После того, как в Украине закончился первый этап декларирования доходов и имущества чиновников, и вся страна смогла получить доступ к данной информации, политики вновь заговорили о необходимости всеобщей подачи деклараций. Конкретные сроки их введения не называются, но украинцам пока опасаться нечего. За подачей "нулевой" декларации, когда легализовываются все средства, должен следовать этап внедрения непрямых методов оценки доходов и расходов. Это невозможно без реформированной фискальной службы. Альтернативой может стать валютная "нулевая" декларация, как способ легализовать инвестиции и первый шаг к либерализации валютного законодательства.
За всю историю независимой Украины пять президентов и многочисленные правительства декларировали необходимость введения всеобщего декларирования доходов граждан, называя его этапом выведения средств из "тени".
Позже в "повестку дня" попал вопрос декларирования капиталов юридических лиц. Про капиталы заговорили тогда, когда стало понятно, что из страны в офшоры стали выводиться огромные суммы и декларирование преподносилось как возможность вернуть эти средства или, как минимум, остановить их исход из страны. Но дальше разговоров дело не шло. Максимум – разрабатывались законопроекты.
В этот раз о "нулевой" декларации активно заговорили после окончания первого этапа декларирования доходов и имущества чиновников, депутатов, первых лиц государства. Кому-то даже показалось, что политический класс таким образом мстит за то, что был вынужден показать свои доходы, машины и предметы роскоши, после чего попал под шквал критики, насмешки и "пролетарскую ненависть".
Следующими на очереди декларирования своих доходов – чиновники 3-й и ниже категорий, а также руководители государственных предприятий. Глава Национального агентства противодействия коррупции Наталья Корчак заявила, что подробности второй волны декларирования станут известны в 2017 году. В свою очередь замглавы Администрации президента Дмитрий Шимкив заявил, что электронные декларации в перспективе будут внедрены для всех граждан Украины, как "важная часть реформ". "Мы имеем в Украине беспрецедентный уровень публичности. Такого уровня публичности не существует ни в одной стране. Вы не увидите в других реестрах данных о наличных средствах", - сказал Шимкив.
В комментарии РБК-Украина Дмитрий Шимкив отметил, что система "нулевого" декларирования не должна иметь факторов дискриминации и касаться только налогового аспекта. Те, кто исправно платил и платит налоги, декларирует доходы и может подтвердить происхождение своих активов, возможно, могут быть исключены из процесса. Как и пенсионеры с гражданами, имеющими низкий доход. "Все это предмет дискуссии. Главное, чтобы конструктивный процесс по созданию нормального института декларирования не превратился в популизм и желания подсмотреть как живет сосед. Такой подход не правильный для общества,- уточняет Шимкив. - Минфин, Государственная фискальная служба и парламент должны выработать концепцию организации такого декларирования, а наши доноры будут счастливы, потому что это дает долгосрочную перспективу наполнения бюджета, борьбу с уходом от налогов и коррупцией".
Стоит напомнить, что, например, МВФ против проведения в Украине каких-либо амнистий, в том числе и налоговых. Поэтому "прощения" все же не будет, а с легализованных доходов, скорее всего, придется уплатить налоги.
По словам Татьяны Ефименко, президента Академии финансового управления при Минфине, механизмов и законопроектов на тему "нулевого декларирования" за последние 10 лет наработано огромное количество. В них речь шла, как о добровольном декларировании, так и обязательном, о разных ставках налогообложения выведенных из "тени" капиталов - от 1% до 18%, о гарантиях неприкосновенности декларантов.
"Первого и главного, чего всегда не хватало, - это политической воли. Позиция первого лица должна совпадать с мнением общественности и политической элиты. И лидером здесь должны стать именно последние", - отмечает Ефименко.
