И в президентской фракции, и в АП прогнозируют, что вряд ли депутаты примут документ в целом в одобренной комитетом версии. В такой ситуации Рада начнет рассмотрение по отдельности всех более 600 поправок. А это может затянуться надолго.
Верховная Рада приняла законопроект о реинтеграции Донбасса в первом чтении еще 6 октября. Тогда не обошлось без конфликтов и потасовок между депутатами. Ко второму чтению по данному законопроекту поступило более 600 поправок, которые должен был рассмотреть комитет по вопросам нацбезопасности и обороны. В результате, на текущей неделе состоялось два непростых заседания профильного комитета, на последнем документ таки был одобрен. Что же стало камнем преткновения на пути согласования документа членами комитета и каковы шансы его принятия парламентом – разбиралось РБК-Украина.
6 октября Верховная Рада с большими трудностями, но таки приняла в первом чтении президентский законопроект о реинтеграции Донбасса. Тогда большую дискуссию вызвало упоминание Минских соглашений, которые депутаты не хотели закреплять на законодательном уровне. В результате норма о Минских соглашениях была изъята. Кроме того, была достигнута договоренность ко второму чтению добавить в законопроект положение об оккупации Россией Крыма. После первого чтения к документу поступила 661 поправка, которую рассмотрела созданная ранее рабочая группа. 238 из них были поддержаны в целом или частично. И все эти предложения рассмотрел комитет парламента по нацбезопасности и обороне, который после нескольких неудачных попыток таки собрался на заседание 15 ноября.
На комитете были озвучены одобренные рабочей группой поправки. В частности, в преамбуле законопроекта закрепляется дата оккупации Россией территории Украины – это 20 февраля 2014 года. Кроме того, были "вычищены" все нормы, которые прямо или косвенно могли толковаться, как часть Минских соглашений. А вот упоминание оккупации Крыма рабочая группа предложила включить в законопроект, чего не было в проголосованной в первом чтении версии. Также предложено законопроектом обязать оккупанта полностью отвечать за содержание оккупированных территорий, уточнить полномочия Генерального штаба, а в заключительных положениях предлагается признать прекращение действия закона Украины о создании свободной экономической зоны Крым и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины.
Уже устоявшееся понятие "антитеррористическая операция" предлагается заменить на "меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях". А вот как называть участников таких событий – депутаты пока не определились. В связи с этим было договорено подумать над тем, какой формулировкой после принятия закона заменить статус "участник АТО".
Нашумевшая поправка о разрыве дипломатических отношений с РФ была отклонена. Но самую большую дискуссию вызвало изменение текста статьи 10 законопроекта, чем сильно возмутились депутаты от БПП. Речь идет о поправке 445 авторства главы комитета, нардепа от "Народного фронта" Сергея Пашинского и депутата от БПП Ивана Винника, в которой речь идет о полномочиях силовиков на территории, где проводятся меры по обеспечению национальной безопасности и обороны. В частности, предлагается разрешить им в Донецкой и Луганской областях применять оружие, боевую технику и спецсредства, проверять у граждан документы, а в случае их отсутствия – задерживать для установления личности, осуществлять личный досмотр и осмотр вещей, транспортных средств. Кроме того, предлагается дать право силовикам не допускать транспорт дипломатических представительств и консульских учреждений, проникать в жилье и земельные участки граждан, а также использовать автомобили, жилые и нежилые помещения граждан.
Именно эти положения, которые применяются фактически во время военного положения, и возмутили членов комитета – депутатов от БПП. Более того, такие меры, согласно предложениям, должны распространяться на всю территорию Донецкой и Луганской областей. Депутаты президентской фракции указали, что ведь есть мирный Краматорск или Старобельск. Поэтому, по их убеждению, эту норму следует изменить.
Сам Пашинский не подбирал слов после того, как соответствующая поправка была провалена. "Если нет поддержки на комитете, если самая большая фракция парламента это не поддерживает, я не вижу дальше смысла рассматривать это на комитете. Суть этого законопроекта – это применение Вооруженных сил для деоккупации Донецкой и Луганской областей. Все остальное – это дешевый пиар, демагогия и популизм", - сказал Пашинский. При этом он упомянул желание некоторых сил затянуть процесс принятия этого законопроекта, что играет на руку Кремлю. "У меня нет никаких сомнений, что Путин и его агенты влияния в нашем государстве и в нашем парламенте, будут делать все, чтобы провалить эти законы", - твердил Пашинский.
В результате он поставил на голосование вопрос проведения дополнительных консультаций по этому спорному вопросу для того, чтобы выработать условия, сроки и район применения мер, которые предусматривает данная статья. Комитет предложение поддержал.
