Свое мнение относительно условий конкурса на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) национального проекта «LNG-терминал», будущее проекта, его риски и перспективы рассказал в интервью РБК-УКРАИНА руководитель проекта Петр Мирошников.
РБК-Украина: Председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив отметил, что работа по подготовке ТЭО должна быть закончена к концу июня этого года, на основе чего, собственно, и будет разработан бизнес-план до конца сентября 2011 г. Но, насколько понимаю, далеко не всех устраивает такое ограничение срока подготовки ТЭО.
Петр Мирошников: Вопрос стоит о сроках, которые мы можем отвести на подготовку ТЭО. Для нас это вопрос важный, но мы не будем его форсировать и ставить в качестве главного аргумента сокращение сроков, потому что мы можем потерять гораздо больше в итоге.
Для нас главное - это вопрос качества. Поэтому мы будем консультироваться и с другими компаниями по поводу оптимального срока, будем искать компромисс. Естественно, компании - потенциальные участники тендера хотели бы получить больше времени для того, чтобы выполнить эту работу. Мы в свою очередь как заказчики хотели бы получить эту работу как можно быстрее - это нормально. Но я думаю, что мы будем искать компромисс.
РБК-Украина: Сейчас много говорится о меморандуме с Азербайджаном о поставках газа. Рассматриваете ли Вы возможность и поставок из альтернативных месторождений?
П.М.: Логика создания LNG-терминала предусматривает диверсификацию поставок. Поэтому, естественно, чем больше будет участников этой диверсификации, тем меньше будет вероятность возникновения рисков. Поэтому приветствуются абсолютно все предложения, связанные с поставками газа на будущий терминал - и с азербайджанских месторождений, и с месторождений Черного моря и Северной Африки, и с Ближнего Востока.
РБК-Украина: То, что меморандум с Азербайджаном был подписан как раз накануне круглого стола по поводу LNG-терминала - это счастливое стечение ли планировалось?
П.М.: Он стал подарком для всех нас. Но это очень большая работа, проведенная на дипломатическом уровне, на уровне Минтопэнергоуглепрома, нашего агентства. Со стороны это может выглядеть как подарок судьбы, но по сути это большой труд, причем Президент лично занимался этим вопросом.
Хотя, в целом, это такое удачное совпадение. Которое в определенном смысле стало неожиданностью для рынка, но не для нас, ибо мы принимали непосредственное участие в его подготовке.
РБК-Украина: Какой оптимальный срок окупаемости терминала?
П.М.: Проекты такого уровня окупаются в срок от 7 до 15 лет. Причем мы будем говорить о «зеленом тарифе», это мировая практика. Для привлечения инвесторов мы собираемся установить особый тариф на период окупаемости за счет других участников рынка.
РБК-Украина: Подразумевается тариф за обслуживание самого терминала?
П.М.: Да. Существует практика, когда инвесторы с правительством заключают соглашение, на срок окупаемости устанавливается индивидуальный тариф, а после этого тариф становится обычным.
РБК-Украина: Чем обусловлен размер обеспечения участия в конкурсных торгах, указанный в «Основных положениях по подготовке конкурсных торгов на разработку ТЭО LNG терминал», на уровне 300-600 тыс. грн?
П.М.: С учетом того, что украинское законодательство предусматривает участие в тендере физических лиц, в том числе - частных предпринимателей, то можете представить, что может теоретически произойти, если мы просто объявим тендер. Заявиться могут до десяти тысяч человек. То есть, вышеупомянутая сумма - это та сумма, которую компания должна положить на счет, чтобы доказать свои намерения. Но эта сумма возвращается в случае проигрыша.
РБК-Украина: Насколько я знаю, на участие в конкурсе заявились около 30 компаний.
П.М.: На сегодня есть 34 компании - потенциальных участников, часть из которых приехала сюда, чтобы найти ответ на главный вопрос: принимать или не принимать участие в конкурсе? Но мы встречались с представителями значительно большего количества компаний, и далеко не все из них имели физическую возможность приехать.
РБК-Украина: Из тех, кто присутствовал, можно хотя бы несколько компаний назвать?
П.М.: Shell, Mitsubishi, Samsung... На нас также вышла государственная южнокорейская компания «Когаз», владеющей всеми терминалами Кореи. Они не смогли приехать, так как здесь нет их представительства. То есть, теоретически говоря, желающих участвовать много, но сколько будет участвовать фактически - мы узнаем, когда объявим тендер.
Более того, даже те компании, которые получат тендерную документацию, не обязательно принимать участие. Мы выделим им 30-45 дней на подготовку и только после этого сможем сказать. Но, думаю, что выбор будет сложен.
РБК-Украина: Участие Shell - это хорошая реклама конкурса.
П.М.: Shell довольно серьезно интересуется этим проектом. Я не знаю, на что они готовы, но мы чувствуем заинтересованность по количеству запросов, которые поступают. Но не только у Shell, есть интерес в компании Daewoo, например.
РБК-Украина: Но Shell ведет в Украину разработки сухопутных месторождений.
П.М.: Очевидно, с этим и связана заинтересованность, поскольку проект инфраструктурный. Это же на всю жизнь - не на год, не два.
Беседовал Андре Саваж, специально для РБК-Украина