Главу комитета Верховной Рады по ТЭК Николая Мартыненко называют близким соратником премьер-министра Арсения Яценюка и "серым кардиналом" во власти.
Главу комитета Верховной Рады по ТЭК Николая Мартыненко называют близким соратником премьер-министра Арсения Яценюка и "серым кардиналом" во власти.
"Если нападают - это означает, что мы наступили на горло энергетическим олигархам", - парировал в интервью РБК-Украина нападки против себя Николай Мартыненко.
Также он рассказал о достройке Хмельницкой АЭС, законе о рынке газа, рентных платежах и других ключевых вопросах энергетического сектора.
РБК-Украина: 16 сентября Верховная Рада с третьей попытки разорвала соглашение с Россией о сотрудничестве в строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Почему депутаты с таким трудом разрывали соглашение со страной-агрессором?
Николай Мартыненко: Правительство и парламентский комитет по ТЭК были единодушны: Россия не выполняет обязательства, взятые на себя в 2010 году. А после аннексии Крыма и военной агрессии РФ - вообще не о чем говорить.
Что касается самого голосования, действительно, законопроект получил необходимое количество голосов не сразу. Это не какие-то злые умыслы, а недисциплинированность депутатов коалиции.
А от экс-"регионалов" никто и не ожидал поддержки законопроекта. Потому что он выбрасывает Россию с нашего рынка.
РБК-Украина: Если не Российская Федерация, то кто будет достраивать энергоблоки?
Николай Мартыненко: Сейчас рассматривается вариант строительства с применением модифицированной реакторной установки ВВЭР-1000. От альтернативного европейского поставщика. Принципиален также высокий уровень безопасности по стандартам МАГАТЭ.
РБК-Украина: Европейский поставщик - это чешская ŠKODA JS? Были публикации о ее связи с российским ОАО "Объединенные машиностроительные заводы".
Николай Мартыненко: ŠKODA JS, как юридически, так и фактически зарегистрирована в Чехии. Эта компания работает в соответствии с законодательством Европейского Союза. И не имеет дела с "Росатомом".
Более того, она является его прямым конкурентом. ŠKODA JS поставляет оборудование для европейских реакторов EPR, которые строятся в Финляндии и Китае. ŠKODA - многолетний партнер французской AREVA. А это - прямой конкурент "Росатома" на мировом рынке. Список можно продолжать.
В России давно поняли, что мы будем искать альтернативные варианты достройки Хмельницкой АЭС. Тогда, как говорится, "все и началось".
Против чешского предприятия пошла мощная кампания дискредитации - статьи в украинских СМИ и в некоторых мелкотиражных чешских изданиях, которые известны своей приверженностью к путинскому режиму. Затем эти публикации за деньги "разгоняли" по некоторым европейским изданиям не самого высокого сорта.
РБК-Украина: И в этих публикациях фигурировало и ваша фамилия, как лоббиста этой фирмы.
Николай Мартыненко: "Благодаря" одному экс-журналисту, а ныне депутату, который выполняет политические заказы. Такого мнения о нем не только я, но и большинство моих коллег по парламенту.
А министр внутренних дел Арсен Аваков четко сказал, что этот "честный журналист" - манипулятор на службе у олигархов. Честно отрабатывает их деньги.
РБК-Украина: А как насчет обвинений во взятках от ŠKODA JS и дело, возбужденное против вас швейцарской прокуратурой?
Николай Мартыненко: Несколько лет назад, когда ŠKODA начала рассматриваться как альтернатива России, я был в жесткой оппозиции к власти Виктора Януковича. И даже теоретически не мог никому способствовать.
Но некоторые депутаты считают себя следователями, прокурорами и судьями - в одном лице. Сколько времени они обвиняют меня во всех грехах? Без каких-либо документальных подтверждений.
Главное - громкие заявления и навешивание ярлыков, чтобы заставить меня оправдываться. Идет мощная пиар-кампания.
На самом деле, приведу один пример. Я могу свободно ездить в Швейцарию или в любую другую страну, общаться с властью любой страны.
Я давно занимаюсь вопросами энергетической безопасности Украины, поэтому нажил немало врагов. У них достаточно информационных и материальных ресурсов.
Янукович сбежал, а олигархи остались те же. В Ростов пока не переехали.
