Внутренний ТВ-рынок Украины достаточно разнообразен: это и новостные каналы, развлекательные, специализированные и даже есть один эротический. Но за рубежом вещают далеко не все из них. "РБК Украина" выяснило, какие телеканалы представляют нашу страну за рубежом и что они делают для завоевания иностранной аудитории.
Внутренний ТВ-рынок Украины достаточно разнообразен: это и новостные каналы, развлекательные, специализированные и даже есть один эротический. Но за рубежом вещают далеко не все из них. РБК-Украина выяснило, какие телеканалы представляют нашу страну за рубежом и что они делают для завоевания иностранной аудитории.
На данный момент в Украине есть 5 крупных телеканалов, которые вещают за рубеж. Часть из них транслируются в открытом виде, то есть смотреть их можно бесплатно. Хотя есть и такие, которые зарабатывают на платной подписке.
Первым среди украинские телеканалов еще в 2003 году зарубежное вещание начал "Интер +". Он является международной версией телеканала "Интер" и входит в Inter Media Group. Телеканал осуществляет круглосуточное вещание на украинском и русском языках по всему миру. Сигнал идет с трех спутников. Первый из них, Astra 4A, покрывает всю Европу, страны Балтии, европейскую часть России, Грузию, Азербайджан, Армению, Северную Африку, страны Ближнего Востока. Второй, Horizons-2, вещает на территории России и Средней Азии (Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан). Третий спутник, Galaxy 16, покрывает территорию США и Канады.
Канал распространяется на платной основе, а его эксклюзивным дистрибьютором в мире является компания "Торсат". Права на ретрансляцию телеканала "Интер+" в сетях кабельного, сотового, спутникового и IP-телевидения переданы на территорию 22 стран Европы , в страны Балтии, Израиль, США, Канаду, Россию, Грузию и страны СНГ. В ближайших планах "Торсата" - запуск телеканала "Интер+" в телевизионных сетях на территории Бразилии, Аргентины и Австралии, где находится достаточно большая украинская диаспора.
"Второй ласточкой" международного вещания Украины стал телеканал "1+1 International", принадлежащий "1+1 Медиа". Он запустился в 2006 году и также распространяется на платной основе. Вещание ведется на украинском языке со спутника Astra 4a с покрытием центральной и восточной Европы.
На сегодняшний день в группе "1+1 Медиа" есть также англоязычный телеканал с международным вещанием Ukraine Today. Как рассказывает генеральный продюсер телеканала Татьяна Пушнова, ведущие Ukraine Today - украинцы с хорошим английским. При этом признается, что найти таких не просто, на рынке дефицит специалистов, которые знали бы английский на таком высоком уровне. По словам технического директора "1+1 медиа" Филиппа Петренко, Ukraine Today вещает на спутнике Hotbird 13 Е, который покрывает западную и центральную Европу. Но спутник - не единственный способ распространения сигналов. Сейчас группа активно использует интернет-технологии и IP как альтернативный способ доставки сигнала в европейские страны, Канаду и Америку.
У еще двух крупнейших отечественных медиагрупп, Starlightmedia и "Медиа Группы Украина", иновещания нет. Но Starlightmedia работает над тем, чтобы вывести свой музыкальный телеканал М2 на зарубежную публику. "Телеканал М2 - единственный четко позиционированный телеканал, где мировой зритель может увидеть созданную украинцами музыку. Конечно, нам хочется популяризировать его в других странах", - рассказывает директор телеканалов М1 и М2 Валентин Коваль. По его словам, сейчас переподписываются договора с артистами и продюсерами, и в этих договорах территория распространения уже указывается как "мир". "Так что в ближайшем будущем мы сможем подписывать договора о распространении сигнала М2 с зарубежными платформами", - говорит он.
Пока что М2 можно смотреть в зоне уверенного приема сигнала спутника Amos-3 (покрывает Восточную Европу). Чтобы попасть, например, в Канаду телеканал будет использовать IP-каналы (интернет).
У государства есть целых 2 телеканала для зрителей за рубежом. Это канал Национальной телерадиокомпании "Перший Ukraine", рассчитанный на украино- и русскоязычных зрителей, а также UATV, вещание которого ведется на русском и украинском языках с английскими субтитрами.
"Перший Ukraine" по сути является спутниковой версией "Первого национального". Он работает с 2012 года, вещание ведется со спутников Amos-4W и Amos-2. Территория распространения - более 30 стран мира, от Испании до европейской части России. В Украине телеканал также можно найти в пакетах спутникового провайдера "Вижн ТВ", работающего под брендом Viasat.
