Геннадий Труханов пришел в бизнес, а затем и в политику из спорта. Со временем, нынешнего одесского мэра стали причислять к числу ключевых людей Одессы. О том, как инфраструктура и бюджет целого региона служит интересам отдельной бизнесс-группы – далее в материале.
Как и многие другие, Геннадий Труханов пришел в бизнес, а затем и в политику из спорта. В 90-х спорт и единоборства были социальным лифтом, который сейчас полностью вытеснен принадлежностью к сословиям и деньгами.
На заре капитализма именно крепкие парни, часто с опытом в "горячих" точках бывшего СССР, стали социальной базой для быстро редевших рядов тогдашних предпринимателей.
Некоторые шли в политику через классический бокс, а одесский мэр – через тайский. Это увлечение способствовало открытию одного из первых охранных агентств "Капитан". Кроме самого Труханова у истоков агентства стояли и другие товарищи. Например, Андрей Иванчо, который позже станет совладельцем уже виргинских компаний.
Идея создать охранную фирму оказалась настолько удачной, что Геннадий Труханов до сих пор является главой федерации тайландского бокса, а "Капитан" - его прозвищем.
На то время, привлекательность предложения Труханова была в том, что "Капитан" был легальной фирмой, а не просто группой молодых людей спортивной наружности. Как говорил сам Труханов в одном из интервью, клиентами компании стали такие предприятия как "Одессаоблгаз", "Эксимнефтепродукт", "Одессанефтепродукт". Однако более судьбоносным для Геннадия Труханова стало знакомство Леонидом Мининым, который тогда контролировал Одесский порт.
Со временем, нынешнего одесского мэра стали причислять к числу ключевых людей Одессы. Во главе самой влиятельной группы этого города стоял Минин. Его правой рукой был Александр Ангерт. Финансами занимался Александр Жуков. А Геннадий Труханов был личным охранником Минина. По данным итальянской полиции, для путешествий Труханов использовал греческий паспорт на имя Геннидаса Озопулоса.
В августе 2001 года Леонид Минин был арестован в Италии и был приговорен к длительному тюремному сроку. Как писали некоторые СМИ, дело касалось поставок украинского оружия в некоторые страны Африки. Это были Либерия и Сьерра Леоне, которые в то время находились под режимом санкций Совета Безопасности ООН. Контрабанда оружия якобы производилась по сфальсифицированным сертификатам "Укрспецэкспорта".
С момента ареста Минина на первые роли вышли Ангерт и Жуков. В начале 2000-х им принадлежали многие активы в банковском секторе и нефтепродуктах. Считается, что примерно в середине 2000-х Александр Ангерт и Александр Жуков перебросили большую часть активов на зарубежные компании.
Остальные бизнесы были переданы в управление лояльным одесским бизнесменам. К ним относят крупнейший одесский рынок "Привоз", несколько строительных компаний, долю в одесской ТЭС и даже сдача в аренду через подставных владельцев МАФов и ресторанов в Аркадии.
После чего Александр Ангерт уехал в Израиль, а Александр Жуков - в Лондон. Там же дочь Жукова стала гражданской женой Романа Абрамовича. В родной гавани остался Геннадий Труханов. Не исключено, что он до сих пор присматривает за активами своих товарищей.
Как считают украинские СМИ, миллионы Труханову принесли именно дороги. Одесского мэра связывают с целой группой компаний "РОСТ". В течение последних четырех лет она выиграла тендеров на общую сумму превышающую 2 млрд грн.
Согласно данным журналистского расследования, Геннадий Труханов имеет полный или частичный контроль в группе "РОСТ". Это подтверждается документами крупного регистратора оффшорных компаний - Mossak & Fonseca. Одесский мэр, являясь основателем ряда оффшорных фирм на Британских Виргинских островах, которые, в свою очередь, контролируют более двух десятков предприятий в Украине.
Например, Геннадий Труханов является соучредителем виргинской компании Corderoy Trading Limited. Соучредителями этого оффшора так же являются Андрей Иванчо, который был сооснователем фирмы "Капитан", и Юрий Шумахер. Последний является депутатом Одесского городского совета, а до избрания был генеральным директором группы компаний "РОСТ".
Как утверждают одесские антикоррупционные активисты, именно подразделение "РОСТА" – "Ростдорстрой" получает больше всего бюджетных денег, которые бурно ремонтируются после начала децентрализации. А ассигнования на дороги растут с каждым годом мэрства Труханова.
В лучших украинских традициях одесские и даже киевские тендеры на ремонт дорог распределяются между тремя фирмами. Владельцем "Ростдорстроя" является виргинский офшор "Сайдлейк интернешнл лимитед". Его конечным бенефициаром является тот самый Юрий Шумахер. Депутат горсовета всегда воздерживается от голосований по выделению средств "Ростдорстрою". Он же является членом локальной партии Труханова "Доверяй делам".
Другим получателем бюджетных средств является компания "ПИК-СТРОЙ", которой владеет соратница по партии Геннадия Труханова - Марина Лозовенко. И третья удачливая компания СК "Автострой" зарегистрирована на Виктора Гнездилова.
