"Укрзализныця" в 2018 году намерена инвестировать 36 млрд гривен в модернизацию инфраструктуры. Впрочем, в этом году компания не смогла освоить даже 16 млрд гривен.
В 2018 году железнодорожный монополист "Укрзализныця" намерен вложить более 36 млрд гривен капитальных инвестиций в развитие отрасли. Это могла бы быть рекордная сумма в истории компании. Больше всего компания нуждается в покупке вагонов и модернизации инфраструктуры. Но эксперты опасаются, что эти планы УЗ так и не сможет воплотить. Признают это и в самой компании, сократив ожидания в два раза. Но у железнодорожной монополии есть свои причины завышать планы по инвестициям. Подробности - в материале РБК-Украина.
Кабинет министров сегодня, 20 декабря, поддержал план реализации приоритетных инвестиционных проектов УЗ на 2018 год. По сути, он касается грузовых перевозок и разделен на три блока - закупка локомотивов, вагонов и электрификация/расширение некоторых участков железной дороги. По словам и.о. председателя правления УЗ Евгения Кравцова, общая сумма этих проектов составляет около 18 млрд гривен. "Большая часть средств будет освоена в 2018 и начале 2019 годов", - заявил он на заседании правительства.
В частности, УЗ планирует закупить 30 дизельных локомотивов американской компании General Electric, которые будут достраиваться (локализироваться) в Украине. Всего в УЗ рассчитывают купить у этой компании до 2028 года 225 локомотивов со степенью локализации до 40%. По словам Евгения Кравцова, сейчас на финальной стадии находится подписание документов о стратегическом партнерстве с этой компанией.
Кроме того, в 2018 году УЗ намерена провести процедуру закупки семи тысяч полувагонов за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития. Правда, сама поставка будет осуществлена только в 2019 году.
Также компания планирует электрифицировать три участка железной дороги, которые позволят более эффективно перевозить экспортные грузы. В частности, это участки Долинская-Николаев-Колосовка, Ковель-Изов-госграница и Потоки-Золотнишино. Эти проекты будут реализовываться в течение 2018-2021 годов. По словам Евгения Кравцова, первый проект будет способствовать экспорту зерновых, второй - продукции горно-металлургического комплекса в Европу и третий - руды.
Также УЗ намерена реализовать инвестпрограмму по поставке и распределению электроэнергии, а также расширить пропускную способность участка Запорожье - Камыш-Заря - Волноваха - Мариуполь. Из-за оккупации Донбасса сообщения с металлургическими предприятиями Мариуполя оказались частично заблокированы, поэтому для обеспечения заводов этого города УЗ пришлось расширить выше указанный участок железной дороги с 10 до 21 пар грузовых составов в сутки. Этот участок проходит по подконтрольной Украине территории. "Мы понимаем важность этого проекта для украинского металлургического комплекса, поэтому УЗ запланировала в следующие три года реализовать комплексную программу модернизации и развития этого сообщения. По результатам этой программы мы достигнем уровня пропускной способности до 50 пар составов в сутки. Это полностью обеспечит любые перспективные потребности со стороны предприятий региона", - заверил руководитель "Укрзализныци".
По его оценкам, общий ежегодный экономический эффект для УЗ от реализации этих проектов составит в будущем 2,4 млрд гривен. "При выборе проектов и при оценке их приоритетности мы исходили, во-первых, из их важности для обеспечения мобильности и логистики для украинской экономики, во-вторых, из уровня окупаемости", - сказал Кравцов.
Всего же в 2018 году "Укрзализныця" хотела бы направить на капитальные инвестиции более 36 млрд гривен. Об этом свидетельствует соответствующий проект капинвестиций, обнародованный на сайте УЗ. Такой объем инвестиций мог бы стать рекордным для компании. К примеру, финпланом УЗ на 2017 год предусмотрено лишь 16 млрд гривен инвестиций.
Львиную долю вложений - 15,4 млрд гривен - госкомпания намерена потратить в 2018 году на покупку и производство подвижного состава. Это примерно в 3,4 раза больше, чем в этом году. В частности, УЗ собирается закупить 5180 грузовых вагонов за 5,2 млрд гривен и построить на собственных мощностях 3600 вагонов за 3,6 млрд гривен. Не менее значимыми будут закупки тепловозов (30 за 3,8 млрд гривен) и электровозов (2 за 0,3 млрд гривен).
