Правительство Арсения Яценюка разработало очередной вариант реформирования экономики Украины. В этом документе предполагается, что страна встанет на путь к процветанию, в то время как еще в начале года власти разрабатывали планы по восстановлению.
Правительство Арсения Яценюка разработало очередной вариант реформирования экономики Украины. В этом документе предполагается, что страна встанет на путь к процветанию, в то время как еще в начале года власти разрабатывали планы по восстановлению.
Минэкономразвития, как основной автор стратегии, еще раз напоминает о необходимости важных структурных реформ. Их реализация позволит создать наилучшую регуляторную и налоговую среду среди стран Центральной и Восточной Европы, удвоить ВВП на душу населения и обеспечить приток минимум 8 млрд долл. прямых иностранных инвестиций ежегодно.
Власти нравится писать стратегии. Только с реализацией этих стратегий далеко не всегда все выходит гладко.
За последние полтора года Украина получила массу масштабных, стратегических и по сути правильных документов - от коалиционного соглашения с планом деятельности правительства до президентской программы стабильного развития к 2020 году.
Под конкретные глобальные мероприятия, где нужно заинтересовать инвесторов вкладывать деньги в Украину, также появляются очередные документы, как, например, План восстановления страны. Остается только выполнять написанное, но правительство продолжает писать.
Министерство экономического развития и торговли решило предложить свою версию базовых принципов реформирования экономики - "Путь к процветанию" (см. презентацию в конце статьи). И теперь именно по ним должны приниматься все решения по развитию государства.
Хотя глава МЭРТ Айварас Абромавичус признал, что его документ не будет заменять или дополнять уже указанные стратегии, а также меморандум с МВФ и Соглашение об Ассоциации с ЕС.
Очередной сценарий реформы выглядит больше как напоминание самим себе, не более. Ничего нового и революционного в нем нет.
"Чтобы документ работал, к нему должны обращаться те, кто делают реформы, чтобы идти дальше по плану. Он должен быть включен в цепочку принятия решений. Если именно его не хватало, то - да, это плюс. Но если это просто крик души, то он не нужен", - отметил президент Центра экономического развития, советник президента Александр Пасхавер.
Новый акцент "Пути к процветанию" - экономическая свобода, которая строится на принципах расширения прав и возможностей граждан и бизнеса, конкуренции и отсутствия дискриминации. В документе есть примеры стран, которые отказались от ограничения экономической свободы - Сингапур, Гонконг, Ирландия и сейчас имеют наивысший уровень экономики.
Принципы, на которые предлагает ориентироваться МЭРТ (верховенство права, защита собственности, конкуренция, отсутствие коррупции и наличие эффективного госаппарата) позволят преобразовать Украину в "открытую, благоприятную для бизнеса экономику, способную создавать рабочие места и генерировать богатство".
И за 15 лет ВВП на душу населения удвоится (сейчас показатель самый низкий в Европе - 3062 долл.), приток инвестиций в течение следующих 5-10 лет составит 8 млрд долл. ежегодно (сегодня - 0,3 млрд долл.). Рейтинги страны повысятся, а налоговая и регуляторная среда будут лучшими в Центральной и Восточной Европе.
Важными структурными реформами, по версии МЭРТ, являются реформы судебной, правоохранительной, налоговой систем, госуправления, приватизация и либерализация с дерегуляцией.
"Меры должны быть быстрыми, радикальными и решительными, иначе они не смогут принести ожидаемых результатов", - сказано в документе.
Индикатором изменений в судебной системе может стать повышение доверия украинцев до 70%. Сегодня лишь есть показатель недоверия - 87%. Основные задания в реформировании системы - реальное выполнение судебных решений и открытость процессов, усиление прав адвокатов, ограничения права прокуроров на вмешательство в хоздеятельнось.
Одна из ключевых мер - создание международного коммерческого арбитража. "Здесь могли бы быть и наши, и европейские арбитры. Это стало бы независимой площадкой, судом европейского уровня", сказала первый замминистра экономразвития Юлия Ковалив.
