После сильных дождей украинские города буквально "плывут". Тротуары заливает так, что пешеходы оказываются по щиколотку, а то и по колено в воде. Автомобили превращаются в водный транспорт. В конце сентября такой "потоп" случился в нескольких районах Киева, а до этого подобные ситуации наблюдали в Одессе, Львове и Запорожье. Местные власти начинают действовать только когда проблема на лицо. Эксперты поясняют, что ливневые канализации требуют реконструкции и миллионных вложений. В то же время, даже те ливневки, которые есть сегодня, коммунальщики чистят неохотно. Однако, власти столицы обещают, что в следующем году аварийных ситуаций станет меньше. На ремонт планируют потратить более 200 млн гривен. Подробнее об этом – в материале РБК-Украина.
Мы уже привыкли, что в украинских городах во время сильных ливней вода заливает тротуары и проезжую часть. За последние два года мини-потопы случались в Одессе, Львове и Запорожье, периодически они происходят и в Киеве. Так, например, 20 сентября в столице на Подоле и в районе метро "Левобережная" разлилась целая "река". Люди, проходящие мимо "Левобережной", чтобы не намочить ноги вскарабкивались на металлический заборчик, разделяющий тротуар и проезжую часть. Они даже умудрялись передвигаться по этому заборчику. Остальные прохожие утопали по щиколотку в воде. Такие "наводнения" случаются из-за того, что не справляется ливневая канализация.
На ситуацию в столице отреагировал глава КГГА Виталий Кличко. Он поручил профильным службам проверить все городские ливнестоки, а особенно тщательно - на Подоле и в районе "Левобережной". "Коммунальные службы города во время последнего ливня в Киеве работали в усиленном режиме. Ливень были слишком сильным - по предварительным данным Укргидрометцентра, количество осадков достигло отметки в 18 мм. К сожалению, в некоторых местах ливневка частично не справлялась, что привело к возникновению подтоплений на некоторых улицах", - цитирует Кличко пресс-служба. Мэр отметил, что в последние годы во время сильных дождей на Левом берегу и в других районах неоднократно возникали аварийные ситуации. Когда переполнялась ливневая система и смотровые колодцы, накопленная вода выливалась просто на дорогу.
В Киеве за ремонт, эксплуатацию и обслуживание ливневой канализации несет ответственность коммунальная корпорация "Киеввтодор". Именно она должна бороться с дождевыми подтоплениями. По словам Виталия Кличко, по заказу "Киевавтодора" в столице разработали проекты новых и реконструкции существующих коллекторов. Сейчас они проходят государственную экспертизу.
Несмотря на то, что перед "Евровидением-2017" станцию "Левобережная" ремонтировали, серьезного ремонта ливневки там не проводили. Реконструкцию коллектора на Броварском проспекте в "Киевавтодоре" запланировали на 2018 год. "Реконструкция в дальнейшем исключит возникновение аварийных ситуаций после интенсивного дождя у станции метро "Левобережная", - сообщили в "Киевавтодоре" в ответ на запрос РБК-Украина. Чтобы очистить поверхностный сток ливневки, там поставят подземные очистные сооружения закрытого типа. Кроме того, увеличат пропускную способность коллектора и построят новый участок. Ремонтные работы обойдутся в 190 млн гривен.
На следующий год также запланирован капитальный ремонт ливневой канализации по ул. Сентябрьской (Дарницкий район) и реконструкция ливневки по ул. Лаврской.
Сейчас завершаются работы по капитальному ремонту Прозоровского ливневого коллектора на Печерске. Капитальный ремонт по заказу "Киевавтодора" проводит ООО "Концерн "Киевподземдорстрой", он выполнен уже на 80%. "Обустроен новый участок коллектора, устанавливаются камеры в местах переподключений нового коллектора к старому, стартовали дорожно-восстановительные работы", - уточняют в "Киевавтодоре". Общая стоимость ремонта составляет 16,5 млн гривен.
В 2016-2017 годах в Киеве проводили капремонт дождевых коллекторов по ул. Ереванской, ул. Багговутовской, на пересечении пр. Правды и пр. Порика. Работы проводили концерн "Киевподземдорстрой" и общество с ограниченной ответственностью БМК "Город". Общая стоимость ремонта составила почти 12 млн гривен.
Также в "Киевавтодоре" рассказали о проведенных работах на пр. Воздухофлотском, который периодически "затапливает" после дождей. На этом участке заменили чугунный дождеприемник, установили чугунные люки, заменили плиты перекрытия для канализационных колодцев. Кроме того, очистили ливневую систему гидродинамической установкой. Работы обошлись в 2 млн гривен, а выполняло их предприятие "Київшляхбуд". "За качество ремонта, согласно условиям договора, отвечает исполнитель. Сейчас за средства исполнителя на проспекте продолжают ликвидировать недостатки ливневой системы. Работы ведутся на пересечении пр. Воздухофлотский и ул. Фучика", - подчеркивают в "Киевавтодоре".