В пассажирском сегменте планируется приобрести 60 пассажирских вагонов за 1,3 млрд гривен, а также один дизель-поезд и два электропоезда на общую сумму более 1 млрд гривен.
Второй по значимости строкой расходов на капинвестиции будет модернизация. На это направление будет зарезервировано более 8 млрд гривен. В основном эти деньги пойдут на модернизацию подвижного состава – 6,6 млрд гривен. В УЗ хотят обновить за 2,3 млрд гривен 154 тепловоза и электровоза, за 1,6 млрд гривен - более 10 тыс. грузовых вагонов, за 1,6 млрд гривен - 260 пассажирских вагонов, а также за 0,8 млрд гривен 87 электропоездов.
На капитальный ремонт железнодорожная монополия намерена направить более 3 млрд гривен. Из них около 1,6 млрд гривен будет потрачено на капремонт подвижного состава (вагонов, локомотивов и т.д.) и 1,2 млрд гривен на капремонт колей.
Больше в УЗ планируют потратить на капительное строительство - почти 7 млрд гривен. Здесь основные расходы – около 4 млрд гривен - пойдут на реконструкцию колей, станций, переездов и тому подобное, а также строительство Бескидского тоннеля.
Еще около 2 млрд гривен выделят на покупку других основных средств (к примеру, покупка на сумму около 116 млн гривен 33 маневровых тягачей), более 0,5 млрд гривен - другие необоротные материальные активы (к примеру, покупка на сумму более 0,2 млрд гривен спецодежды и спецобуви), а также около 0,4 млрд гривен – на покупку и создание нематериальных активов (к примеру, покупка за 37 млн гривен лицензий на программное обеспечение антивирусной защиты).
Но транспортный рынок сомневается в реалистичности программы капитальных инвестиций УЗ на 2018 год. "В 2017 году программа капинвестиций была рассчитана на 16 миллиардов гривен. А освоено будет в лучшем случае около 11 миллиардов гривен. То есть уровень выполнения программы в текущем году составит 65-70%. Но и это можно считать успехом, поскольку это рекордный для УЗ год по объему освоенных капинвестиций, - считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. - УЗ вместо обнародования заведомо невыполнимых показателей должна показать реалистичную цифру капинвестиций, которую компания в состоянии выполнить и эффективно использовать - это порядка 13-16 миллиардов гривен инвестиций в год".
Координатор проекта "ПОЇЗДка" (онлайн-сервис правовой поддержки пассажиров УЗ) Александр Бондаренко говорит, что такие же грандиозные планы УЗ имели место и раньше, но их выполнение - "неподъемная задача".
Эксперт объясняет ситуацию несколькими причинами. "Во-первых, курс гривны снижается, поэтому производители будет вынуждены поднять цены, поскольку цены на многие комплектующие зависят от международных рынков. Как вывод - нужно будет увеличивать расходы, - рассказывает он. - Во-вторых, тендеры через ProZorro постоянно затягиваются, а значит оперативно решить вопросы закупок, в частности запчастей, никогда не получается в нужные сроки. В-третьих, с железной дороги, в том числе с предприятий, которые занимаются ремонтом, с катастрофической скоростью увольняются люди из-за низкой зарплаты. Повышение зарплат для них запланировано не раньше, чем с 1 апреля следующего года".
По всей видимости, в самой госкомпании также признали невысокую вероятность реализации плана по инвестициям в 36 млрд гривен. Недавно Евгений Кравцов сообщил, что изначально план капинвестиций был рассчитан на 52 млрд гривен. "Это совокупная потребность. Первым этапом было сокращено до 32 миллиардов гривен наиболее важных направлений для инвестирования в следующем году. Разумеется, это превышает тот объем средств, который мы можем себе позволить на сегодня. Мы оцениваем при подготовке финплана на следующий год возможности для капитальных инвестиций на уровне 13-16 миллиардов гривен собственных средств", - заявил он.
Но у завышения госкомпанией планов по инвестициям есть свои причины, считают эксперты. "Показатель капинвестиций является базой для расчета размера индексации тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. В УЗ говорят, что мы хотим выполнить вот такую-то программу капинвестиций, поэтому нам для этого необходимо поднять тарифы вот настолько-то. Но очень часто программа капинвестиций завышается, чтобы максимально поднять тарифы. Вопрос повышения тарифов, скорее всего, вновь будет рассматриваться", - заключает Сергей Вовк.