Украина занимает первое место в Европе по площади внутренних водоемов и имеет хорошие перспективы развития рыбной отрасли, которые способны покрыть большую часть внутреннего потребления рыбы. В то же время, в Госрыбагентстве заявляют, что 60-80% промышленного вылова рыбы находятся в тени. А органы рыбной охраны вместо того, чтобы бороться с браконьерами, стали частью схемы незаконного вылова рыбы.
Украина занимает первое место в Европе по площади внутренних водоемов и имеет хорошие перспективы развития рыбной отрасли, которые способны покрыть большую часть внутреннего потребления рыбы. В то же время, в Госрыбагентстве заявляют, что 60-80% промышленного вылова рыбы находятся в тени. А органы рыбной охраны вместо того, чтобы бороться с браконьерами, стали частью схемы незаконного вылова рыбы.
В августе ГО Аgro.Reforms.UA начала серию круглых столов в областях в рамках проекта "Дерегуляция против коррупции" с участием представителей государственной власти и предпринимателей агропрома. 19 августа в Одессе состоялся круглый стол на тему дерегуляции в рыбной отрасли.
Рыбаки Одесской области были очень возмущены законопроектом о моратории на промышленный лов рыбы. Они считают, что такая инициатива потеряет и без того проблемную отрасль. Вопрос моратория оказался настолько дискуссионным, что подтолкнул Аgro.Reforms.UA отдельно проанализировать законопроект.
Законопроект №2454-а "О введении запрета (моратория) на промышленный вылов водных живых ресурсов на некоторых водоемах Украины". Предусматривает введение с 2016 года запрета на осуществление промышленного рыболовства на водных объектах бассейна Днепра, Южного Буга, Западного Буга, Северского Донца за пределами специальных промышленных зон в акваториях водохранилищ Днепровского каскада, которые не могут превышать 40% акватории водного объекта и должны быть расположены не ближе 200 метров от уреза воды. Критерии расчета специальных промышленных зон в законопроекте не указаны. Профильный отраслевой орган - Госрыбагентство - не было задействовано в разработке проекта.
В настоящее время существует большое количество разрешительных документов и процедур, не предусмотренных в законодательстве ЕС, которые, к тому же, потеряли свою актуальность и препятствуют нормальному осуществлению хозяйственной деятельности.
Это касается разрешительных документов на использование водных биоресурсов и лицензии на морской промысел, изменения и упрощения порядка получения квоты (доли) на вылов, оптимизации и унификации правил мореплавания и дерегуляци других документов на право занятия рыбным промыслом и аквакультурой, а также усовершенствования процедуры подтверждения качества выловленной рыбной продукции.
По предварительным официальным подсчетам, в рыбной отрасли работает около 30 тыс. человек. Запрет промышленного лова приведет к массовому увольнению.
Также мораторий, направленный на сохранение естественных запасов рыбы, может ухудшить ситуацию. Не исключено, что часть рыбаков просто начнет работать в тени и заниматься браконьерством.
По словам председателя ГО Agro.Reforms.UA Олега Проценко, законодательные изменения и программы развития рыбной отрасли должны быть направлены на защиту отечественного товаропроизводителя, создавать рабочие места. Также они должны обеспечивать уже существующие производственные мощности рыбопереработки постоянным сырьем и предоставлять возможность развиваться малому и среднему бизнесу.
Госрыбинспекция давно перестала выполнять свои непосредственные функции, став на сторону теневого рынка. Она является покровителем незаконного рыбного промысла в Украине. А это 1700 человек, которые живут на налоги украинцев и не выполняют своих прямых функций.
Впрочем, аналогичные претензии можно забросить и в адрес пограничников, Госэкоинспекции и других контролирующих органов. Например, в прошлом месяце Одесская военная прокуратура задержала на взятке в 60 тыс. грн группу чиновников - пограничника, экоинспектора и главы Крымской рыбоохраны.
Но реформы в Минэкологии и Госрыбагентстве уже анонсированы. Важно, чтобы эти инициативы начали работать и не противоречили друг другу.
Так, законопроект о моратории на промышленный лов рыбы предусматривает передачу функций контроля экоинспекции. С одной стороны, наконец, функция контроля над выловом водниз биоресурсов заработает.
Однако, передача функций по контролю Госэкоинспекции противоречит базовым принципам Соглашения об Ассоциации с ЕС, и не позволит гармонизировать национальные акты с международными, например, acquis communautaire. Также, такое решение идет вразрез с политикой дерегуляции.
В ЕС функции регулирования хозяйственной деятельности и функции охраны водных биоресурсов выполняют одни и те же органы, независимые от экоинспекции. Например, в Еврокомиссии - Европейское агентство по контролю за рыболовством (European Fisheries Control Agency - EFCA), аналогом которой в Украине является Госрыбагентство, а также Европейское агентство по окружающей среде (European Environment Agency - EEA).
EFCA осуществляет контроль за выловом и регулирует хозяйственную деятельность рыболовных предприятий. EEA занимается природоохранными вопросами.
Зоны для промышленного вылова рыбы в Европе определяются не универсальным законом. По каждому отдельному водоему они проводят соответствующие исследования - измеряют изобаты глубин, определяют кормовые критерии прибрежных участков и еще с десяток других маркеров.
Практика наложения моратория в ЕС отсутствует. Невозможно наложить универсальный запрет на природный ресурс, каждая составляющая которого является уникальной и требует индивидуальной оценки.
Очевидно, что целесообразно включить наработки по экологической политике в рыбной отрасли комплексной программы изменений, которая в настоящее время разрабатываются Госрыбагентством. Сотрудничество народных депутатов с профильным ведомством на данном этапе поможет выяснить, какие именно законопроекты сейчас нужны для развития отрасли и как ускорить весь законотворческий процесс и реформирования отрасли.