Налоговая реформа: последние расчеты МВФ и мнения авторов альтернативных концепций
Пока МВФ не согласует проекты налоговой реформы, бюджета на 2016 г. и плана по сокращению расходов, Минфин не готов публично их обсуждать и тем более вносить в парламент. Когда миссия фонда вернется в Украину, не могут сказать даже в правительстве, хотя ранее рассчитывали на приезд в начале ноября.
Кредиторы ждут предложений по компенсаторам дефицита бюджета при реализации налоговой реформы, и их активно ищет Минфин, но не все чиновники готовы отказываться от прежнего финансирования и идти на сокращение расходов. В то же время и оценки бюджетной "дыры" меняются уже в который раз: влияние правительственной версии сокращается, депутатской - растет.
В Минфине неоднократно акцентировали внимание на том, что их налоговая реформа не предполагает внесения изменений в кодекс. Украина получит его новую редакцию с более простыми, менее субъективными нормами, улучшающими администрирование и снижающими коррупционную составляющую. Однако до сих пор ни бизнес, ни общественность так и не имели возможности даже подержать проект кодекса в руках, не то чтобы изучить и дать оценку "справедливой" реформе. Хотя новая редакция, как утверждают в правительстве, была готова еще в сентябре.
Но МВФ традиционно смущает "дыра" в бюджете, которая образуется в результате реализации налоговой реформы. Изначально дефицит по проекту Минфина оценивался в 30 млрд грн, однако позже увеличился более чем вдвое. Месяц назад министр финансов Наталья Яресько впервые заговорила о том, что для сбалансирования бюджета необходимо сокращать расходы. С прошлой недели этот процесс в активной фазе, прошел ряд консультаций с министрами, была встреча с Президентом.
Но официально все стороны продолжают молчать, публично позицию также не высказывает ни Президент, ни премьер-министр. Неофициально, во всяком случае, в правительстве, говорят о сокращении расходов по крайней мере в четырех направлениях - медицина, образование, социальная сфера и оборона. Только по первым двум направлениям экономия может составить до 20 млрд грн.
Как уже сообщало РБК-Украина, в частности речь может идти об оптимизации количества школ, например, в сельской местности, пересмотре механизма начисления зарплат в сфере здравоохранения. Финансирование армии предполагается предусмотреть на номинальном уровне, без привязки к ВВП, как ранее неоднократно просил Президент.
Конкретика по программе сокращения расходов, как и проект Налогового кодекса, - тайна за семью печатями. Проект реформы чиновники получили на согласование исключительно в печатном виде. Впервые продумана "система защиты" документа, чтобы минимизировать возможность его "слива" в публичную плоскость.
Каждое министерство получило проект с водяным знаком своего ведомства. Это документ на 639 страницах. К нему прилагается краткое содержание проекта в виде презентации. Напомним, Минфин предлагает ставки по основным налогам - налог на прибыль, НДС, НДФЛ и ЕСВ - по 20%. Кроме того, из резонансных норм - отмена спецрежима по НДС для аграриев и пересмотр системы упрощенного налогообложения.
Ставки акцизного налога расписаны на пять лет вперед, что предполагает предсказуемость налоговой политики для бизнеса. Ставки ренты на газ в проекте предусмотрены на уровне, предлагавшемся ранее правительством - 29% и 14% в зависимости от глубины залежей, для "Укргаздобычи" и компаний, осуществляющих совместную деятельность, - 70%.
Ставка налога на недвижимость предусмотрена на уровне 3% от минимальной зарплаты за 1 кв. м. Его будут платить собственники квартир общей площадью более 60 кв. м, домов - 120 кв. м. Для всех, кто владеет имуществом площадью более 300 кв. м и 500 кв. м соответственно, ставка налога составит 25 тыс. грн.
Транспортный налог планируется взимать с легковых автомобилей, отвечающих ряду критериев: включен в перечень автомобилей, средняя рыночная стоимость которых превышает 1 млн грн, эксплуатировался в Украине более пяти лет. Минэкономразвития будет формировать такой список на основании данных МВД.
Пока Минфин не согласует налоговую реформу и проект бюджета с сокращенными расходам с МВФ, документы опубликованы не будут. В то же время и оценки бюджетной "дыры" меняются уже в который раз: влияние правительственной версии реформы сокращается, депутатской - растет.
В распоряжении РБК-Украина оказался последний вариант расчетов МВФ. Влияние реформы на бюджет в варианте Минфина сокращено до 53,1 млрд грн. Само министерство оценивает дефицит в 57 млрд грн. Комитетская реформа, с учетом оценки МВФ, чревата дефицитом в 231,8 млрд грн.
Напомним, депутатский законопроект, под которым подписалось 115 парламентариев из разных фракций, помимо снижения ставок налогов (НДС с 20% до 15%, НДФЛ - с 15/20% до 10%, ЕСВ - в среднем с 41% до 20%),предусматривает переформатирование структуры ГФС, внедрение электронного кабинета плательщика, упрощение отчетности, усовершенствование норм по трансфертному ценообразованию и системе электронного администрирования НДС, внедрение института налоговых консультантов. Кроме того, предполагается взимание налога на прибыль только с распределенной прибыли по ставке 15% (сейчас 18%).
