До завершения избирательной кампании осталось всего несколько дней. Уже в воскресенье, 25 октября, украинцы отправятся на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса на местных выборах. В то же время в Украине подвели первые итоги этой кампании. В конце прошлой недели Гражданская сеть "Опора" опубликовала свой отчет о проведении партиями предвыборной кампании. Самыми серьезными проблемами общественные активисты назвали подкуп избирателей и недобросовестнвую работу местных избирательных
До завершения избирательной кампании осталось всего несколько дней. Уже в воскресенье, 25 октября, украинцы отправятся на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса на местных выборах. В то же время в Украине подвели первые итоги этой кампании.
В конце прошлой недели Гражданская сеть "Опора" опубликовала свой отчет о проведении партиями предвыборной кампании. Самыми серьезными проблемами общественные активисты назвали подкуп избирателей и недобросовестнвую работу местных избирательных комиссий.
Всего, по данным Центральной избирательной комиссии, по всей Украине в местных выборах принимают участие 142 партии. Как утверждают в "Опоре", активные избирательные кампании развернули 27 из них. Причем, большинство из них активны максимум в двух областях. В тройку партий, которые наиболее активно занимаются агитацией, вошли "Блок Петра Порошенко "Солидарность", "Батькивщина" и "Наш край" (см. таблицу).
Фактически президентская политсила оказалась единственной партией, которая охватила всю территорию Украины (активные кампании в 24 областях). Далее наиболее распространенными являются кампании "Батькивщины" (20 областей), партии "Наш край" (12 областей), "Оппозиционного блока" (10 областей), "Укропа" и "Самопомочи" (по 9 областей).
Кроме того, как оказалось, президентская партия является самой активной среди всех партий в 14 областях Украины. С огромным отрывом второе место занимают партия "Видродження" и "Оппозиционный блок", агитация которых оказалась самой активной только в двух областях Украины ("Видродження" - в Харьковской и Николаевской, ОБ - в Одесской и Запорожской областях).
Еще пять партий оказались агитационно самыми активными только в одной области: "Самопомич" - во Львовской, "Батькивщина" - в Житомирской, "Наш край" - в Черниговской, "Укроп" - в Луцкой, "Единый центр" в Закарпатской области.
Рейтинг самых активных партий на местных выборах в Украине (по состоянию на 14 октября 2015 г.)
Рейтинговое место |
Партия - субъект избирательного процесса |
1 |
Партия "Блок Петра Порошенко "Солидарность" |
2 |
Политическая партия Всеукраинское объединение "Батькивщина" |
3 |
Политическая партия "Наш край" |
4 |
Политическая партия "Оппозиционный блок" |
5 |
Политическая партия "Украинское объединение патриотов - Укроп" |
6 |
Политическая партия "Объединения "Самопомич" |
7 |
Аграрная партия Украины |
8 |
Партия "Видродження" |
9 |
Политическая партия Всеукраинское объединение "Свобода" |
10 |
Радикальная партия Олега Ляшко |
11 |
Политическая партия "Родной город" |
12 |
Политическая партия "Общественное движение "Народный контроль" |
Эксперт гражданской сети "Опора" Ольга Коцюруба отметила, что самым распространенным нарушением во время этой избирательной кампании остается незаконная агитация.
"Самыми типичными нарушениями остается незаконная агитация: без исходных данных, вне избирательного фонда, а также злоупотребление административным ресурсом, в частности, бюджетным админресурсом и медийным админресурсом. Также в дальнейшем остается характерная для украинских выборов проблема косвенного подкупа избирателей. Эти факты не имеют чрезмерного распространения, но они присутствуют абсолютно на всей территории Украины", - рассказала Коцюруба.
Одной из серьезнейших проблем, с которой Центральная избирательная комиссия столкнулась на этих выборах, стал отказ территориальных избирательных комиссий в регистрации кандидатов от той или иной партии. Дошло до того, что в нескольких городах ЦИК вынужден был полностью распустить теризбиркомы, а в некоторых случаях и самостоятельно регистрировать кандидатов.
