
Роман Насиров: Я понял, что это уже финальный этап. И, если бы эта встреча длилась 5 минут, я бы понял, что этого мало, чтобы оценить кандидатуру, даже которую он уже и так знает.
Учитывая комплекс вопросов и специфический подход, думаю, что некоторыми вопросами он меня еще и тестировал, то уверенности в победе еще до конца не было.
РБК-Украина: Вы теперь можете оценить, насколько открытый и прозрачный был конкурсный отбор? Потому что ряд кандидатов заявляли о закрытости комиссии, влиянии премьер-министра на решение.
Роман Насиров: Мое мнение может быть субъективным, но изначально я высказывал рекомендации, как бы я проводил конкурс. Я считаю, что комиссия отработала максимально открыто, нельзя сказать, что были какие-то предубеждения. Состав комиссии был "неуправляемым", что дает право говорить, что это не был ангажированный процесс.
Мое мнение, можно было бы добавить людей в комиссию, у которых есть опыт управления госфинансами, нескольких бывших министров экономики, финансов, которые хорошо знают процесс. Хотя комиссия была достаточно большая и широко представленная: было много представителей общественного мнения, профессионалов, которые каждый день сталкиваются с налоговой сферой, таких как Европейская Бизнес Ассоциация, Американская торговая палата.
РБК-Украина: Какую роль в вашем назначении сыграла Администрация Президента и, в частности, ее глава Борис Ложкин? Информация о том, что вас лоббирует именно он, была, как это было в случае и с Игорем Билоусом, когда со стороны Ложкина настойчиво звучали рекомендации оставить его в кресле главы ГФС после проведения расследования. В результате комиссия дала ему шанс, но он уже сам подал в отставку.
Роман Насиров: АП меня не лоббировала, АП не возражала. Я думаю, что, в том числе, для Администрации Президента моя кандидатура была понятной, но они точно не принимали участия в процессе отбора. Возможно, некоторые кандидаты могли в каком-то смысле обсуждаться и направляться на конкурс в качестве рекомендованных.
РБК-Украина: Насколько известно, как раз Южанина и рекомендовалась. Но, с другой стороны, зачем премьер-министру на посту в фискальной службе человек от Президента, от фракции БПП?
Роман Насиров: Больше вопрос к премьеру. Я думаю, что для Яценюка и Президента важно было, чтобы это был профессионал, в первую очередь.
Во вторую - нужен ли туда политик или не политик. Но точно не человек, который на этой должности будет развивать или пиарить свою политическую карьеру.
Эта должность, в каком-то смысле очень технократичная. Я, например, ранее высказывал такое мнение, что на эту должность нельзя допустить человека с большими политическими амбициями, потому что он может стать большим другом для всех избирателей, но для бюджета и страны это будет катастрофа.
РБК-Украина: А вы кто больше - политик, технократ, финансист?
Роман Насиров: В первую очередь - финансист. Потом технократ и потом только политик. Я за политикой наблюдаю с точки зрения экономики.
РБК-Украина: Политика всегда играла большую роль в финансах, бюджете и продолжает играть. В парламенте представлено огромное количество бизнесменов, которые продолжают лоббировать свои интересы.
Роман Насиров: Не могу не согласиться. Даже те, кто не представлены в парламенте, у них есть свои представители. А, если и их нет, то в Верховной Раде есть так называемые фрилансеры, которые готовы пролоббировать чьи-то интересы. Это все происходило, происходит и будет происходить в какой-то степени.
РБК-Украина: Как вы будете отбиваться от таких фрилансеров, бизнесменов, ходоков за своими интересами?
Роман Насиров: Мы в комитете за последние три месяца пытались добиться того, чтобы не рассматривать каждый отдельный случай, а менять правила игры для всех. Мы не можем каждый раз давать льготы одному, появился бы сразу второй-третий-десятый.
Уже в декабре мы пытались уравнивать. Если забираем льготы, то у всех. После этого было много разных попыток различными законопроектами возвращать специфические вещи.