Отметим, что в президентской стратегии первый этап судебной реформы также должен ознаменоваться повышением доверия. А сама реформа, но на основе утвержденных ранее стратегий хоть как-то, но идет. Изменения к законам, регулирующим систему исполнения решений, например, наработаны уже на 50%. По этому направлению реформа должна быть завершена в 2016 году.
Налоговая реформа также должна стать не менее радикальной, глубокой и сложной, чтобы изменить ситуацию, когда одна часть бизнеса налоги не платит, а другая - платит все больше и больше.
"Мы не должны соглашаться с полумерами. При серьезном снижении ставок, доходы будут расти, - уверен Айварас Абромавичус. - Поддержки МВФ в этом нет, но нужно вести переговоры".
Здесь может быть конфликт с Минфином, который категорически не приемлет пересмотра ставок за исключение нагрузки на фонд оплаты труда и ренты. Окончательных вариантов моделей налогообложения в Минфине еще нет. Но в ГФС, например, считают, что экономически обоснованные ставки ренты на совместную добычу газа должна составить 45% и 20%, вместо 55% и 28%.
ЕСВ же можно снизить до 20-30% без пересмотра ставки на доходы физлиц. Есть идея объединения этих двух платежей.
На единой ставке настаивает и старший экономист центра CASE-Украина Владимир Дубровский. "НДФЛ - 20%, а компенсаторами могут быть дополнительные доходы от улучшения администрирования НДС, полной реформы налога на прибыль, повышения ставок на землю, акцизы и недра", - поясняет экономист.
В стратегии МЭРТ, помимо пересмотра ставок, в частности, на прямые налоги (при необходимости компенсировать потери можно за счет повышения ставок на косвенные) указано, что наиболее благоприятный режим можно обеспечить за счет ликвидации всех налоговых льгот, внедрения эффективного режима для малого бизнеса.
Минфин хочет ликвидировать все спецрежимы и преференции, а также реформировать упрощенную систему налогообложения, оставив ее только для малого бизнеса с оборотом до 500 тыс. грн.
Это все еще идеи и частично они совпадают с предложениями МЭРТ.
Не покидает Абромавичуса и идея аутсорсинга на таможне. Если глава ГФС Роман Насиров идею поддерживает, то его заместитель, курирующий таможенное направление Константин Ликарчук, категорически против. Он заявил РБК-Украина, что для этого нет правовой основы, но возможный вариант сотрудничества с частными компаниями возможен только в сфере HR и IT.
Дерегуляция заключается в принципе гильотины, о чем уже неоднократно говорил министр экономики. Этот принцип уже предусматривают и план деятельности Кабмина, и стратегия-2020.
Дерегуляция предусматривает сокращение количества лицензий и разрешений, контролирующих органов (с 56 до 28), принятие 1500 нацстандартов, гармонизованных с европейскими, создание электронной базы стандартов. Последние два направления не реализованы, а лицензии Кабмин частично отменяет (отменено 26 типов). Также из последнего реализованного - запуск системы "единого окна" для открытия бизнеса за 2 дня.
Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский уверен, что лучше сконцентрироваться не на разработке новых стратегий, а на ускорении имплементации уже имеющихся.
"Будет только дублирование. Тем более, что и спикер (Рады Владимир Гройсман, - РБК-Украина) недавно подписал план законодательного обеспечения реформ. То есть, это та дорожная карта законопроектов, которые должны быть приняты", - сказал РБК-Украина Андрей Забловский.
Он добавил, что МЭРТ еще работает над стратегией развития экспорта, а также малого и среднего бизнеса. Разработка таких узкопрофильных документов даст больше эффекта, чем работа на более глобальными программами.
"Например, стратегия по бизнесу предусматривает создание фонда гарантирования кредитования за счет привлечения денег ЕС. Это конкретно. Это может дать эффект", - резюмировал Андрей Забловский.