Петр Порошенко сделал украинцам накануне Нового года настоящий "подарок": 31 декабря из Администрации Президента вернулись с подписью главы государства изменения в налоговый кодекс, а также закон о государственном бюджете на 2015 г.
Павел Костицын, для РБК-Украина
Петр Порошенко сделал украинцам накануне Нового года настоящий "подарок": 31 декабря из Администрации Президента вернулись с подписью главы государства изменения в налоговый кодекс, а также закон о государственном бюджете на 2015 г. Спешно принятые парламентом в ночь с 28 на 29 декабря законопроекты не сулят украинцам ничего хорошего. Казну в очередной раз планируют наполнять, основываясь на малореалистичных макропоказателях, не сокращая при этом раздутые издержки госаппарата. А ведь источников для наполнения всего ничего: растущий госдолг, и увеличение налогов, которым уже припугнули граждан и бизнес.
Все по плану?
Принятый бюджет, на самом деле, не особо отличается от проекта, который рассматривали депутаты. Правда, полного текста документа до сих пор нет. В газете "Голос Украины" опубликовано лишь "тело" закона, без сопроводительных таблиц, в которых скрывается львиная доля показателей. Хотя и так можно понять, чем будет жить Украина весь нынешний год.
Доходы бюджета-2015 достигнут, как и панировалось, 475 млрд грн с "копейками". Это на 26% больше плана 2014 г. Но верится в эту цифру с большим трудом, учитывая ожидаемое падение ВВП до 7-9% (согласно оценкам ЕБРР, МВФ и Кабмина) и сокращение промпроизводства более чем на 10%. Причем, это только за 11 месяцев, за весь 2014 год падение производства будет явно глубже.
Не захотели депутаты урезать и затратную часть, сохранив ее на уровне законопроекта, за который голосовали. Таким образом, в 2015 г. издержки госказны составят свыше 527 млрд грн. И, с большой вероятностью, различные министерства и ведомства получат столько, сколько предполагалось. В частности, больше всего бюджетных средств должно получить Министерство внутренних дел (33 млрд грн), Минобороны (40 млрд грн, из которых 14 млрд грн уйдет на развитие вооружения), и Минсоцполитики (около 98 млрд грн, где львиная доля приходится на покрытие дефицита Пенсионного фонда). В то же время, личный состав Министерства внутренних дел сократится на 20 тыс человек, а штат Генеральной прокуратуры - с 20 до 15 тыс человек.
При этом шумиху вызывала исчезнувшая из окончательной редакции норма об ограничении размера заработной платы народных депутатов и членов Кабмина. Правда, парламентарии это объяснили тем, что Конституционный суд Украины еще в 2008 году своим решением запретил вносить законом о госбюджете изменения в другие законодательные акты. А уровень зарплат чиновников регулируется как раз иным законом.
Дефицит бюджета запланирован на уровне 64 млрд грн, а предельный уровень госдолга - на отметке 1,18 трлн грн. В этих пунктах по сравнению с первоначальным проектом, который был зарегистрирован в Верховной раде 22 декабря 2014 года, изменений также не произошло. Равно как и в прожиточном минимуме, который, как и планировалось, на одного человека составит в январе-ноябре 2015 года 1176 грн, а в декабре вырастет до 1330 грн. Минимальная зарплата составит 1218 грн и 1378 грн соответственно.
Не пришли депутаты и к решению проблем "Нафтогаза Украины". Его дефицит, как обычно, будут финансировать посредством скрытой эмиссии. Так, Кабмину предоставляется право произвести выпуск ОВГЗ на 31,5 млрд грн с дальнейшим их обменом на акции компании.
По сравнению с 2014 годом, когда объем такой эмиссии составлял целых 96 млрд грн, это значительно меньше. Но в наступившем году груз проблем "Нафтогаза" взвалят на плечи населения. Это черным по белому написано в тексте бюджета. И уже в І квартале Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, должна будет пересмотреть цены на газ. Хотя в первоначальной редакции этой нормы не было.
Ключевые индикаторы государственного бюджета Украины на 2015 год
Упасть, но не ниже
На первый взгляд бюджет-2015 выстроен на достаточно сдержанных индикаторах: падение ВВП на 4,3%, темпы инфляции - 13,1%, средневзвешенный курс - 17 грн/дол.
Но их достижение, равно как и реализация правительственных задач, зависит от многих слагаемых. В первую очередь от общих условий, в которых придется работать экономике. Например, увеличение налогового давления не добавляет оптимизма ни компаниям, ни рядовым украинцам. "Ожидания негативной динамики ВВП связаны и с неразрешенным конфликтом на востоке страны, и с опасениями его разрастания по другим областям. В частности, уже заблокированы производственные мощности, которые невозможно будет компенсировать в 2015 году", - объясняет эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Мария Сальникова.
Немалую роль играет растущий уровень госдолга. Всего за год Украине предстоит вернуть 9 млрд долл основной суммы валютного долга и процентов. Самое крупное погашение - еврооблигации на сумму 3 млрд долл., выкупленные в конце 2013 г. Россией. "Погашаются они в декабре, но по условиям контракта кредитор может предъявить требования и раньше, если госдолг Украины превысит 60% ВВП. А такое событие вполне возможно после обнародования годовых данных по ВВП за 2014 год", - отмечает главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.
К этим факторам прибавляется нестабильность национальной валюты, которая, во-первых, давит на бизнес (особенно работающий с импортом/экспортом), во-вторых, увеличивает реальную цену государственного долга. В том числе, за импортируемый газ. А принимая во внимание реальный курс на сегодня (16,5-17 грн/долл.), его сохранение в таких рамках в течение всего года видится очень призрачным.
"Вилка" начинается на оптимистичных 16 грн за доллар, и заканчивается на уровне 22 грн за доллар. И значительной поддержки национальной валюты со стороны НБУ ожидать не приходится из-за критически низкого уровня золотовалютных резервов", - говорит Мария Сальникова. Причем, намеками вероятность дальнейшей девальвации подтверждает и нынешнее руководство Национального банка, заверяя, что контролировать курс не намерено. Куда поплывет - туда и придет.
Как следствие, ценовое давление, которое тоже останется достаточно высоким. И не только из-за девальвации, но и в силу грядущего пересмотра цен на энергоресурсы, коммунальные услуги и прочие тарифы. "Тем не менее, ценовая ситуация, скорее всего, будет более или менее стабилизироваться, поскольку пик политического и финансово-экономического кризиса, вероятнее будет пройден еще в начале 2015 года", - успокаивает главный экономист отдела стратегического планирования UniCredit Bank Тантели Ратувухери.
Ключевые прогнозные макропоказатели на 2015 год*
Решение на время
Несомненно, делать какие-либо четкие прогнозы для бюджета на текущий год еще рано. Хотя негативный опыт прошлых лет показывает, что ожидаемого соотношения доходной и расходной части достичь правительству не удается. Например, экс-министр финансов Александр Шлапак еще в середине прошлого года заявил, что бюджет-2014 выполнен не будет. Так и случилось - по данным Госказначейства, бюджет за год недобрал 8,2% доходов.
Впрочем, уже до 15 февраля депутаты вернутся к пересмотру принятого финансового документа на 2015 год. Изменения будут внесены на основе имплементации последних законодательных новаций (здесь речь явно о налогах), а также по итогам переговоров с международными кредиторами. Так что, в ближайшие полтора месяца живем по "временной бухгалтерии". И, скорее всего, готовимся к секвестру.