Большую часть мы отбили, но были и законопроекты, которые, к моему большому сожалению, депутаты, особенно мажоритарщики, готовы были поддерживать. Для них это политических инструмент, чтобы показать избирателю, что конкретно взятый депутат для вас делает. В этот момент они забывают о балансе, ведь, сделав что-то, они забирают расходную часть, которая могла бы идти на медицину, армию.
В действительности, это медвежья услуга. Когда даешь льготу, запускается дисбаланс и, условно, на твоих же избирателях это и отразится.
Все же мы видим депутатов, которые ходят на ток-шоу, им же что-то нужно говорить, что они сделали, или говорить на округе. Чтобы поддерживать свой рейтинг или увеличить его, можно говорить, что подал законопроект, я его отстаиваю и рву на себе волосы, но его не хотят пропускать.
Над этим последние несколько месяцев я и работал с Минфином для того, чтобы прийти к налоговой политике, которая была бы честной, равной.
РБК-Украина: Зная эту кухню изнутри, как вы будете убеждать депутатов отходить от такой политики?
Роман Насиров: Это тяжело. Нам нужна налоговая реформа, и это бесспорно. Ее нужно будет протолкнуть. Как - это уже второй вопрос.
Необходимо будет работать с членами комитета, с фракциями, с советом коалиции. Будучи до назначения на другой стороне, я понимаю, как это делать.
Все, в конце концов, сводится к диалогу. Но чего нам не хватало? Мы ни одного разу не получили экономического обоснования от Минфина.
РБК-Украина: Все, что было подсчитано, выглядело странным образом.
Роман Насиров: Был ли подсчитан эффект, как подсчитан - это еще один вопрос. Например, прямой эффект может быть 3 млрд грн, а кумулятивный эффект - здесь 3 млрд грн, здесь - минус 4 млрд грн, а там - еще минус 2 млрд грн. Или на определенный период времени получается плюс 3 млрд грн, а на полтора года - кумулятивный эффект минус 6 млрд.
Нетрудно убеждать. В каждой фракции есть финансисты, есть и популисты. Но нам известен вес в Раде каждого, отработаны способы коммуникаций.
Чего не делал Минфин в прошлом, хотя я их и просил приходить на заседания фракций. Там никогда не будет три часа на лекции, но внимание по 5-7 минут на важный законопроект всегда будет.
Если должны были быть важные политические решения, то на заседания фракций приходил и премьер-министр, убеждал, доказывал и после этого сопротивления не было.
РБК-Украина: Ну да, говорил, что уйдет в отставку.
Роман Насиров: Были случаи, когда он приходил с министрами. То же самое мы делали по прокуратуре, по АПК. И это играет свою роль, когда приходишь, объясняешь, отвечаешь на вопрос, но это снимает неприязнь к законопроекту.
РБК-Украина: Слушает ли Кабмин депутатов? Голосование в канун Нового года показало, что не особо. Их цель - наполнение бюджет, а о последствиях никто не думает.
Роман Насиров: Чтобы сошлись мнения, нужно работать на первом этапе с профильными министерствами - Минфином и Минэкономразвития. Сначала мнения могут и расходиться, но потом оно может и сойтись. Это раз.
Второй вопрос, и в нем, может быть, основная проблема. Я уже в должности главы ГФС был на нескольких встречах в Минфине. Нельзя туда идти самому. Обязательно, чтобы шел глава, директор департамента или кто-то из заместителей.
Как в сессионном зале, в комитете или на Кабмине, твой голос должен быть веским, аргументированным, профессиональным, то есть, свою позицию нужно отстаивать.
РБК-Украина: Вы лично готовы встречаться с фракциями и присутствовать на совете коалиции, чтобы отстаивать свои позиции?
Роман Насиров: Абсолютно. По каждому законопроекту, конечно, это не получится. Но по тем важным законопроектам, которые будут иметь вес для доходной части бюджета, 100%.
РБК-Украина: Кто имеет политический вес во фракциях, с кем будет легче дискутировать и доказывать позицию?