Именно удачливость данных компаний привлекла внимание НАБУ. В конце октября бюро провело ряд обысков в Одессе. Детективы НАБУ подозревают должностных лиц мэрии Одессы в растрате более 800 млн грн на дорожных тендерах.
Как говорится в документах НАБУ, тендеры в основном выигрывают фирмы, связанные с руководством города. Кроме того, работы выполняются не в полном объеме и по завышенным ценам. Так, чиновники и депутаты одесской мэрии с 2014 г. тратят деньги из городского бюджета через дружественные им фирмы — "Ростдорстрой", СК "Автострой" и БСК "ПИК-СТРОЙ". В августе 2016 г. правоохранители установили в ходе досудебного следствия, что в схеме может участвовать и мэр Одессы Геннадий Труханов.
По решению Соломенского суда Киева Национальное антикоррупционное бюро Украины провело выемки документов Одесского горсовета, Госфининспекции и ряда банков и компаний.
Вторым делом, по которому НАБУ проводило обыски в октябре текущего года, был Одесский аэропорт.
Еще летом 2016 года бюро зарегистрировало уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением лицами Одесского городского совета по предварительному сговору с должностными лицами ООО "Международный аэропорт Одесса", КП Международный аэропорт "Одесса" и ООО "Одесса аэропорт девелопмент".
Скандал развернулся вокруг аэропорта еще в 2011 году. Одесский совет под руководством Алексея Костусева проголосовал за создание совместного предприятия с двумя другими компаниями, которые связывают с Борисом Кауфманом и Александром Грановским.
Руководителем большинства в тогдашнем местном совете был Геннадий Труханов.
Предприятие было создано в форме ООО. В его уставной капитал город внес целостный имущественный комплекс аэропорта, находившегося в коммунальной собственности. А известные одесские бизнесмены – 355 млн. грн. и обязательство привлечь еще 120 млн. долл. инвестиций. Средства должны были быть направлены на капитальный ремонт самого аэропорта и взлетно-посадочной полосы.
Но был один нюанс. Доля города в созданном предприятии определялась балансовой стоимостью имущества аэропорта. Поэтому контроля у Одессы не было, а значит, не было и возможности влиять на решения.
В то же время инвесторы – структуры Кауфмана и Грановского – внесли средства, которые, как позже выяснило следствие, были обеспечением по кредитам перед другими юрлицами. Что было нарушением закона. Сделка выглядела сомнительной, но вполне соответствовала духу времени. У власти был Виктор Янукович, а Алексей Костусев – был его ближайшим соратником. Поэтому ситуация находилась в подвешенном состоянии до смены власти.
В мае 2014 года Геннадий Труханов становится мэром Одессы. А уже осенью городской совет подает в суд иск, желая вернуть городу аэропорт. Судебное разбирательство длилось до лета 2015 года. Тогда суд первой инстанции вынес решение, которым аннулировал положения договора, которыми имущество аэропорта передавалось в уставной капитал общества.
Компании, которые связывают с Кауфманом и Грановским, подают апелляцию. Но суд не успевает вынести решение, потому как мэр Геннадий Труханов подписывает с участниками совместного предприятия мировое соглашение. По данным НАБУ, это решение принесло городу убытки на сумму около 100 млн. грн. Детективы считают, что заключению данного соглашения предшествовал сговор.
Во-первых, данным соглашением было приостановлено действие договора, заключенного при создании совместного предприятия. Вместе с ним с компании "Одесса аэропорт Девелопмент" (подконтрольную Кауфману и Грановскому) было снято обязательство по привлечению инвестиционных средств для строительства взлетной полосы.
Во-вторых, из уставного фонда ООО "Международный аэропорт Одесса" в коммунальную собственность вернулось только десять внесенных объектов: лаборатория, здание ВОХР, два убежища и еще ряд нежилых помещений.
Так произошло потому, что инвесторы были обязаны вернуть городу только то имущество, которым не успели распорядиться. Все же остальное было передано в качестве залога "Финбанку" по кредиту на 30 млн. долл.
7 апреля текущего года Национальный банк Украины отнес его к категории неплатежеспособных. По данным НБУ, крупнейшим акционером "Финбанка" (79,48%) является Александр Грановский, бизнес-партнер Бориса Кауфмана.
***
Таким образом, деятельность мэра Одессы Геннадия Труханова скорее является примером того, как инфраструктура и бюджет целого региона служит интересам отдельной бизнес-группы. Можно сказать, что Одесса и ключевые объекты города все еще находятся во власти людей родом из 90-х. Причем, это не просто удачливые коммерсанты, а фигуранты расследований по вопросу поставок оружия в обход санкций ООН.
Это выглядит особенно цинично, учитывая совсем недавний опыт самой Украины. Да еще и в Одессе, которая всего три года назад была объектом провокаций со стороны северного соседа.
Впрочем, ранее журналисты Слідство.Інфо сообщали, что в оффшорных документах Труханов фигурирует в качестве гражданина России. А недавно в сети появились данные, что в реестр Федеральной налоговой службы РФ внесена информация о российском паспорте на имя Геннадия Леонидовича Труханова, который родился 17 января 1965 года.