Во-первых, в Украине давно существует пророссийское лобби. Причем, наиболее мощное - в энергетике, там, где делались самые крупные капиталы.
А я во главе комитета отстаивал диверсификацию поставок российского газа и ядерного топлива. К "черному пиару" уже привык.
Главное, что Украина избавляется от энергетической зависимости от России. Но, как показывает история с ŠKODA JS, Россия и далее продолжает использовать энергетику в гибридной войне. Причем, не только в Украине, но и относительно ЕС.
Во-вторых, я сделал все, чтобы был принят прогрессивный закон о рынке газа (его одобрили наши западные партнеры). А там, как вы помните, была интересная поправка - о том, что государство восстановит контроль над облгазами.
А кто годами скачивал оттуда миллиарды? Фирташ-Левочкин. Перед голосованием мне передавали настойчивые "рекомендации" завалить эту поправку. Поэтому к негативу о себе я был готов.
Атаки на меня связаны и с тем, что я - в команде премьера. Такое впечатление, что этим экс-"честным журналистам", "простым людям" или "народным контролерам" заплатили авансом и теперь они отрабатывают деньги.
РБК-Украина: Упомянутый вами закон "О рынке природного газа" должен был заработать с 1 октября.
Николай Мартыненко: Полноценная работа рынка газа требует внесения изменений в еще 15 законов, а также в Налоговый и Таможенный кодексы. В частности, о функционировании газораспределительных систем - нужно нормировать отношения между государством и частными облгазами, чтобы больше не было бесплатного использования государственного имущества дельцами от газового бизнеса.
Необходимые законопроекты профильный комитет оперативно рассмотрел и вынес для принятия за основу. Но Верховная Рада во вторник эти изменения завалила. Очевидно - неслучайно.
Эти изменения очень невыгодны газовым олигархам. Поэтому некоторые положения закона о рынке газа будут введены в действие с помощью вторичного законодательства (постановлениями и распоряжениями Кабмина).
Вы же видите, что по политическим причинам Верховная Рада трудно принимает решения.
РБК-Украина: Шестого октября Верховная Рада приняла за основу законопроект об изменениях в Налоговый кодекс "относительно удешевления стоимости газа для населения" авторства Юлии Тимошенко. А правительственный законопроект о налогообложении добычи газа провалила. Как вы оцениваете оба законопроекта, и чего ждать в случае принятия законопроекта Юлии Тимошенко?
Николай Мартыненко: Идея уменьшения ренты на добычу газа правильная. Но комитет по ТЭК всегда руководствуется профессиональным подходом. Поэтому он поддержал правительственный законопроект.
А в Верховной Раде возобладала политика и желание понравиться избирателю. Это так выгодно - перед выборами пообещать дешевые тарифы, в частности, на природный газ.
Во время голосования по упомянутым законопроектам произошла подмена понятий. Юлия Тимошенко манипулятивно связала уменьшение рентной платы на добычу газа с уменьшением тарифа для населения. Избирателю подсунули "конфетку" - как уменьшение ренты вдвое уменьшит и цену на газ вдвое.
Это не так. Если законопроект Тимошенко будет принят в целом, то это увеличит перекрестное субсидирование в отрасли. Уменьшатся поступления в бюджет от газовой ренты. Под угрозой окажется финансирование субсидий в ЖКХ.
Рентные платежи на газ - больной вопрос как для государственных, так и для частных компаний. И их необходимо уменьшать. Но так, чтобы отрасль получила толчок для развития, стимулы для разведки и добычи новых залежей.
Именно такой подход был наработан и поддержан нашими западными партнерами. Среди них - авторитетная консалтинговая компания IHS, которую представлял бывший посол США в Украине Карлос Паскуаль.
То есть, нужен стратегический подход. Иначе нас ждет катастрофическое падение добычи газа даже при невысоких рентных платежах.
РБК-Украина: Какая ситуация по законопроекту о НКРЭКУ? Его первую редакцию парламент отправил на доработку.
Николай Мартыненко: Сейчас готовится новый проект с участием профильных ведомств и общественности. Главным вопросом осталась процедура назначения членов конкурсной комиссии.
Хочу быть оптимистом и надеюсь, что нам удастся до Нового года принять качественный закон о регуляторе в энергетике.
