После согласования с президентом проекта изменений в Налоговый кодекс, правительство окончательно утвердило документ. По мнению Петра Порошенко, пересмотр налоговой системы наконец-то кардинально изменит взаимоотношения плательщиков с контролирующими органами, ликвидирует коррупционную составляющую и в результате приведет к повышению рейтингов Украины в показателях простоты ведения бизнеса. В парламенте уже заявляют о том, что проект на 80% готов к принятию и к середине декабря он может быть проголосован в целом. Но по некоторым предложениям все же ожидаются серьезные дискуссии.
"Наконец-то это произошло. Наконец-то вносим на обсуждение очень важный проект реформ, реформ администрирования налоговой системы",- радовался президент Петр Порошенко, открывая заседание Нацсовета реформ. Еще в начале лета премьер-министр Владимир Гройсман поручил Министерству финансов начать работу над налоговыми изменениями и взять за основу подготовленный в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики либеральный законопроект №3357.
Проект практически был готов к концу августа. Еще месяц он дорабатывался и вот, в начале октября его утвердил Кабмин. Но в парламент документ так и не был передан, поэтому формирование бюджета на следующий год началось без рассмотрения налоговых инициатив.
На этой неделе проект получил одобрение президента. Более того, в нем появился пункт о необходимости разработки и внесения в парламент до 1 июля 2017 года законопроекта о введении налога на выведенный капитал (НнВК). Это было одним из ключевых требований главы профильного парламентского комитета Нины Южаниной (БПП) и экспертов, работавших над новой моделью налогообложения. Этим налогом планируется заменить действующий сейчас налог на прибыль. Суть нововведения проста - налогом облагается (ставка - 20%) только капитал, который выводится за границу. Все средства, которые остаются в стране на модернизацию и развитие производства, - налогом облагаться не будут.
В правительстве к этой модели относятся осторожно. Министр финансов - Александр Данилюк - отмечает, что она может повлечь за собой бюджетные риски. Если ввести НнВК в полном объеме в 2017 году, то казна получит "дыру" и не досчитается 38 миллиардов гривен. Кроме того, по его словам, пока Государственная фискальная служба не будет реформирована и в полном объеме, не заработает трансфертное ценообразование, переход на новый налог будет иметь еще и коррупционные риски.
Собеседник РБК-Украина в Минфине добавляет, что, помимо этого, сохраняется возможность уклонения от налогообложения. "Мы увидели около 10 "дыр", которые дают возможность выводить деньги в обход закона, - говорит чиновник, но не уточняет о каких лазейках идет речь. - Редакция комитета больше направлена на международный бизнес, и он выступает против".
По словам исполнительного директора Европейской бизнес-ассоциации Анны Деревянко, сейчас у членов ассоциации нет четкой позиции по поводу этого предложения. Если ранее бизнес указывал на снижение доходов бюджета, то теперь уже готов дискутировать над механизмами работы НнВК. "Сейчас больше шансов, что налог может заработать, но тогда со стороны ГФС должен быть усилен контроль за доходами бизнеса", - добавляет Деревянко. В свою очередь, глава ГФС - Роман Насиров - заявил РБК-Украина, что в части администрирования его ведомство готово предоставлять предложения и обсуждать их. Однако целесообразность введения НнВК должен все же определить Кабмин.
Член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики - Татьяна Острикова ("Самопомич") - удивлена расчетам Минфина по объему рисков. По ее данным, эксперты, работавшие над НнВК совместно с ГФС, просчитывали бюджетные потери, и они не превышают 20 миллиардов гривен. "Но ведь и доход от налога на прибыль в размере 63,5 миллиардов гривен, заложенный в проект бюджета, тоже нереалистичен", - говорит Острикова.
Например, в этом году план по сбору прибыли в бюджет превышает 48 миллиардов гривен. По данным Счетной палаты, которая анализировала выполнение бюджета за три квартала 2016 года, бюджетное расписание по налогу на прибыль сорвано - план не выполнен на 4,7 миллиарда гривен.
