Даже простые мобильные решения способны упростить ведение сельского хозяйства. Они прогнозируют оптимальное время посадки и сбора урожая, рассчитывают территорию полива и точную погоду. В итоге продуктивность труда и доходы мелких фермеров могут вырасти в разы.
Даже простые мобильные решения способны упростить ведение сельского хозяйства. Они прогнозируют оптимальное время посадки и сбора урожая, рассчитывают территорию полива и точную погоду. В итоге продуктивность труда и доходы мелких фермеров могут вырасти в разы.
Сельское хозяйство - крупнейшая экспортная отрасль Украины. Только за 9 месяцев этого года она принесла стране более 10 млрд долларов. Несмотря на кризис, отрасль динамично развивается и уже обеспечивает 14% ВВП Украины.
Большинство доходов отрасли создается большими агрохолдингами, которые преобладают на рынке. Малые агрохозяйства также на нем присутствуют, но они нуждаются в поддержке.
Мировой опыт показывает, что даже при отсутствии значительных инвестиций ускорить развитие сельскохозяйственных предприятий можно с помощью мобильных технологий.
Мобильные операторы уже не первый год предлагают решения М2М (Machine-to-Machine) для агросектора. Это специальные тарифы и программное обеспечение для обмена данными между техникой без участия человека. Например, установленный в комбайне трекер позволяет удаленно отслеживать его местоположение и рассчитывать время, которое понадобится на уборку урожая. Оснащенную SIM-картой систему освещения теплиц можно также контролировать удаленно: регулировать мощность и время освещения. Есть множество подобных решений, но они, как правило, применяются средним и крупным бизнесом.
Но для малого бизнеса тоже есть выход. Даже использование самых простых бесплатных решений может увеличить урожай, оптимизировать обслуживание полей и в результате в разы увеличить доход.
Один из самых успешных примеров - Турция, где 24% работающего населения занято в сельском хозяйстве, а на сектор приходится 8,5% ВВП. Главной проблемой, с которой сталкиваются местные фермеры, была и остается низкая производительность труда и такие же доходы. Увеличение этих показателей стало главной задачей, которую бизнес, профильные ассоциации и чиновники попытались решить с помощью мобильной связи.
В 2009 году международная группа Vodafone запустила на базе своего турецкого оператора так называемый Клуб фермеров, Vodafone Farmers' Club. Это пакетное предложение, состоящее из специального тарифа на связь, а также дополнительных данных и советов, как вести сельское хозяйство, рассчитанных на мелких фермеров. Клуб управляется партнером Vodafone, турецким социальным предприятием с упором на информационные технологии TABIT, а также издателем сельскохозяйственного информационного портала Tarimsal Pazarlama.
Совместно с Турецким сельскохозяйственным союзом TABIT создает собственный контент для аграриев. Он также ежедневно собирает информацию о погоде на районном уровне от государственной метеорологической службы. В интернете полно сервисов, которые сообщают точный прогноз погоды. Но далеко не все фермеры, особенно в отдаленных и консервативных регионах, умеют им пользоваться.
Поэтому в качестве канала коммуникаций в данном проекте выбрали SMS и Push-сообщения, которые открываются автоматически и доступны даже для старых моделей мобильных телефонов. Популярностью пользуется и интерактивный автоответчик (IVR), избавляющий неграмотное население (в Турции 12% неграмотных, - ред.) от необходимости читать.
TABIT также присылает фермерам информацию от Союза палат и бирж Турции об изменении рыночных цен на 93 сельскохозяйственных продукта. А Министерство продовольствия, сельского хозяйства и животноводства обеспечивает проект отраслевыми новостями и обновлениями по поводу государственных субсидий.
Важная часть проекта - это площадка для продажи продукции, "маркетплейс". Любой член Клуба фермеров может дать объявление о продаже семян, зерна, овощей и фруктов, удобрений, просто отправив сообщение на короткий номер. После модерации командой TABIT, объявление попадет в ряд изданий, включая портал Tarimsal Pazarlama и спутниковый канал Toprak TV. Покупатели связываются с продавцом напрямую.
Vodafone, который является вторым по величине мобильным оператором в Турции, занимается маркетингом, разработкой стратегии и дистрибуцией решения. Результат - более 1,3 млн подписчиков, из которых 70% активных пользователей. Продвинутым пользователям доступно бесплатное мобильное приложение Farmers' Club, из Play Market его уже загрузило более 300 тыс. человек.
Только за первые три года существования Клуба продуктивность его членов выросла на 12%, а их доход - на 100 млн евро. Отдельным фермерам удалось повысить продуктивность в разы. Например, Ибрагим Чирпан из провинции Чанаккале за полгода смог продать 600 коз, используя "маркетплейс". Раньше за такой же промежуток времени он продавал 100 коз по более низкой цене, чем они стоят на самом деле. Благодаря оповещениям о рыночных ценах, которые он получал каждую неделю, он смог получить лучшее представление о рынке и продать свою живность подороже.
Еще один пример, который приводит Vodafone, - фермер Месут Орчу из провинции Аксарай. Свою первую партию клевера он продал уже через несколько часов после регистрации в системе. Затем он стал постоянным пользователем и сосредоточился на продаже клевера, ячменя и силоса. Благодаря Клубу фермеров его ежегодный доход увеличился с 3 тыс. до 300 тыс. турецких лир (с 1 тыс. до 100 тыс. евро).
Есть и другие примеры использования информации от Farmers' Club. Например, своевременное предупреждение об изменении погодных условий уберегло Дендю Ташкин, жительницу провинции Бурдур, от утраты урожая на 60 тыс. турецких лир (20 тыс. евро).
После Vodafone похожие услуги в Турции запустили и другие операторы - Turkcell и Avea.
Вдохновившись успехом в своей стране, турецкий Vodafone в 2015 году решил запустить аналогичные Клубы фермеров в шести странах Африки и Азиатско-тихоокеанского региона. Это Индия, Гана, Танзания, Кения, Египет и Новая Зеландия, где фермерам будут доступны информационные сервисы, виртуальный "маркетплейс" и мобильные платежные инструменты.
Отметим, что Клуб фермеров не приносит Vodafone прямой прибыли, он является инструментом повышения лояльности клиентов и узнаваемости бренда среди абонентов в сельской местности.