РБК-Украина: Какие еще законопроекты по линии ТЭК требуют первоочередного принятия Верховной Радой?
Николай Мартыненко: Украина является членом Энергетического Сообщества, и взяла на себя ряд обязательств по адаптации энергетического законодательства. Такие же требования есть и в нашем Соглашении об Ассоциации с ЕС.
Кроме того, реформы энергетического законодательства прямо влияют на наши отношения с донорами и международными партнерами. Прежде всего речь идет об имплементации Третьего Энергетического пакета.
Кроме упомянутых законов о рынке газа и регуляторе, на выходе из правительства сейчас находится законопроект "О рынке электрической энергии". Он уже предварительно был представлен на заседании комитета.
Модель рынка электроэнергии основывается на европейских принципах - свободной конкуренции, недискриминационного доступа к сети, прозрачных рыночных механизмов купли-продажи электрической энергии с учетом интересов потребителей.
Важен законопроект об экономической стабилизации государственного акционерного общества "Черноморнафтогаз", в связи с временной оккупацией территории Украины. "Черноморнафтогаз" выехал с временно оккупированной Россией территории, но не может вести работу по возвращению активов за рубежом. Поскольку не может самостоятельно оплачивать никаких услуг, даже командировок сотрудников.
Принятие законопроекта позволит восстановить и оптимизировать работу "Черноморнафтогаза", ослабить налоговое бремя, создать условия для восстановления ресурсной базы.
Жаль, что во время сигнального голосования в конце сессионного дня он не набрал необходимого количества голосов. Но надежда остается.
РБК-Украина: В заключение еще немного политики. Недавно одно из изданий отнесло вас к "серым кардиналам" нынешней власти.
Николай Мартыненко: Это такая технология - навешивание ярлыков. Ее подхватили и некоторые политики. Они пытаются пиариться на громких заявлениях, чтобы прикрывать отсутствие результатов своей работы.
Причем никакими доказательствами или хотя бы правдоподобием никто не "заморачивается": "Берем этого депутата, приписываем ему ... а еще это ... и это ...".
Вот я знаком практически со всеми топ-менеджерами в энергетике. Многие из них, включая министра энергетики Владимира Демчишина и главу НКРЭКУ Дмитрия Вовка, приходят на заседание комитета.
Так можно любого связать со мной. А потом громко кричать на ток-шоу. Кстати, в комитете у нас бывают очень жесткие обсуждения, а любой лоббизм не имеет шансов.
Или вспомните другой фейк, запущенный этим же изданием - о, якобы, критике вице-президента США Джо Байдена в адрес Петра Порошенко и Арсения Яценюка. Байден затем был вынужден специально это опровергать. И таких "вбросов" будет еще много.
Вопрос: кому это выгодно? Посмотрите, кто на самом деле владеет миллиардными капиталами, предприятиями и холдингами СМИ. Они до сих пор сохраняют большое влияние.
Между Президентом и премьером сегодня нет конфликтов. А коалиция хоть и работает с пробуксовками, но о ее развале речь не идет.
Но ситуация раскачивается - с прицелом на досрочные выборы. И не только парламента, но и Президента.
РБК-Украина: Вы сказали, что одной из причин информационных атак на вас является принадлежность к команде премьер-министра Арсения Яценюка. Быть может, в этой команде стоит что-то или кого-то сменить - и тогда меньше будут критиковать?
Николай Мартыненко: Здесь есть два аспекта.
Первый - меньше критиковать не будут. Правительство Яценюка первым начало реальную деолигархизацию и демонополизацию: закрыли оффшорные дыры, повысили ренту за пользование недрами, ввели рынок природного газа, вернули в государственную собственность целый ряд стратегических предприятий и тому подобное.
Олигархи потеряли десятки миллиардов сверхприбылей. Они получали их буквально из воздуха - за счет преференций и государственных активов.
И мстить будут еще долго.
Второй аспект - изменения в составе Кабмина действительно назрели. Но просто менять персоналии в кабинетах - это путь в никуда.
По моему мнению, команду себе должен подбирать премьер, а коалиция ее должна утверждать или отклонять отдельные представления. Квоты - это коллективная безответственность фракций коалиции.
А "крайним" за все и за всех делают премьер-министра.
Беседовал Павел Круглов