Этот новый тренд предвыборной кампании аналитик "Опоры" Александр Клюжев объясняет тем, что ТИК по-разному применяют новый закон "О местных выборах".
"Применение нового закона о местных выборах в части регистрации или отмены регистрации кандидатов имело неодинаковый характер в разных территориальных общинах, и мы получили массовые отказы ТИК в регистрации кандидатов по тем или иным причинам. Чаще всего ТИК применяли в качестве основания для отказа в регистрации кандидатов ненадлежащее оформление избирательных документов. В том числе определенные ошибки в документах кандидатов считались как факт отсутствия этих документов вообще, и по большинству регионов такая подстановка применялась", - отметил Клюжев.
Он добавил, что несмотря на то, что закон предусматривает внесение денежных залогов местными организациями партий в безналичном варианте, часть политсил вносила их через физическое лицо наличными через филиалы банков. Это также становилось массовым основанием для отказа в регистрации кандидатов.
"В отличие от предыдущих местных выборов, на этот раз судебное обжалование отказа в регистрации стало эффективным механизмом восстановления избирательных прав. Если проанализировать общую совокупность имеющихся судебных решений, то суды чаще поддерживали аргументацию партий и кандидатов в спорах с ТИК, чем становились на их сторону", - подчеркнул Александр Клюжев.
Напомним, наиболее резонансными случаями отказов в регистрации стали: отказ зарегистрировать "Оппозиционный блок" на местных выборах в Харьковской области, отказ зарегистрировать кандидата от "Оппозиционного блока" на выборах Славянского городского головы, отказ зарегистрировать кандидатов от партии "Вольных демократов" на выборах Черкасского городского совета и кандидата в мэры Черкасс от этой партии, отказ зарегистрировать кандидата в мэры Херсона от партии "Наш край".
"По оценкам "Опоры", проблемы с регистрацией этих местных организаций политических партий и соответствующих кандидатов имели признаки препятствования осуществлению ими пассивного избирательного права. В то же время эти случаи свидетельствуют об определенных политических противостояниях на локальном уровне, а не являются выражением общенациональной тенденции относительно предвзятого отношения избирательных комиссий к тем или иным политическим партиям", - отметил Клюжев.
Он добавил, что несмотря на то, что кандидатам и партиям в большинстве случаев удалось установить справедливость в судебном порядке, они не имели возможности на равных с другими вести законную агитацию.
"Закон предусматривает, что финансирование предвыборной агитации может осуществляться только в случае создания избирательного фонда, а это возможно только после регистрации кандидатов. В таком случае эти потенциальные участники выборов, которые столкнулись с проблемами в регистрации, должны были или вести определенную нелегальную агитацию, дожидаясь судебных решений и решений избирательных комиссий, или не проводить ее вообще, и здесь мы имеем определенные проблемы с обеспечением равенства возможностей для различных кандидатов на местных выборах", - пояснил Александр Клюжев.
Еще одной большой проблемой, которая может проявиться уже в день выборов, является недостаточная укомплектованность участковых избирательных комиссий.
"Это свидетельствует об определенной бессистемности работы политических партий на местном уровне, когда даже те политические силы, которые являются лидерами по предвыборной активности в том или ином регионе, не смогли найти достаточного количества людей для обеспечения своего полноценного представительства в участковых избирательных комиссиях. Понятно, что в случае формирования участковых комиссий в минимальном составе, нагрузка на каждого члена соответствующей УИК становится чрезмерной, и в случае возникновения проблем с отказами от работы в составе УИК определенных лиц, вообще возникают риски ненадлежащего исполнения полномочий участковых избиркомов", - заявил Клюжев.
Эксперт отметил, что тенденция последних выборов, подтверждает: все меньше людей готовы работать в составе УИК.
"Государство должно подумать о дополнительных стимулах, в том числе и, возможно, о существенном повышении финансового обеспечения членов УИК, которые в течение нескольких дней работают в достаточно сложных условиях", - заявил он.