Государственная авиационная служба предлагает ввести новые государственные сборы в авиации и существенно повысить уже действующие. Эксперты ожидают роста цен на билеты.
Государственная авиационная служба предлагает ввести новые государственные сборы в авиации и существенно повысить уже действующие. Эксперты ожидают роста цен на билеты.
Госавиаслужба предлагает модернизировать условия работы Госспецфонда финансирования общегосударственных затрат на авиадеятельность, изменить ставки сборов в Госспецфонд, а также участие Украины в международных авиационных организациях.
Соответствующий проект постановления Кабмин обнародован на сайте Госавиаслужбы на этой неделе. Положение о работе Госспецфонда было принято Кабмином в 1993 г., а последние правки в него вносились в 2000 г.
За это время накопилось много неурегулированных коллизий в нормативно-правовой базе, чем начали пользоваться авиаперевозчики. Например, с прошлого года авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ Игоря Коломойского) судится с Госавиаслужбой о необходимости уплаты госсбора за каждого пассажира, вылетающего из украинских аэропортов.
В одном из решений судов за этот год, которое вынесено в пользу МАУ, указано, что "из анализа текста постановления... (которым введен данный госсбор) следует, что им тоже не урегулированы периодичность, порядок уплаты, перевод таких сборов в национальную валюту и порядок зачисления государственных сборов" в Госспецфонд.
По мнению юриста "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Сергея Дзюбенко, новым документом может быть снята часть этих вопросов. Проектом постановления Кабмина предлагается урегулировать следующие вопросы:
- отсутствие в действующем положении срока и периодичности уплаты сборов;
- порядка их начисления/оплаты и определения даты перерасчета иностранной валюты, что было особенно актуально, когда счет выставлялся за месяц, в котором курс доллара равнялся 8 гривнам, (а по дате выставления счета этот курс был гораздо выше).
При этом, чиновники оставили в проекте постановления привязку сборов для украинских перевозчиков к доллару. "Несмотря на то, что они получают доходы в гривнах и осуществляют свою деятельность на территории Украины", - отметил Сергей Дзюбенко.
Он уверен, что новые правила регулирования не решат проблему в целом. "Аргумент перевозчиков относительно того, что размер, порядок и сроки уплаты сбора должны регулироваться законом, а не подзаконным актом, так и не был учтен, что может порождать дальнейшие разногласия при их уплате, - сказал юрист. - Инициирование изменений действующего порядка уплаты сборов снимает только формальные пробелы законодательства, не приводя в целом спорную ситуацию в соответствие с нормами Конституции и Налогового кодекса".
Проектом постановления планируется ввести новый госсбор по авиационной безопасности. Пассажиры будут платить 0,5 долл. с билета на внутренних рейсах и 1 долл. - на международных. Грузоотправители заплатят 1 долл. за тонну на внутренних перевозках и 5 долл. - на международных.
Этот сбор будет взиматься отдельно от сбора за авиабезопасность, который авиакомпании платят аэропортам.
Согласно проекту постановления, поступления от нового госсбора будут использоваться Госавиаслужбой на обеспечение авиабезопасности:
- финансирование общегосударственных программ обеспечения авиабезопасности;
- приобретение современных материалов, оборудования, оружия, оборудования и технических средств обеспечения авиабезопасности;
- финансирование подготовки авиационного персонала по безопасности гражданской авиации и т.д.
Этот сбор, как и любой новый, не поможет развитию отечественного авиарынка, считает бывший коммерческий директор авиакомпании Wizz Air Ukraine Вадим Третяк.
"Это будет дополнительным давлением на бизнес", - сказал он.
Кроме того, введение нового сбора приведет к подорожанию авиабилетов, на эти 0,5-1 долл., уверен Вадим Третяк.
Бывший начальник отдела авиатранспорта Министерства инфраструктуры Валентин Згурский отметил, что введение нового госсбора по авиабезопасности обсуждается давно.
"Но, когда я еще работал в Мининфраструктуры, мы его не очень политически поддерживали, так как его введение приведет к удорожанию билетов", - пояснил Згурский.
Кроме удорожания билетов, введение этого госсбора вызывает еще массу вопросов. "Когда и куда и кто это будет тратить? Где обоснование его введения? Необходимость? Кто будет контролировать расходование этих средств?", - сказал бывший авиачиновник.