РБК-Украина поговорило с инициаторами обеих вариантов налоговой реформы - замминистра финансов Еленой Макеевой и главой парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Ниной Южаниной.
РБК-Украина: В чем основные различия двух реформ?
Елена Макеева: На первый взгляд, в ставках и, как результат, в размере бюджетного дефицита. А на самом деле - в философии и принципах налоговой реформы. Начнем с того, что бизнес никогда особо не жаловался на уровень ставок налогов, кроме высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы. Эти исследования мы провели еще весной этого года. Абсолютно все 14 индустрий, с которыми мы проводили наши платформы, единогласно отметили, что уровень ЕСВ сильно завышен в Украине.
Все остальные переживания бизнеса больше связаны с высоким уровнем теневой экономики, несправедливым и неравным налогообложением даже в рамках одной отрасли, налоговой диспропорцией между вкладом отрасли в ВВП страны в сравнении с количеством налоговых поступлений, непрозрачным администрированием, коррупцией, несвоевременным возмещением НДС, искусственными переплатами по налогу на прибыль.
Именно эти проблемы бизнеса и стали приоритетами для нас при разработке налоговой реформы - обеспечить простые, справедливые и равные правила для бизнеса, независимо от сектора экономики, устранить какие-либо преференции и льготы, обеспечить комплексный подход, снизить налоговую нагрузку на фонд заработной платы и гарантировать финансовую стабильность.
Нина Южанина: Не могу ничего сказать о деталях налоговой реформы от Министерства финансов, поскольку к 6 ноября текст их проекта отсутствует, и на какие-либо просьбы комитета и отдельных депутатов ознакомится с ним, мы слышим от Минфина категорическое "Нет, текст еще не готов". Основная концепция, заложенная в нашем проекте, состоит в использовании уникальной возможности Украины в условиях экономического спада, где мы уже почти достигли дна, обеспечить условия для развития бизнеса. Мы предлагаем уменьшение ставок для детенизации экономики, упрощение администрирования, введение моратория на 3 года на изменения базовых элементов налогов.
РБК-Украина: Почему произошло так, что появились две параллельные реформы?
Елена Макеева: Риторический вопрос. В прошлом году ответственным за проведение налоговой реформы было назначено Министерство экономики, мы все хорошо помним, чем это все закончилось. В феврале этого года Нацсовет реформ определил ответственным за проведение налоговой реформы Минфин в лице министра финансов (Наталья Яресько, - ред.), которая стала лидером целевой команды. И это правильно, я считаю, поскольку за бюджет в стране отвечает именно министр финансов.
В апреле мы утвердили коммуникационную стратегию, подготовили детальный план с четкими сроками, провели большое количество встреч, обсуждений, просчитали более 20 разных налоговых моделей. А в сентябре у нас был готов Налоговый кодекс, который мы планировали подавать в парламент. Ситуация изменилась 3 сентября на Нацсовете реформ, посвященном налоговой реформе, когда и была представлена альтернативная налоговая реформа комитета Верховной рады.
Концепции две, а ответственная одна - министр финансов. Не каждый ответственный за реформы может похвастаться таким опытом, и не каждому пожелаешь оказаться в такой ситуации. В результате Нацсоветом было принято решение создать рабочую группу по доработке концепции налоговой реформы, и все началось сначала. Мы продолжили работу в целевой команде Нацсовета реформ. А комитет организовал работу в своей рабочей группе с активистами - представителями микробизнеса, где мы тоже на протяжении одной недели вели дискуссии о налоговых моделях. Решение комитетом принималось без нас, за закрытыми дверями.
Нина Южанина: Потому что есть отличие в философии налогового мышления. Минфин продолжает планирование доходов бюджета, уделяя особое внимание доминированию фискальной функции налогов. Депутаты настаивают на переходе к доминированию стимулирующей функции налогов над фискальной, а также на новых подходах построения системы налогообложения и администрирования.
РБК-Украина: Какова ваша оценка влияния на бюджет в результате внедрения реформы?
Елена Макеева: В этом обе налоговые модели схожи - бюджетный дефицит, который надо чем-то покрывать. В нашем случае это порядка 60 млрд грн, у комитета - около 220 млрд грн.
Нина Южанина: Реализация либеральной налоговой реформы в целом не будет иметь негативного влияния на доходную часть бюджета. Это утверждение базируется на прогнозе макроэкономических показателей 2016 г., уровне перераспределения через бюджет освободившихся средств налогоплательщиков, экономии расходов бюджета от сниженных налоговых ставок, детенизации заработной платы, эффекте от внедрения новых электронных систем администрирования налогов.
РБК-Украина: Чем перекрывать дефицит?
