Ситуация, в которой оказались украинские производители вагонов, может вынудить их пересмотреть свою политику и переориентироваться с экспорта на внутренний спрос. Учитывая, что в Украине единственным большим и системным заказчиком вагонов выступает "Укрзализныця", это означает, что производителям будет необходимо координировать свои интересы с потребностями УЗ.
Ситуация, в которой оказались украинские производители вагонов, может вынудить их пересмотреть свою политику и переориентироваться с экспорта на внутренний спрос. Учитывая, что в Украине единственным большим и системным заказчиком вагонов выступает "Укрзализныця", это означает, что производителям будет необходимо координировать свои интересы с потребностями УЗ.
После приостановки действия сертификатов на поставку в РФ вагонов производства "Азовобщемаша" (АОМ), "Днепровагонмаша" (ДВМ) и Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ), принятого госпредприятием "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" (РСФЖТ), прошло более месяца. За этот период РСФЖТ возобновило только одну из шести приостановленных лицензий "Азовобщемаша". Еще до приостановки поставок вагонов РСФЖТ ввел запрет на использование чешского литья, чем фактически также остановил импорт в Россию вагонов Стахановского вагоностроительного завода (СВЗ).
В частности, СВЗ, по словам его предправления Виталия Касинова, пришлось в два раза сократить поставки вагонов - до 100 единиц в месяц. Кроме того, на СВЗ под временное сокращение попала почти треть сотрудников - около 1500 человек. В комментарии порталу Forbes глава набсовета СВЗ Эдуард Мисевра подчеркнул, что единственная причина этих крайне непопулярных мер - сокращение закупок вагонов РФ и, в целом, ситуация в вагоностроительной отрасли СНГ.
Сокращение поставок вагонов в РФ, согласно ранее озвученному прогнозу предправления КВСЗ Евгения Хвороста, заставит завод в текущем году снизить производство с 11 тыс. до 6 тыс. единиц продукции. Что, в свою очередь, также может привести к существенным сокращениям штата.
По данным главы российского агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, в октябре доля украинских производителей вагонов на российском рынке снизилась с 35% до 10 %.
А старший аналитик инвестиционной компании "Арт-Капитал" Алексей Андрейченко отметил, что за октябрь недополученная выручка всех украинских вагонопроизводителей из-за снижения поставок в РФ может составить около 50 млн долл. АОМ, вероятно, потерял около 30 млн долл., КВСЗ - более 17 млн долл., ДВМ - почти 6,6 млн долл., а СВЗ - 5 млн долл.
Если РФ не отменит запреты, дальнейшее падение производства на отечественных вагоностроительных заводах неизбежно, считает большинство аналитиков, опрошенных РБК-Украина.
СПРАВКА
В 2012 г. украинские вагоностроители поставили в Россию продукции на 2,31 млрд долл. За первые 8 месяцев с.г. этот показатель составил 1,21 млрд долл. Российский рынок до недавнего времени являлся самым большим для отечественных вагоностроительных заводов, обеспечивая 60% всего экспорта.
Учитывая последние политические перипетии, связанные с позицией РФ относительно подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, сложно прогнозировать, что российские чиновники будут уступчивее по отношению к украинским бизнесменам. Кроме того, сама экономическая ситуация на постсоветском пространстве оставляет желать лучшего. Западные и российские эксперты прогнозируют стагнацию российской экономики и даже предупреждают о дефолте.
В связи с этим украинским производителям вагонов необходимо уже сегодня менять свои стратегии и искать новых покупателей на свою продукцию. И наиболее перспективным заказчиком может стать внутренний рынок в лице "Укрзализныци".
Мнение о том, что вагоностроителям стоит переориентироваться на контракты с УЗ, высказал бывший начальник Приднепровской железной дороги, народный депутат от Партии регионов, член транспортного комитета Верховной Рады Александр Момот. "Другого пути у нас нет. Нам нужно переориентироваться на запросы "Укрзализныци". Это даст толчок производству вагонов на внутреннем рынке, а также развитию машиностроения и металлургии в целом, - сказал РБК-Украина Александр Момот. - Для этого нужен будет металл, руда, кокс, и это подтянет за собой все остальные отрасли, а они формируют бюджет, доходную часть".
Депутат отметил, что, даже если такая переориентация вагоностроителей с экспорта на внутренний рынок не сможет перекрыть текущие потери заводов, потери все равно будут минимизированы.
В переориентировании на внутренний рынок есть определенная сложность - цена. "С 2009 г. по 2012 г. цены на полувагоны украинского производства выросли с 34 тыс. долл. до 75 тыс. долл. Сейчас эта цена снизилась до 50 тыс. долл. Но при рентабельности 3-5%, с которой работают украинские вагоностроители, далее снижать цены практически невозможно, разве что за счет резкого увеличения спроса на их продукцию", - отметил в комментарии РБК-Украина старший аналитик ИК "Арт-Капитал" Алексей Андрейченко.
С тезисом об увеличении заказа на вагоны, как фактором, который может снизить их цену, согласился глава подкомитета по вопросам железнодорожного транспорта профильного комитета ВР Виктор Остапчук (Партия регионов). "Нужно иметь государственные заказы на вагоны и, в зависимости от объема партии заказа, можно делать выводы по цене", - заявил РБК-Украина нардеп.
А начальник ГП "Украинский центр путевых работ" Александр Гончарук очертил еще несколько путей снижения стоимости пассажирских вагонов украинского производства. "Цены нужно понижать, для этого необходимо несколько вещей. В первую очередь, нужно применить высокотехнологичное оборудование, которое употребляет меньше электроэнергии и есть не таким емким и трудозатратным. Потому что на наших вагоностроительных заводах все еще используются разработки 30-40-х годов", - пояснил РБК-Украина Александр Гончарук.
Также, по мнению начальника ГП "Украинский центр путевых работ", необходимо скорректировать ценовую политику отечественных сталеварных заводов. "Сталеварную продукцию мы покупаем в Украине. Поэтому они (сталевары) должны пересмотреть уровень цен именно для наших отечественных предприятий", - подчеркнул Гончарук.
И третий фактор, по мнению Гончарука, - устранение посредников с рынка. Если выполнить все три условия, подчеркнул Александр Гончарук, то снижение цены на готовый продукт может достичь 30%.