По завершению заседания депутаты оптимистично рассказывали о том, что данная статья будет подготовлена уже в течение нескольких дней и комитет сразу же соберется, чтобы подготовить законопроект ко второму чтению. "Я думаю, что на протяжении следующих двух дней мы доработаем одно единственное дискуссионное полномочие, которое фактически будет одним абзацем изложено и имплементировано в этом законопроекте. А на следующей пленарной неделе в декабре месяце, я думаю, что мы можем выйти с проектом, который будет поддержан пятью фракциями парламента", - оптимистично рассуждал депутат Винник после заседания Комитета.
Глава фракции БПП Артур Герасимов тоже озвучил оптимистические сроки принятия комитетом этого законопроекта. "Мы полностью поддерживаем логику этой статьи, мы полностью поддерживаем идеологию этой статьи, но детали должны быть выписаны. И теперь мы проголосовали, чтобы эта статья была доработана, сразу соберемся и у нас работы, я думаю, на 10-15 минут", - сказал он журналистам после заседания в среду.
Действительно, комитету таки удалось быстро откорректировать статью 10 и повторно собраться на заседание в пятницу, 17 ноября. Как договаривались предварительно члены комитета, в статью 10 были внесены уточнения относительно условий и территорий применений норм этой статьи. В частности, согласно предложениям, соответствующую территорию, где силовики могут осуществлять вышеописанные действия, определяет руководитель Генерального штаба по представлению командующего Объединенных сил. А порядок въезда-выезда граждан и перемещения товаров через линию разграничений определяет Кабинет министров. Обновленную версию статьи поддержали 9 из 10 членов комитета. Воздержалась депутат от БПП Ирина Фриз, которая на предыдущем заседании критиковала соответствующую статью за то, что она фактически отвечает военному положению.
В результате законопроект был поддержан на комитете и будет вынесен на рассмотрение Верховной Рады на следующей пленарной неделе. Но вот будет ли он поддержан депутатами в сессионном зале – еще вопрос.
Непублично депутаты как от БПП, так и НФ говорят о том, что не все так радужно в этом процессе. В президентской фракции возмущены тем, что нынешняя редакция законопроекта очень искажена. "Вы посмотрите на статьи 7, 8, 9 и 10. Это недопустимо – то, что они пытаются сделать. НФ так исказил законопроект, что это теперь не законопроект президента", - возмущается в разговоре с РБК-Украина один из депутатов БПП. По его словам, НФ искусственно создает конфликт, переписывая нормы законопроекта, чтобы "пропиариться" и показать людям, что якобы БПП не хочет голосовать за признание России агрессором.
Так, кроме упомянутой выше статьи 10, комитет предлагает в статье 7 добавить положение о том, что факт вывода и отсутствия вооруженных формирований РФ устанавливают министр обороны и министр внутренних дел, которые подают совместное представление президенту. В статье 8 появилось дополнение, что в зоне осуществления мер по обеспечению нацбезопасности и обороны в Донецкой и Луганской областях действует особый порядок, который предусматривает предоставление силовикам специальных полномочий. В 9 статье добавляются абзацы о полномочиях командующего Оперативным объединенным штабом. Комитет предлагает установить, что эта должность назначается президентом по представлению начальника Генштаба. Командующий Объединенными силами осуществляет руководство силами и средствами ВСУ, МВД, других военных и правоохранительных формирований и вмешательство в работу этого штаба, независимо от должности, не допускается.
В Администрации президента тоже подчеркивают недовольство тем, что НФ существенно изменил текст законопроекта. Поэтому, там не исключают, что вопрос его принятия может затянуться надолго. "Если этот законопроект сильно изменен от текста, который подал президент, то шансы на его принятие существенно уменьшатся", - говорят в президентской администрации.
В этой ситуации и в президентской фракции, и в АП прогнозируют, что вряд ли депутаты примут документ в целом в одобренной комитетом версии. В такой ситуации Рада начнет рассмотрение по отдельности всех более 600 поправок. А это может затянуться надолго.
В НФ же надеются на скорейшее утверждение парламентом данного законопроекта и не видят на этом пути особых препятствий. "Мы ожидаем, что через две недели на вторник законопроект будет вынесен в сессионном зале, где мы его проголосуем", - сказал РБК-Украина депутат от НФ Андрей Тетерук.
Нынешняя пленарная неделя Верховной Рады закончилась, депутаты соберутся уже в декабре. И начать новую пленарную неделю планируют именно с этого законопроекта.