Она уверена, что сейчас политические элиты к этому готовы, что продемонстрировала их готовность задекларировать свое имущество и средства. Разделяет идею и бизнес, но именно тот, который имеет перспективы развития и рассчитывает на доступ к финансовым источникам, в том числе и международным. А одно из условий доступа к ресурсам – полная прозрачность деятельности.
Глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина считает, что "нулевую" декларацию уже можно запускать, но она должна быть добровольной. Более того, 90% населения такую отчетность не нужно будет подавать, если их движимое и недвижимое имущество внесено в реестры и, соответственно, это можно будет проверить. По объему декларируемых наличных средств тоже можно будет договориться, например, закрепив в законодательстве граничный предел владения.
Например, имея "на руках" до 1 млн грн, участвовать в декларировании будет не нужно. "Это снимет необходимость многим гражданам подавать декларации", - считает Нина Южанина. После этого можно говорить о введении непрямых методов оценки доходов и расходов граждан, но этот процесс должен происходить в автоматическом режиме, а не как сейчас, например, когда НАПК только начинает формировать процедуры и механизмы анализа поданных чиновниками е-деклараций.
Собеседник РБК-Украина в Минфине уверен, что сейчас не время для введения "нулевой" декларации. "Настроение народных масс не то после недавнего декларирования. У людей есть острое ожидание увидеть, что НАБУ и прочие органы будут делать с буржуями. Распространение декларирования на всех будет расценено как перевод "стрелок", уничтожение такими декларациями трудового народа", - считает представитель Минфина. В свою очередь Татьяна Ефименко уверена, что если легализованный доход облагать по низкой ставке, а средства, полученные от "обеления" будут иметь целевое назначение, например, пойдут на финансирование социальной помощи для участников АТО, то украинцы вполне могут принять такие условия.
Советник министра финансов, курирующий вопросы налоговой системы и реформу Государственной финансовой службы Яна Бугримова рассказала РБК-Украина, что декларирование для всех будет иметь смысл только при параллельном введении непрямых методов контроля. "В такой ситуации в теории все работает. Налоговые службы получают точку отсчета и могут в дальнейшем выявлять факты уклонения от налогообложения путем сопоставления задекларированных доходов и понесенных расходов. Однако, это в теории, - уточняет Бугримова. - Сегодня ГФС находится еще в состоянии реформирования и далека от того уровня компетентности, некоррумпированости, от должного уровня оплаты труда, которые мы ожидаем и которые необходимы для того, чтоб такой механизм заработал. Уже существующие инструменты контроля используются ГФС далеко не в полной мере и пример тому контроль за трансфертным ценообразованием".
Замглавы стратегической группы советников при Кабмине Павел Кухта называет ГФС одним из самых коррумпированных органов: "Вроде что-то делается, но результата нет. Поэтому и эффективность непрямых методов сомнительна, если нет качественного органа, который это будет делать".
А пока налоговые органы еще далеки от реформирования, непрямые методы могут превратиться в инструмент выборочного давления на отдельных плательщиков. Бугримова соглашается с Южаниной, что процедура оценки доходов и расходов должна быть автоматической, а это требует существенных ресурсов, в том числе технических, которых у ГФС сегодня нет. "Сопоставление доходов и расходов нельзя обеспечить в ручном режиме. Нужна автоматизация, работа с большим массивом информации, выработка системы получения данных о расходах из многих источников. В то же время, систему непрямых методов можно тестировать, например, на "группах риска"", - добавляет Бугримова.
Поэтому, в целом, поддерживая идею, Минфин скептически относится к возможности внедрения указанных реформ в ближайшем будущем. В то же время, альтернативой на данном этапе может стать валютная «нулевая» декларация, как способ легализации валютных инвестиций перед дальнейшей либерализацией валютного законодательства. Глава ГФС Роман Насиров пока эти идеи предпочитает не комментировать.
Украина уже проходила через обсуждения "нулевого" декларирования. РБК-Украина проанализировало о том, кто, когда и что говорил об этой инициативе за последние 11 лет.