В пятницу, 25 сентября, должен был повторно состояться столичный тендер по закупке новых трамваев. Однако практически в последний момент он был перенесен на 5 октября. По мнению Антимонопольного комитета, необоснованно исключив из первого конкурса одного из производителей этой техники, "Киевпастранс" вынужден был повторно объявить закупку. Цена вопроса - почти 200 млн грн.
В пятницу, 25 сентября, должен был повторно состояться столичный тендер по закупке новых трамваев. Однако практически в последний момент он был перенесен на 5 октября. По мнению Антимонопольного комитета, необоснованно исключив из первого конкурса одного из производителей этой техники, "Киевпастранс" вынужден был повторно объявить закупку. Цена вопроса - почти 200 млн грн.
В эту пятницу, 25 сентября, лидер по перевозкам пассажиров в Киеве - коммунальное предприятие "Киевпастранс" - намеревался провести тендер по закупке семи новых трамваев со 100% низким уровнем пола. Однако за несколько дней до раскрытия предложений поставщиков перевозчик перенес тендер на 5 октября.
Как сообщил РБК-Украина, директор департамента транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации Александр Козловский, срок был перенесен в связи с внесением технических правок в документацию.
Ожидаемая стоимость закупки составляет 184 млн грн. Трамваи должны быть поставлены до конца текущего года. Соответствующее объявление размещено на сайте перевозчика.
Примечательно, что это уже вторая попытка "Киевпастранса" провести аналогичный тендер в 2015 г. Первая попытка стартовала 28 апреля - именно тогда "Киевпастранс" объявил о намерении 22 июня на тендере закупить семь трамваев за 240 млн грн.
Тогда конкурс состоялся, в нем приняли участие три предприятия: львовское "Совместное украинско-немецкое предприятия "Электронтранс", "Крюковский вагоностроительный завод" (КВЗ) и одесская "Татра-Юг". В результате победителем был объявлен "Элетронтранс".
При этом, обосновывая свое решение об отклонении предложения "Татра-Юг", "Киевпастранс" руководствовался несколькими претензиями к предприятию. К примеру, покупателю не понравилось то, что "участником предоставлен реестр документов, который не имеет номера и даты, и составлен не на фирменном бланке". Помимо этого, у "Киевпастранса" было несколько других замечаний.
Не согласившись с таким решением перевозчика, "Татра-Юг" 16 июля подала жалобу в Антимонопольный комитет, который удовлетворил ее 18 августа.
При этом чиновники из АМКУ пришли к выводу не только о том, что предложение "Татра-Юг" было отклонено необоснованно, но и о том, что часть документации двух других участников тендера не соответствовала его условиям.
По мнению АМКУ, "Киевпастранс", отклонив документацию "Татра-Юг", которая не соответствовало условиям к документации, и не отклонив документации двух других участников, которая также не соответствовала условиям, применил дискриминационный подход к во время рассмотрения предложения, поданные на тендер. АМКУ посчитал, что "Киевпастранс" нарушил право "Татра-Юг" на объективное и беспристрастное рассмотрение ее предложения.
В результате, АМКУ постановил отменить тендер по закупке трамваев, столичным перевозчиком.
В свою очередь, "Киевпастранс" был вынужден отменить проведение первого тендера, и объявил о повторном конкурсе.
При этом перевозчик не согласился с решением АМКУ и подал соответствующий иск в Хозяйственный суд Киева. Последний 17 сентября отменил решение АМКУ об отмене первого тендера. По мнению суда, предложения "Электронтранса" и КВЗ соответствовали документации конкурса, а "Киевпастранс" при его проведении не допустил нарушения закона "Об осуществлении государственных закупок".
Решение суда первой инстанции вступит в законную силу, если АМКУ не обратится в апелляционную инстанцию, или если обратится, но проиграет в ней. Председатель Антимонопольного комитета Юрий Терентьев сообщил РБК-Украина, что АМКУ будет подавать апелляцию.
"АМКУ не согласен с решением суда. Апелляционная жалоба с указанием процессуальных и нормативных нарушений будет подана в установленные строки", - заявил он.
Примечательно, что производители трамваев пытаются популяризировать свою продукцию с помощью визитов на производство высокопоставленных чиновников.
Так, в прошлом году львовский "Элетронтранс" посетил мэр Киева Виталий Кличко. Во время визита он сообщил, что сделает "все, чтобы в следующем году в Киеве появились такие трамваи".
Фото: Виталий Кличко высоко оценил продукцию "Элетронтранса"
Но не отставала от "Элетронтранса" и "Татра-Юг". Уже в августе этого года первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер посетил цеха этой фирмы, которые находятся на территории днепропетровского "Южного машиностроительного завода имени О. М. Макарова", где ознакомился с процессом создания украинских трамваев. При этом Владимир Шульмейстер заявил, что у компании "Татра-Юг" "очень большое будущее".
Фото: Владимир Шульмейстер разглядел перспективы компании "Татра-Юг"
Чуть раньше, в конце июля, еще одного участника отмененного тендера - Крюковский вагоностроительный завод - посетил сам министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Правда, в ходе визита он в первую очередь интересовался не трамваями, а пригородным дизель-поездом, вагоном для международных перевозок, вагоном-рестораном и т. д.