В целом в доработанной версии изменений в Налоговый кодекс сохранился принцип сокращения полномочий контролирующих органов. Базы плательщиков для их дальнейшего администрирования должны быть переданы в Минфин до 1 марта. Однако процесс передачи в документе не прописан - он будет регулироваться нормативными актами Кабмина. В Минфине не исключают, что при согласовании этих процедур с ГФС, здесь сделают все возможное, чтобы заблокировать процесс.
Как известно, Роман Насиров неоднократно высказывался против подобных предложений, ссылаясь на МВФ, Конвенцию по защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и национальное законодательство по защите данных. Кроме того, главный налоговик страны указывал на то, что в проекте кодекса не прописана ответственность за нарушение порядка ведения баз данных.
Реестр по возмещению НДС снова будет один. Однако временно будет действовать еще один, куда попадут заявки бизнеса, поданные до 1 февраля 2016 года, но не возмещенные к 1 января 2017 года. Как уточнили РБК-Украина в Минфине, временный реестр будет действовать до тех пор, пока долги не будут погашены. На данный момент, их объем превышает 16 миллиардов гривен. "По базам и реестрам, по сути, ничего не измениться, - категорична Татьяна Острикова. - Они будут наполняться ГФС, а у Минфина останется только контроль, без реального инструментария. Это половинчатое решение, которое дискредитирует саму идею отстранения ГФС от управления информационными системами".
В проекте заложено дальнейшее реформирование ГФС. Местные инспекции станут сервисными центрами, руководить ими будет уполномоченные контролирующего органа. Право подписи будет только у главы центрального аппарата.
Налоговая реформа предполагает пересмотр правил трансфертного ценообразования, ведения бизнеса в АТО. Здесь ужесточается процедура получения свидетельства плательщика НДС, пересмотрены нормы ликвидации этого документа. Но при этом вводятся отсрочка по уплате налогов для бизнеса, работающего на этой территории. Не отказался Минфин и от идеи ликвидации налоговой милиции. Однако конкретные сроки этого в законопроекте не указаны.
Петр Порошенко уверен, что если все эти идеи имплементировать, то бизнес наконец-то сможет вздохнуть спокойно, а Украина в международных рейтингах по позициям легкости ведения бизнеса поднимется на несколько ступенек вверх.
Проект налоговой реформы до сих поре еще не передан в парламент. Технические правки еще вносит секретариат Кабмина. Нина Южанина с нетерпением ждет документ и на 2 ноября планирует заседание комитета. Она не видит причин для его блокирования в ВР, поскольку комитет Рады и Минфин работал в связке, и спорные моменты снимались, не попадая в итоговый вариант законопроекта. Поэтому, первое чтение в парламенте Южанина ожидает в середине ноября, а в середине декабря - в целом. "Главное, чтобы текст правильно поняли депутаты, и не добавили норм, которые потом трудно будет реализовать", - опасается Нина Южанина.
В то же время Татьяна Острикова ожидает проблем с прохождением кодекса: "Начнут крикуны орать: "Не трогайте налоговую милицию! Не трогайте ГФС, как им работать? ". Другие будут орать, что недостаточно либеральных норм, типа полного развала проверочной работы, который был заложен в первичную редакцию изменений".
Лично она выступает против введения налоговых каникул на пять лет для новосозданных предприятий и бизнеса с оборотом до 3 миллионов гривен. Минфин оценивает потери бюджета от этой нормы не более 100 миллионов гривен. Но депутат уверена, что "дыра" будет больше: "Они налог на прибыль платить не будут, еще и дивиденды для них по ставке 5%. Это уже хамство. Единщики дивиденды платят по 18%".
Проанализировав изменения в Налоговый кодекс, РБК-Украина выделило топ-10 инициатив, заслуживающих особого внимания.