Интервью РБК-Украина с немецким экспертом в сфере внешнего финансового аудита, президентом Счетной палаты Бремена в отставке Лотаром Шпильхоффом.
Интервью РБК-Украина с немецким экспертом в сфере внешнего финансового аудита, президентом Счетной палаты Бремена в отставке Лотаром Шпильхоффом.
РБК-Украина: 5 марта Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект закона "О счетной палате", в подготовке которого вы принимали активное участие. Какие основные изменения в деятельности счетной палаты предусматривает данный законопроект?
Лотар Шпильхофф: Я уже третий раз приезжаю в Украину по поручению Немецкого общества международного сотрудничества Deutsche Gesellschaft für internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH для консультаций и сопровождения законопроекта "О Счетной палате", а также для консультирования по вопросам сотрудничества между Счетной палатой и парламентом в Украине. Конечно, я был не единственным, кто работал над подготовкой данного законопроекта. Над законопроектом работали также коллеги с английской счетной палаты (National Audit Office).
В результате мои британские коллеги и я пришли к единому мнению, что старый закон о Счетной палате требует изменений. Наши рекомендации нашли хорошее отражение в законопроекте. Они касались, прежде всего, независимости Счетной палаты. Как пример, можно привести то, что, согласно действующему закону, годовой план Счетной палаты должен утверждаться парламентом. На основе наших рекомендаций законопроект больше не предусматривает такого утверждения.
Второе важное запланированное изменение касается права Счетной палаты проводить проверку всего бюджета. В том числе это будет касаться государственных предприятий, Национального банка и Пенсионного фонда.
Уже в апреле этого года парламент принял важное изменение по собственной инициативе, то есть без нашего участия: сейчас к компетенции Счетной палаты относится также осуществление проверки за поступлением средств. Раньше это было не так.
Поэтому, подбивая итог, я скажу, что наша позиция всегда заключалась в том, что Счетная палата должна стать независимым органом, права которой на проверки должны охватывать весь бюджет.
Я надеюсь, что предложенные изменения будут учтены во втором чтении законопроекта.Там, где говорилось в законопроекте о политических решениях, то мы ничего не выражали. Наша цель состояла в том, чтобы Счетная палата во всех отношениях стала независимым органом, отвечающим международным стандартам.
РБК-Украина: Как вы можете охарактеризовать сотрудничество с украинскими коллегами? Насколько они прислушались к вашим рекомендациям?
Лотар Шпильхофф: У меня сложилось такое впечатление, что все наши предложения нашли большое понимание в Украине. Когда мы предлагали те или иные изменения, то они всегда принимались. Однако посмотрим, учтет ли их парламент во втором чтении.
РБК-Украина: Когда закон может быть принят?
Лотар Шпильхофф: Второе чтение законопроекта должно состояться в мае, однако все зависит от политической воли парламента.
РБК-Украина: Вы сказали, что основной задачей в вашей работе была адаптация законопроекта о деятельности счетных палат к международным стандартам. На опыт каких стран вы ориентировались прежде всего?
Лотар Шпильхофф: Наши предложения не с неба взяты. Они базируются на международных соглашениях счетных палат, Международной организации высших органов государственного финансового контроля INTOSAI (The International Organization of Supreme Audit Institutions). В эту организацию входят 190 стран мира, в том числе и Украина.
В 2011 и 2014 годах ООН приняла две резолюции, в которых призывала все страны-члены ООН ввести директивы INTOSAI и следить за тем, чтобы счетные палаты могли выполнять свою работу независимо. Законопроект даже содержит статью, в которой указывается, что Счетная палата в своей работе ориентируется, кроме того, на принципы INTOSAI. Нашей задачей по поручению Немецкого общества международного сотрудничества (GIZ) было, прежде всего, исследовать, насколько учтены принципы INTOSAI и стандарты, которые на них базируются. Это было основой для наших предложений. При этом мы опирались также на собственный опыт и опыт других стран, в которых мы раньше проводили консультирование.
РБК-Украина: Какие еще изменения, кроме нового закона, необходимы для адаптации украинского законодательства о деятельности счетной палаты к европейским стандартам?
Лотар Шпильхофф: Есть еще одна сфера: речь идет о Конституции Украины, а именно статье 98, которая относится к Счетной палате.
Поскольку действующая редакция Конституции еще не гарантирует независимость Счетной палаты. Говорят, что статья 98 должна быть пересмотрена только в рамках внесения изменений в Конституцию в целом, а не как одиночное изменение.
РБК-Украина: Некоторые украинские эксперты предлагают еще больше расширить полномочия Счетной палаты и создать в ее структуре специальный антикоррупционный отдел. Как вы относитесь к такой инициативе?
Лотар Шпильхофф: В Счетной палате должны работать прежде всего специалисты, владеющие знаниями о коррупции и понимающие возможности ее раскрытия. Насколько я знаю, сейчас в Украине к компетенции Национального антикоррупционного бюро относится борьба с коррупцией. Счетная палата - это не та организация, которая напрямую отвечает за борьбу с коррупцией.
Поэтому я думаю, что создание антикоррупционного отдела в Счетной палате, который бы прямо боролся с коррупцией, привело бы к дублированию функций этих двух структур в борьбе против нее. Конечно, это не означает,что счетная палата должна закрывать глаза на коррупцию. Если во время своих проверок она будет находить признаки коррупции, то о них должны быть уведомлены соответствующие компетентные органы.
РБК-Украина: Нуждаются ли сотрудники Счетной палаты в определенной переподготовке или повышении квалификации после расширения полномочий этого органа?
Лотар Шпильхофф: Для повышения эффективности работы Счетной палаты, как и любого государственного органа, нужно прежде всего открыть доступ для лучших кандидатов с соответствующей квалификацией, которые хотят работать в этой сфере. А для этого их должен мотивировать и уровень руководства, которое должно обеспечить заинтересованность людей в работе и возможность повышения квалификации, а для этого уже сам руководящий уровень должен иметь соответствующую квалификацию.
Одной из острейших проблем в Украине является то, что заработная плата государственных служащих не слишком их мотивирует. Люди с высшим образованием, которые могли бы работать в государственной сфере, ушли в частную экономику, где они получают больше. Выдержать конкуренцию с частной сферой и заинтересовать действительно квалифицированных специалистов можно только предложив людям достойную заработную плату.
РБК-Украина: Может ли Европейский Союз помочь Украине в этом процессе?
Лотар Шпильхофф: Такие возможности есть. К примеру, счетные палаты могут заключать сделки между собой. Таким образом Счетная палата Черногории обменивается опытом со Счетной палатой Латвии в рамках Twinning-проекта по управлению качества проверок в Счетной палате.
Я знаю, что украинская Счетная палата сотрудничала и получила опыт Баварской счетной палаты Германии. Что касается уровня ЕС, то я ничего не знаю о таких намерениях, хотя это возможно теоретически и практически. Кроме того, есть двусторонние соглашения, которые существуют между отдельными странами.
Таким образом, Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) по поручению правительства Германии поддерживает Украину во многих сферах. Я уже много раз работал на GIZ и недавно был по его поручению в Армении. Там я провел семинар по аудиту эффективности, который осуществляет Счетная палата. Я также работал в Грузии, странах Ближнего Востока и Черногории. В последнее время я приобщился к работе в Украине над законопроектом о Счетной палате по поручению GIZ.