Уже в следующем году украинцы могут получить возможность ездить по нормальным дорогам. Для этого народные депутаты инициируют создание специализированного Государственного дорожного фонда. Он будет наполняться за счет акцизов на нефтепродукты и ввозных пошлин. Всего на строительство и ремонт дорог планируется собрать 35 млрд грн. Впрочем, надежды на ровные дороги может разрушить Министерство финансов, выступающее против этой инициативы.
Уже в следующем году украинцы могут получить возможность ездить по нормальным дорогам. Для этого народные депутаты инициируют создание специализированного Государственного дорожного фонда. Он будет наполняться за счет акцизов на нефтепродукты и ввозных пошлин. Всего на строительство и ремонт дорог планируется собрать 35 млрд грн. Впрочем, надежды на ровные дороги может разрушить Министерство финансов, выступающее против этой инициативы.
На прошлой неделе комитет Верховной Рады по вопросам транспорта единогласно рекомендовал парламенту принять в первом чтении законопроект о создании Государственного дорожного фонда в рамках специального фонда госбюджета.
Соответствующий документ семь народных депутатов подали в конце апреля. Нардепы планируют наполнить дорожный фонд за счет акцизного налога с производимых в Украине и импортируемых нефтепродуктов и автомобилей, а также ввозной пошлины на эту продукцию.
Средства из дорожного фонда, распорядителем которого станет Мининфраструктуры, будут выделяться "Укравтодору" и местным властям исключительно на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2016 г.
В пояснительной записке к законопроекту народные депутаты утверждают, что сейчас расходы на дорожное хозяйство финансируются из общего фонда госбюджета. В результате выделение средств на эти нужды происходит по остаточному принципу.
Авторы документа отмечают, что уровень финансирования дорожных работ за последние 10 лет составил 14-34% от научно обоснованной минимально необходимой потребности. Из-за этого дороги в Украине постепенно приходят в упадок. По прочности и ровности существующие дороги не соответствуют современным техническим требованиям на 40-50% от общей протяженности.
При этом в 2015 г. на финансирование "Укравтодора" выделили 22 млрд грн, из которых 19 млрд грн уйдет на выплаты по кредитам, и только чуть более 3 млрд грн- непосредственно на дороги.
Депутаты считают, что выделение источников финансирования строительства и модернизации дорог в отдельный фонд поможет обеспечить стабильное финансирование дорожного хозяйства и позволит предотвратить перенаправление "дорожных" средств на другие цели.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава отметил, что идея создания Государственного дорожного фонда обсуждается уже несколько лет, начиная с времен, когда Министерством инфраструктуры руководили Борис Колесников и Владимир Козак. Сам он, по его словам, поддерживает идею создания такого фонда.
"Сейчас часть денег, которые получает госбюджет от акциза на топливо, не идет на автомобильные дороги, а используется казначейством для покрытия текущего дефицита госбюджета", - заявил Кава.
По его мнению, без создания Государственного дорожного фонда увеличить финансирование автомобильных дорог не удастся.
"Если этого не сделать, то объем ремонта и содержания дорог будет по-прежнему небольшой, в результате их качество будет ухудшаться", - пояснил экс-замминистра.
Вместе с тем Александр Кава отметил, что сейчас порядка 2-2,5 млрд грн в год акциза с топлива платит "Укрзализныця", которая заправляет им свои тепловозы. Логично было бы предусмотреть, что эти средства должны будут уходить из фонда не на автомобильные дороги, а на строительство и модернизацию железнодорожных путей.
Для принятия законопроекта мало поддержки одного профильного комитета парламента. В частности, как рассказал нардеп от "Блока Петра Порошенко" Андрей Вадатурский, на этой неделе его должен обсудить бюджетный комитет. Несмотря на то, что среди авторов законопроекта три члена комитета, обсуждение инициативы, скорее всего, будет сложным.
К примеру, в комментарии РБК-Украина председатель бюджетного комитета Андрей Павелко (БПП) сообщил, что он поддерживает принятие документа. Однако пока что не готов поддержать создание фонда заместитель главы бюджетного комитета Виктор Кривенко ("Самопомич"). Он объяснил свою позицию тем, что этот законопроект является не первоочередным направлением инвестирования государственных ресурсов. По мнению Кривенко, необходимо строить инфраструктуру к индустриальным паркам, строить дороги, которые идут к портам, производственным площадкам, а не просто ремонтировать дороги по всей Украине.
По словам Вадатурского, против принятия законопроекта выступает и Министерство финансов.
"Это понятно почему. Они теряют контроль над достаточно большим денежным потоком. Речь идет о миллиардах гривен", - отметил он.
Александр Кава также считает, что Минфин будет выступать однозначно против данного законопроекта.
"Но его принимает не Минфин, а Верховная Рада. Если парламент его примет, то Минфин никуда не денется и будет вынужден выполнять закон", - напомнил он.
Получить официальный комментарий в Минфине по поводу данного законопроекта не удалось. Вместе с тем источник в ведомстве подтвердил слова нардепа о намерении "провалить" законопроект, поскольку Международный валютный фонд (МВФ) выступает против создания специализированных фондов в Украине.
"Сейчас требованиями МВФ украинские чиновники пытаются прикрыть все что угодно. МВФ не выступает против специализированных фондов, создание фонда не идет вразрез с подходами МВФ", - возмутился Кава.
По мнению экс-замминистра, каких-либо сложностей с прохождением законопроекта через парламент не будет. Вместе с тем Кривенко "не чувствует", что законопроект получит поддержку сессионного зала.
"У нас с Минфином сейчас идут дискуссии, по моему мнению, по более актуальным направлением, в частности, о необходимости увеличения расходов на войну", - пояснил депутат.
Впрочем, один из авторов законопроекта Олег Медуница ("Народный фронт") подчеркнул, что соавторами документа являются представители всех фракций.
"Вот мы и хотим убедить сначала своих коллег во фракциях, а затем в комитетах и в Раде в целом", - отметил он.
В качестве одного из доводов к принятию законопроекта Вадатурский привел факт функционирования аналогичных фондов в Европе. К примеру, по его словам, в Польше такой фонд был создан в 2004 г. и сейчас при ставке акциза 600 евро за тонну топлива в стране собирают 8 млрд евро в год.
Автор законопроекта считает, что поскольку в Польше и Украине используют примерно одинаковые объемы топлива, то Украина со своей ставкой в 200 евро за тонну может собирать в три-четыре раза больше средств в фонд, нежели получает сейчас. По расчетам директора департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Романа Хмиля, в 2016 г. сбор средств в дорожный фонд может составить 35 млрд грн.
Вместе с тем и Украине, и даже Польше есть куда расти. Андрей Вадатурский отметил, что такой же фонд создала и Германия в 2005 г., и сейчас в него поступает 50 млрд. евро в год при ставке акциза 882 евро за тонну.