Второй телеканал, UATV, появился в 2015 году по инициативе Министерства информационной политики Украины вместо спутникового канала "УТР". UATV присутствует на спутниках Amos-3, Azerspace-1 и Galaxy-19, которые по сути обеспечивают ему техническую возможность вещания по всему миру. Отдельно телеканал договаривается о трансляции в кабельных сетях. Но сколько зрителей уже смотрят его, неизвестно.
На поддержку UATV планируется пустить около 200 млн гривен из бюджета и еще привлечь 100 млн гривен средств от спонсоров.
По оценкам "Интер+", его аудитория в мире - несколько десятков миллионов человек. Телеканалы "1+1 Медиа" покрывают через кабельные сети около 20 млн человек. Что касается спутникового вещания, то здесь, по словам Петренко, количество зрителей посчитать невозможно, можно говорить только о техническом покрытии спутника.
В любом случае, как говорит медиаэксперт Александр Глущенко, это "капля в море". Русскоязычные жители других стран по-прежнему узнают большинство информации об Украине по российским телеканалам. По словам Глущенко, крупнейшими международными телеканалами, рассчитанными на русскоязычную аудиторию, являются "Первый канал", "Россия 24", "РТР Планета" и "НТВ Мир". Отдельно идет Russia Today - это главный источник новостей для иностранцев. Russia Today вещает на разных языках (английский, испанский, арабский ), в зависимости от региона, с локальными ведущими. В этом, по его мнению, преимущество российского канала перед украинскими иновещателями, которые набирают украинских ведущих. "Естественно, британские зрители больше поверят ведущему-британцу, чем украинцу, пускай даже с хорошим английским", - объясняет он. Российские международные каналы располагают ресурсами, в первую очередь, финансовыми, говорит Глущенко. Например, финансирование Russia Today в 2016 году составит 310 млн долларов. Поэтому российские каналы работают на многих спутниках, заходят в пакетные предложения провайдеров, доплачивая за абонентов, в гостиницы и рестораны, выкладывают свои видео на видеоплатформы типа Youtube, раздают потоковый сигнал через IP всем желающим - лишь бы смотрели.
Распространение ведется по всем возможным каналам дистрибуции и доставки, как легальным, так и нелегальным, используя ресурсы пиратов. "Их вещание в рамках всей планеты - вопрос политический, а не экономический", - объясняет Глущенко. По его мнению, Украине не стоит "выдумывать велосипед", а нужно действовать так же, по тому же алгоритму. Но поскольку наши каналы не имеют таких финансовых возможностей, нужно пытаться по максимуму договариваться бесплатно - подключать посольства, международные организации, чтобы те способствовали распространению сигнала.
Российские телеканалы даже используют собственный эфир для рекламы своего вещания. Например, "Первый канал" демонстрирует ролик, в котором призывает россиян включать канал в отелях за рубежом.
Как говорит Пушнова, в прошлом году Ukraine Today тоже делал похожую рекламную кампанию, ролики шли на всех каналах группы. "Мы объясняли людям, которые выезжают за рубеж, как там включить наш канал.
Раздавали в аэропортах листовки со всеми параметрами вещания, чтобы их можно было отдать отельеру", - рассказывает она.
Ukraine Today также сам ведет переговоры с большими отельными брендами, с туроператорами. Но, для сравнения, если в Russia Today над этим работает большой департамент, то в Ukraine Today это делает один человек. Причем с каждым отелем приходится договариваться отдельно, даже если они входят в одну сеть. У них нет стандартизации, какие каналы они берут, а какие нет, и разные технические возможности. "Здесь важна массовость: как можно больше людей обзвонить и убедить их взять нас в свои отели", - рассказывает Пушнова. По ее словам, Ukraine Today есть в египетских отелях - лично ей отчитывается большое количество людей об этом. Канал есть в большинстве отелей в Балтике, в Польше. "Вообще территории, которые к нам лояльны - их легко убедить. Но, например, с отелями в Швейцарии мы так и не смогли договориться, хотя российские каналы они показывают", - рассказывает она. При этом активная работа ведется и с украинскими отелями. По словам Пушновой, телеканал есть во всех известных отелях, где есть техническая возможность приема сигнала. "Когда иностранцы приезжают в Украину, они смотрят ТВ в отелях. Многие из них потом возвращаются домой и начинают там смотреть наш канал уже там", - объясняет она.
В пресс-службе Inter Media Group также рассказывают, что дистрибьютор канала "Интер +" ведет работу с отелями по всему миру для включения его в кабельные сети. Кроме того, "Торсат" представляет канал на международных выставках, проводит презентации, размещает рекламные промо-материалы в зарубежных СМИ, распространяет электронные, печатные, и видео материалы о телеканале "Интер+" и его программах по всему миру.