Елена Макеева: Конечно же, не за счет налогов, как предлагает комитет. Надо сокращать госрасходы, это единственный путь. Однако просто сокращать, как предлагают отдельные активисты, это безрассудство и ребячество. Сокращать расходы нужно только вместе с реформами в конкретных сферах. Этим как раз и занимаемся последнюю неделю.
Нина Южанина: Повторюсь, дефицита, который превысит 3,7% ВВП, зафиксированного в меморандуме с МВФ, не будет. Будут временные кассовые разрывы доходов бюджета в 1 квартале 2016 г. Их необходимо перекрыть более эффективной системой планирования расходов бюджета, оптимизацией расходов, сокращением некоторых из них, неэффективность которых уже подтверждена Счетной палатой. Я стою на принципах "жить по средствам".
РБК-Украина: Если рассматривать отдельно две реформы, как они отразятся на потребителе, на простых украинцах, на бизнесе?
Елена Макеева: Мы провели детальный расчет налоговой реформы, как для граждан Украины с разным уровнем доходов, так и для каждого сегмента бизнеса. Для граждан очевидные преимущества - это снижение налоговой нагрузки на зарплату, люди станут больше получать денег, независимо от решения работодателя поднять зарплату и независимо от уровня дохода. Причем богатые будут платить большую налоговую нагрузку. И это справедливо. При этом социальные льготы будут сохранены, что очень важно для малообеспеченного населения нашей страны.
Для бизнеса мы предлагаем абсолютно равные и справедливые, простые и понятные налоговые правила, что позволит рынку, отрасли развиваться за счет инноваций, новых продуктов и сервисов, а не за счет налоговой оптимизации, дробления бизнеса на СПД и налогового мошенничества. Кроме того, мы устранили все существующие коллизии в налоговом кодексе, максимально упростили правила, а следом упростим и отчетность.
Сокращение штата ГФС уже в этом году достигнет 30%, вдвое сокращено количество налоговых инспекций - это то, что мы делаем сегодня и без налоговой реформы. Для частных предпринимателей мы предлагаем списание 80% доходов в состав расходов без ведения бухгалтерского учета, без составления первичных документов и без контроля со стороны ГФС. Налоговая нагрузка будет подниматься лишь у тех, кто зарабатывает свыше 20 тыс. грн в месяц, для совсем маленького бизнеса налоговая нагрузка существенно снизится.
Нина Южанина: Я могу оценить только наш проект, так как текста от Минфина нет. Для работодателей мы предлагаем создание публичного реестра возмещения НДС, четкого возврата налога. Бизнес просит максимальной автоматизации процессов - мы заложили норму о создании электронного кабинета плательщика. Это позволит осуществлять онлайн-учет платежей, авансов, переплат, даст возможность управлять налоговым долгом.
Наш законопроект предполагает снижение ставки ЕСВ до 20%. Физлицам, гражданам закладываем возможность для увеличения реальных доходов и покупательской способности путем сокращения ставки налога на доходы физлиц до 10%, отмены ЕСВ, который удерживается с зарплаты, снижения НДС до 15%. Кроме того, предполагаем введение новой системы налоговых скидок, которые будут применяться с учетом всех доходов семьи.
РБК-Украина: На какой компромисс вы готовы?
Елена Макеева: На мой взгляд, компромисс будет найти очень сложно, поскольку в основу налоговой реформы заложены абсолютно разные принципы. Как я уже сказала, наша налоговая модель предполагает рост дефицита бюджета, что недопустимо в ситуации шаткой финансовой стабильности. Мне тоже больше нравится ставка налога 10%, чем 20%. Однако согласитесь, что в ситуации финансовой нестабильности, галопирующей инфляции и девальвации национальной валюты, ставка налога уже не играет никакой роли.
Нина Южанина: Для определения компромисса сначала необходимо всем вместе сесть за стол переговоров. Но, к сожалению, пока что министр финансов уклоняется от такого открытого диалога для проведения налоговой реформы в стране. Парламент готов к рассмотрению всех конструктивных предложений от Минфина, которые поспособствуют созданию благоприятных налоговых условий для развития бизнеса в Украине.
РБК-Украина: Ваши прогнозы, что в результате будет? Чей вариант может быть принят?
Елена Макеева: Мы можем говорить много красивых слов, писать бесчисленное количество красноречивых постов в соцсетях, однако здравый смысл победит. Грузия, на которую часто ссылаются наши коллеги, проводила реформу в несколько этапов и снижала налоговую нагрузку постепенно, в течение 4-5 лет. К слову, мы тоже предлагаем объединить НДФЛ и ЕСВ с 1 января 2018 года.
Хочется быть оптимистом. Чем сложнее переговорный процесс, тем больше надежд на то, что в конце будет принято правильное решение. Правильное решение для граждан, для бизнеса и для страны.
Нина Южанина: Голос народа и бизнеса будут услышаны правительством и Минфином. Произойдет консолидация общества вокруг найденного компромиссного варианта налоговой реформы, которая станет определяющим стимулом для развития экономики Украины.