Роман Насиров: Большинство людей находится внутри комитета, но не все. В БПП есть Виктор Пинзенык, он большой специалист, на заседаниях фракции он очень активен и я ему благодарен, потому что мы всегда получаем профессиональное мнение по достаточно широкому кругу законопроектов. И его слышат.
Есть более узкие специалисты, например, по ТЭК, сельскому хозяйству, экономическому комитету и свое мнение они отстаивают.
Если идти по БПП, то у нас есть Южанина, Оксана Продан. Это те люди, которые чаще себя проявляют.
Из "Народного фронта" - Александр Кирш. Он понимает, знает, он активный.
Есть Олег Крышин, Роман Заставный, Юрий Вознюк - это костяк.
Во фракции Радикальной партии - Сергей Рыбалко, глава финансового комитета. И Олег Ляшко очень хорошо разбирается.
В "Самопомичи" Татьяну Острикову, в первую очередь, упомянул бы, Андрея Журжия, Александра Данченко.
Из группы "Возроджение" - Виталий Хомутынник с большим опытом.
РБК-Украина: Который, кстати, в работе налогового комитета и законопроектной деятельности не принимает никакого участия.
Роман Насиров: Они в группе проявляют участие. У Дмитрия Святаша большой опыт.
Внефракционный Александр Герега по широкому кругу вопросов - действительно профессионал.
Есть Сергей Тарута, который не в нашем комитете, но по ряду вопросов он знает тематику.
РБК-Украина: Вы помогали ему решить какие-то его вопросы?
Роман Насиров: Ни разу я не решал его вопросов.
РБК-Украина: То есть, это тот круг людей, с которыми вы будете готовы работать?
Роман Насиров: И имеют определенный вес в парламенте. Потому что мы не определяемся только на коалицию, а в целом на зал.
"Оппозиционный блок", конечно, будет голосовать в большей степени политически. Но в некоторых вопросах готовы поддерживать законопроекты, которые полезны для общества.
РБК-Украина: Какие у вас отношения с министром финансов Натальей Яресько? Источники в Минфине и ГФС говорили, что она не в восторге от вашего назначения.
Роман Насиров: Если у министра были другие предпочтения, то я хотел бы знать, какие качества мне нужно развивать, чтобы у нас были еще лучшие отношения с министром.
РБК-Украина: Сразу же после вашего назначения, пошел шквал критики. Мол, вы не знаете ставок налогов, вы работали в скандальном ГПЗКУ, куда во времена Януковича "чужаки" не назначались, ваш тесть Александр Глимбовский, который владеет строительным бизнесом - компанией "Альтис-холдинг", незаконно выигрывал тендера во время подготовки к Евро-2012. Отреагируйте, насколько это все касается вас?
Роман Насиров: Нет никаких уголовных дел по ГПЗКУ. Или я не знаю о них. Зато есть много недовольных, которые знают, что я буду делать. Моя история и биография, связанная с ГПЗКУ, кристально чистая.
Второе. Да, у меня есть жена. У нее есть родители. У тестя есть строительный бизнес, он участвовал во многих стройках в Украине. Я в его проектах не участвовал.
РБК-Украина: Если он нарушит налоговое законодательство, будете привлекать его к ответственности?
Роман Насиров: Да, как и всех, кто будет нарушать. Вот если так подумать, я сегодня в чем-то виноват? Есть бизнес у отца моей жены, но никто ж ведь не знает в каких я отношениях с ним. Я отношусь к своему тестю, как к тестю - и все, не более. Я расцениваю эти обвинения, как возможность поспекулировать фактами.
РБК-Украина: Сразу же после своего назначения, вы предложили правительству двоих заместителей - Константина Ликарчуку и Сергея Билана. Что это за люди? О них ничего неизвестно, а позже появилась информация, что отчасти это люди Билоуса. Почему не ваши?