"Все зависит от того, есть ли программа применения данных средств во благо. Если есть - тогда одно дело. Если это ничем не подкрепленный сбор - похоже на грабеж и без того обнищавшего народа. Подход простой, типа 1 долл. даже не заметят, раз летают, значит, деньги есть", - гневно заявил РБК-Украина заместитель гендиректора по коммерции онлайн-сервиса Tickets.ua Виктор Войцеховский.
Эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий сказал, что он не может понять логики в необходимости введения нового госсбора. "В аэропортах взимается сбор в 3-4 долл. за безопасность, который уходит на покупку и содержание тех же рамок безопасности, детекторов, зарплату сотрудников отделов безопасности и т.д., - пояснил Хайнацкий. - На какие конкретные цели будет уходить новый госсбор - непонятно. Если этот сбор будет уходить на содержание отдела авиабезопасности Госавиаслужбы, то, в том числе, для этого уже предусмотрен сбор, который авиакомпания платит за каждого вылетающего из украинских аэропортов пассажира - 0,5-2 долл.".
Евгений Хайнацкий считает, что по факту авиакомпании будут вносить в цену билетов, которые украинцами платятся в гривне, не 1 долл., а ориентировочно 1,5-2 долл.
"Перевозчики так будут поступать, чтобы страховать свои финансовые риски от инфляционных процессов, ведь билеты продаются на много месяцев вперед", - пояснил эксперт.
Предлагается повысить многие ставки, которые раньше участники авиарынка платили в Госспецфонд.
В частности, сейчас плата за получение сертификата эксплуатанта зависит только от веса самого тяжелого самолета в парке авиакомпании. Например, за самолет взлетной массы более 60 тонн она составляет порядка 6,4 тыс. грн. То есть, если в парке новой авиакомпании 5 самолетов, к примеру, 4 по 50 тонн и 1 - 65 тонн, то стоимость сертификата составляет 6,4 тыс. грн.
Если в парке появляется более тяжелый самолет, то авиакомпании необходимо оплатить разницу стоимости сертификата - в зависимости от взлетной массы нового самолета. Если вводится в парк воздушное судно с меньшей массой или аналогичной уже существующим, то ничего доплачивать не нужно.
Но если новый проект постановления вступит в силу, то стоимость сертификата будет зависеть от числа самолетов и взлетной массы. Так, если в парке авиакомпании будет пять самолетов по 60 тонн, то цена сертификата составит 30 тыс. грн (стоимость сертификата для самолета 60 тонн немного снизится - примерно до 6 тыс. грн.).
При пополнении парка необходимо будет доплачивать стоимость сертификата - в зависимости от входящего воздушного судна, даже если он меньше по массе уже эксплуатируемых, рассказали в Госавиаслужбе.
Также существенно увеличится стоимость сертификации типа самолета. Сейчас стоимость такой услуги для самолета до 100 тонн стоит примерно 765 грн. В проекте постановления Кабмина его стоимость увеличится примерно в 80 раз.
В Госавиаслужбе обосновали такой рост высокими и длительными затратами на соответствующие услуги. Например, сертификация АН-148 проходила несколько лет, утверждают в ведомстве.
Кроме того, возрастет стоимость регистрации самолета в реестре гражданских воздушных судов. Сейчас регистрация для украинской авиакомпании составляет максимум 500 грн. Проектом документа предлагается ее повысить до примерно 14 тыс. грн.
Вводится и новый госсбор за надзор в сфере гражданской авиации - за надзор за выполнением полетов самолетов и вертолетов украинских авиакомпаний в других государствах по договорам фрахта/лизинга.
Ежемесячная ставка сбора будет зависеть от взлетной массы самолетов - от 0,2 долл. до 3 тыс. долл. Для вертолетов она составит 0,2 долл. до 2 тыс. долл.
Это может оказать серьезный удар по украинским авиакомпаниям, которые эксплуатируют самолеты за рубежом, считает исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко.
"У авиакомпании UM Air более десяти таких самолетов, есть такие у "Хорса", также Atlasjet Ukraine пока эксплуатирует свои самолеты в Турции. Получается, что за Boeing в год надо будет платить около 35 тыс. долл. В общем, с каждым днем все веселее", - резюмировал Анатолий Мазуренко.