Мнения экспертов о том, почему в городах периодически случаются "потопы", разделились. Аналитик Ассоциации городов Украины Олег Гарник главной причиной считает устаревшую канализацию. "В большинстве городов ливневую канализацию проектировали пятьдесят, а то и сто лет назад. Она была рассчитана на архитектуру того времени, но за эти годы появилась новая застройка, существенно изменились и другие градостроительные параметры", - рассказал РБК-Украина Олег Гарник.
В "Киевавтодоре" также отмечают, что всему виной новая застройка и вырубка насаждений. "В связи с интенсивной застройкой, уменьшением зеленой зоны, которая за этим последовала и увеличением площади водосбора, в последние годы возникла проблема подтопления территорий во время сильных ливней. Со временем ситуация только ухудшается", - констатируют на предприятии.
Эксперт Ассоциации городов Украины отметил, что во многих регионах нужно проводить капитальное обновление канализационной системы, но бюджетных средств на жилищно-коммунальное хозяйство, как обычно, катастрофически не хватает. Можно предположить, что на реконструкцию ливневок по всей стране понадобятся миллиарды гривен. "Это очень трудно – хотя бы на одной из улиц Киева изменить архитектуру дождевой канализации. Для этого нужно ее полностью разбирать, срезать. Так делали на центральных улицах Львова при подготовке к чемпионату "ЕВРО-2012". Проводили "раскопки", разбирали канализацию на шесть-семь метров в глубину и меняли коммуникации. Чтобы провести подобные работы хотя бы на одном участке, нужны десятки миллионов гривен", - подчеркнул аналитик.
Гарник обратил внимание, что подтопления в городах периодически возникают в одних и тех же местах. Это свидетельствует, что на конкретных устаревших участках ливневые канализации не в состоянии принять так много воды, как бывает при сильных осадках. А значит, они требуют реконструкции. В "Киевавтодоре" отмечают, что в столице существует 26 таких проблемных мест.
В то же время, экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко отмечает, что подтопления случаются из-за того, что ливневки забиваются бытовым мусором. Чаще всего - одноразовыми полиэтиленовыми пакетами, бутылками. По словам экс-министра, "Киевавтодор" должен регулярно чистить ливневую канализацию, но на предприятии к этому вопросу относятся недостаточно ответственно. Похожая ситуация наблюдается и в других городах. "Это скрытая проблема, поэтому местные власти вспоминают о ней только тогда, когда на улицах городов после дождей разливаются "реки", - рассказал Кучеренко, РБК-Украина.
Дождевую канализацию нужно чистить регулярно. Мусоросборники и сифоны, препятствующие попаданию крупных кусков мусора в канализационные трубы, засоряются постоянно. А значит, даже если службы хорошо поработали в прошлом году, это не гарантирует, что ливневки будут в хорошем состоянии и в текущем. Однако, в "Киевавтодоре" уверяют, что в Киеве такие работы проводят регулярно. В корпорации отмечают, что у них на балансе находится свыше 800 км закрытых систем ливневой канализации. Как заявили в "Киевавтодоре", на сегодня в столице провели очистку всех водостоков, а очистку некоторых при необходимости повторяли.
После дождей огромные лужи появляются не только на шоссе и тротуарах, но и во дворах многоэтажек. Дворовая ливневая канализация собирает дождевые и талые воды и отводит их, как правило, в дренажный колодец. Но если на центральных улицах городов дождевые канализации стараются чистить, то на придомовых территориях этой проблеме уделяют очень мало внимания. Например, в Киеве большинство ливневок во дворах содержат коммунальные предприятия "Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда районов Киева".
Как отмечает эксперт по ЖКХ Сергей Дьяченко, на придомовых территориях чистить дождевые канализации обязаны ЖЭКи или объединения совладельцев многоквартирных домов. Именно к ним нужно обращаться, если во дворе забилась ливневка и образовались большие лужи. Однако, Дьяченко сообщил РБК-Украина, что у ОСМД иногда не хватает специалистов, чтобы заниматься ливневками. Кроме того, они стараются экономить на расходах, чтобы жильцы меньше платили за содержание придомовой территории. "Они могут вообще не учитывать такую статью расходов, и не проводить такие работы. Хотя они не требуют какой-то квалификации, это может сделать любой дворник или сантехник", - подчеркнул Дьяченко. Стоит отметить, чтобы ливневки не забивались, достаточно периодически промывать водой из шланга лотки (металлические решетки, которые находятся на поверхности). Также нужно чистить мусоросборники. Если сток забьется и выйдет из строя, починить его будет стоять немалых денег.