Роман Насиров: Мои люди - это мои дети и моя жена. Еще на прошлой неделе мне задавали вопрос: кто моя команда, с кем я буду идти, кто мне будет помогать? Я назвал ряд людей, которым я бы мог предлагать или видеть их в должности заместителей.
И перед тем, как нас пригласили во вторник перед заседанием Кабмина, попросили еще меня пригласить и людей, которым я, в первую очередь, предложил бы должности. Я не проводил конкурса, у меня не было много различных вариантов.
Но, в то же самое время, был ряд условий и видений, чтобы люди были не из системы. И среди людей, которых я мог бы видеть кандидатами, были Билан и Ликарчук.
РБК-Украина: А кого еще в рассматривали, кроме них?
Роман Насиров: У меня было еще два предложения по заместителям на таможню. Но они оба были из системы.
РБК-Украина: Кто это?
Роман Насиров: Учитывая то, что они не прошли, я не хочу их называть. Думаю, я буду их привлекать на другие роли, в департаменты.
Не прошли они и со стороны Кабмина. Потому что, когда встал вопрос сузить список, мне приходилось выбирать и делать большую ставку на кого-то одного. Да, этот человек имеет большие шансы пройти, чем кто-то другой.
РБК-Украина: Ликарчук - не знаток таможенного дела, его специализация сосем другая.
Роман Насиров: Обсуждалось видение, что люди должны быть не из системы, потому что не произойдет реформы, не распутается клубок проблем, которые есть сегодня, не разрушатся связи.
РБК-Украина: То есть, у нас есть еще время ждать, пока они разберутся в своих направлениях?
Роман Насиров: Времени нет точно. Я сам могу рассказать Константину обо всем, что происходит на таможне, руководители департаментов могут.
Но вопрос в другом - как принять правильное решение и как подойти к решению, условно, независимо, чтобы это был действительный шаг вперед. Есть уже много рекомендаций, советов на примерах других стран. Ни один руководитель таможни, ни заместители никогда это не доносили до Кабмина, никто не был готов отдать хоть одного человека из системы, хоть какую-то реструктуризацию сделать или информацию более публичной.
РБК-Украина: Почему вы так уверены, что вам это удастся? Это же госслужба, чиновники годами "вгрызаются" в свои кресла, а есть еще "просители" за того или иного человека.
Роман Насиров: Меня "просили" и в комитете. Работу комитета можно было пробовать направлять, формировать мнения. Например, если взять сравнительную таблицу, которую мы подготовили к голосованию в декабре, то мы со многими нормами не соглашались. Но в итоге они все равно были приняты.
РБК-Украина: Это давление было со стороны Кабмина, бизнеса?
Роман Насиров: Со стороны заинтересованных людей. Много их и в Верховной Раде. Кто-то открыто заинтересован, кто-то - нет. Но это всегда происходит.
Приходил всегда и бизнес, мягко сказать, лоббировать, а прямо сказать - просить.
РБК-Украина: И что вы?
Роман Насиров: Я всегда оставался на государственной позиции. Я не хочу ни забрать много, ни отдать много. Так я считаю, что будет честно, и это мнение я буду отстаивать и дальше.
РБК-Украина: Вы тоже сторонник борьбы с олигархами или все же хотите, чтобы все были богатыми?
Роман Насиров: Я хочу, чтобы все были обеспеченные. До того уровня, который обеспечит нормальную жизнь.
Я не ставлю первой задачей побороть всех олигархов, я считаю, что нужно заставить их платить все налоги, которые они должны заплатить. Дай Бог им здоровья, если они будут много работать, зарабатывать и платить много налогов.
У нас сегодня большой бизнес платит и так 60-70% всех налогов в бюджет. И я считаю, что хорошо, что были люди, не обязательно олигархи, которые привлекали деньги, правильно их инвестировали, делали реальную добавленную стоимость и с нее платили налоги.
Наша задача сделать и законодательство, и администрирование налогов такими, чтобы бизнес налоги платил правильно.
Беседовала Наталья Непряхина
Вторую часть интервью с главой ГФС Романом Насировым читайте завтра, 13 мая