Фото: Андрей Пивоварский почтил визитом КВЗ
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава рассказал, что первый тендер ставил условие, что низкий пол должен был быть только на 35-100% вагона, т. е. могли предлагаться вагоны с частичным низким полом или низкопольными секциями.
Теперь же Киев хочет купить трамвай со 100% низким полом, европейским комфортом, кондиционерами, низким уровнем шума, комфортом для людей с повышенными потребностями, пояснил Александр Козловский.
"Кто предложит соответствующие технические и квалификационные условия и оптимальную цену, тот и победит. Если "Электронтранс" и "Татра-Юг" имеют такие трамваи, то они могут на равных условиях участвовать в конкурсе", - отметил он.
При этом директор департамента "Интегрированные транспортные системы" компании "Сименс Украина" Дмитрий Черненький подчеркнул, что условия отмененного тендера были несправедливыми.
"Условие "уровень пола 35-100%" позволяло участие в тендере производителей с трамваями, различающимися по цене в два раза. Ведь на 100% низкопольный трамвай предполагает совершенно другую конструкцию тележки - безосевую", - пояснил он.
По его словам, в Украине есть только один производитель трамвая собственной конструкции, отвечающей современным мировым требованиям (многосекционный, с проходным салоном, на 100% низкопольный, с асинхронным приводом, возможностью рекуперации энергии и климатизацией) - "Электронтранс".
При этом, по словам Дмитрия Черненького, у "Татра-Юг" и Киевского завода электротранспорта есть собственные производства со своими конструкциями трамваев, но они не отвечают современным мировым требованиям.
"Кроме того, у еще нескольких производителей - "Богдана", КВЗ, львовского ЛАЗа - нет собственной конструкции, но есть возможности для собственного производства", - отметил он.
Вместе с тем, "Электронтранс" пока что выпустил всего два трамвая, и то - узкоколейных (для колей шириной 1000 мм), которые не применяются в Киеве, рассказал Александр Кава.
"Львовский "Электронтранс" пока что не поставил ни одному городу ни одного трамвая под широкую колею (1524 мм, - ред.), которая используется в Киеве. Если Киев купит трамваи у этой компании, то, по сути, это будет покупка вагона, который еще не прошел испытания", - пояснил он.
При этом, отметил Александр Кава, у "Татра-Юг" гораздо больше локальных компонентов в их продукте и больше опыта по производству трамваев, однако полностью низкопольных трамваев она не выпускает.
"У них, по сути, все вагоны сделаны на основе кузова чешских вагонов "Татра" Т6Б5 в разных вариациях, а это разработка середины 80-х годов", - подчеркнул он.
В свою очередь генеральный директор "Татра-Юг" Анатолий Кердивара утверждает, что, в отличие от продукции "Электронтранса", трамваи его компании соответствует требованиям украинских госстандартов.
"В соответствии с требованиями стандартов, нагрузка на ось должна составлять до 8 т, и нам удалось достигнуть такого показателя. В то же время у львовского конкурента эта нагрузка достигает 10 т. Поскольку трамвайные пути в Украине построены из расчета не более 8 т на ось, превышение этого показателя может привести к разрушению путей и стать причиной аварий", - заявил Анатолий Кердивара.
РБК-Украина обратилось в "Электронтранс" за комментариями, однако получить их не удалось.
Что касается третьего участника тендера, то на данный момент на Крюковском вагоностроительном заводе не налажено производство трамваев, отметил Александр Кава
"Впрочем, учитывая большой опыт КВЗ по производству подвижного состава, для него не составит труда сделать трамваи либо самостоятельно, либо в партнерстве с кем-то из мировых производителей, - предположил он. - По сути, ни один из участников первого тендера не смог предоставить готовый продукт со 100% низким полом - это был тендер концептов".
Как правило, во всем мире города сейчас покупают низкопольные трамваи, и чем больше в Украине будет применяться таких вагонов, тем лучше для пассажиров, особенно маломобильных категорий, уверен Александр Кава.
При этом, по словам Дмитрия Черненького, если производство будет осуществляться локальными украинскими компаниями, то ни города, ни государство не будут нести особых "непрогнозируемых" рисков.
К тому же, по мнению Александра Кавы, чем больше в Украине будет производителей трамваев, в частности, низкопольных, тем лучше это будет сказываться на качестве данной продукции.
Однако, с внедрением в Украине низкопольных трамваев не все так просто, считает Анатолий Кердивара.
"В Украине конструкция трамвайных путей не позволяет эксплуатировать трамваи со 100% низким полом. К примеру, зимой от перепада температуры вода, попадающая под плиты, превращается в лед, который поднимет плиты вверх, и в результате низкопольный трамвай просто не сможет пройти по пути", - отметил он.
С необходимостью модернизировать трамвайные пути согласен и Дмитрий Черненький: "Как Киеву, так и другим украинским городам, необходимо обновлять трамваи, однако в то же время необходимо модернизировать и трамвайные линии. Это должны быть параллельные непрерывные процессы".