В конце прошлой недели, 14 августа, Верховная Рада приняла законопроект № 4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины", которым к управлению отечественной ГТС допускаются иностранные компании.
Советник юридической фирмы"Клиффорд Чанс" Дмитрий Федорук,
специально для РБК-Украина
В конце прошлой недели, 14 августа, Верховная Рада приняла законопроект № 4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины", которым к управлению отечественной ГТС допускаются иностранные компании.
С чисто экономической точки зрения, принятие закона о допуске иностранных инвесторов к управлению ГТС является позитивным событием. Привлечение иностранного инвестора повлияет на следующие основные факторы:
• Эффективность работы ГТС. Основной причиной является то, что частный инвестор всегда ориентирован на получение прибыли. Таким образом, такой инвестор будет стараться уменьшить затраты и повысить эффективность работы ГТС, и не будет подвержен влиянию внешних факторов (таких как, например, политической ситуации между участниками процесса транспортировки газа).
• Экологические стандарты и безопасность. У европейских и американских компаний, работающих в нефтегазовом секторе, очень серьезное отношение к соблюдению экологических норм и правил безопасности. Отчасти это вызвано большими штрафами, которые эти компании платят в своих странах за какие-либо нарушения этих стандартов. В результате, в большинстве случаев внутренние экологические стандарты и правила безопасности компаний являются намного более строгими, чем нормы украинского законодательства. Вдобавок, акции большинства таких компаний котируются на крупнейших мировых фондовых биржах. Компании стараются избежать каких-либо репутационных потерь, связанных с нарушениями экологического законодательства, поскольку громкие экологические скандалы существенно негативно влияют на цены на их акции.
• Передовые технологии. С привлечением иностранного инвестора у Украины появится доступ к передовым технологиям в управлении процессом транспортировки газа, и это может быть основным фактором в снижении затрат на транспортировку и, как следствие, увеличение прибыли государства. От иностранного оператора очевидно будет требоваться осуществление серьезных инвестиций в модернизацию ГТС, и этих средств у украинского правительства в данный момент нет.
Конечно же, принятие закона о допуске иностранных инвесторов к управлению ГТС является только первым шагом в долгом процессе привлечения иностранного инвестора. Теперь перед украинским правительством стоит задача организации конкурса таким образом, чтобы привлечь интерес максимального количества квалифицированных инвесторов. Для этого, как минимум, необходимо установить четкие критерии для победителя конкурса и обеспечить его прозрачность (т.е., всем должно быть очевидно, каким образом будет выбираться победитель).
Другим важным фактором, на который украинское правительство и победитель конкурса должны обратить внимание, является установление таких отношений с Газпромом, при которых Газпром был бы максимально уверен в надежности и предсказуемости работы ГТС Украины на рыночных условиях, и не активизировал бы свою деятельность в поиске альтернативных способов транспортировки газа.