Конец каникул: чем займется Верховная рада на осенней сессии

Конец каникул: чем займется Верховная рада на осенней сессии
На следующей неделе стартует новая сессия Верховной рады (Фото: УНИАН)

На следующей неделе стартует новая сессия Верховной рады. У депутатов накопился ряд законопроектов, которые они не успели проголосовать до летних каникул. В парламенте планируют вернуться к вопросу обновления состава Центральной избирательной комиссии, с середины сентября депутаты начнут готовиться к принятию госбюджета, а также, возможно, попробуют рассмотреть вопрос об отмене депутатской неприкосновенности. Еще несколько документов ожидают рассмотрения ко второму чтению, как, например, законопроект об Избирательном кодексе и проект о снижении акцизов при растаможивании авто. Подробнее о том, чем займется Рада осенью – в материале РБК-Украина.

На следующей неделе стартует девятая сессия Верховной рады. Спикер парламента Андрей Парубий ранее анонсировал, что осенью Рада рассмотрит проект Избирательного кодекса, обновление состава Центральной избирательной комиссии и несколько законопроектов к закону о национальной безопасности.

В начале сессии Рада, помимо нового состава ЦИК, должна проголосовать за снятие депутатской неприкосновенности, добавила первый заместитель спикера Ирина Геращенко. По ее словам, одним из основных на новой сессии должен стать законопроект о гуманитарном разминировании на Донбассе.

ЦИК и Избирательный кодекс: успеть до выборов

Сменить ЦИК Рада должна была еще на прошлой сессии перед уходом в отпуск, однако, как писало РБК-Украина, в депутатском корпусе не смогли достичь компромисса в этом вопросе. Все из-за того, что на 13 вакантных мест в Центризбиркоме президент Петр Порошенко предложил 14 кандидатов. К тому же в списке не было кандидата от "Оппозиционного блока", что противоречит резолюции ПАСЕ о представительстве в ЦИК всех парламентских партий.

Чтобы выйти из ситуации, в БПП согласились отозвать одну из шести своих кандидатур - Ольгу Лотюк, а также призвали сделать такой же шаг своих коллег из "Народного фронта". Также были идеи увеличить состав комиссии до 16 человек, но в итоге проблема так и осталась нерешенной.

Нет уверенности, что осенью парламент сможет проголосовать за новый состав ЦИК. Экс-глава Комитета избирателей Украины, народный депутат Игорь Попов прогнозирует, что после длительных дискуссий ситуация не изменится. Попов считает, что состав ЦИК сейчас рассматривают исключительно по политическим соображениям, исходя из того "кого именно из кандидатов в президенты новый или старый состав Комиссии сможет дальше защищать".

"Буква закона и логика показывают, что новый Центризбирком нужно формировать по квотам в соответствии с количеством депутатов действующих фракций. Но ведь ЦИК формируется на семь лет вперед, и рейтинги политических партий, очевидно, не отвечают размеру нынешних фракций", - отмечает Попов.

Член фракции БПП Иван Винник также сомневается, что парламент сможет перезагрузить состав Центризбиркома. "Фактически мы уже находимся в предвыборном процессе. Традиционно ЦИК как орган, который признает лица избранными на должность народных депутатов либо президента, не может быть предметом политических дискуссий накануне такого важного политического процесса", - сказал депутат. Винник считает, что обновлять ЦИК нужно было с 2015 года. "Тогда окно возможностей было открыто, но сейчас оно закрыто", - уверен он.

К тому же, по мнению депутата, значение Центризбиркома несколько преувеличено в части обеспечения необходимого результата отдельным политическим силам. "На самом деле, если фальсификации случаются на выборах, они случаются не на уровне Центральной избирательной комиссии, а на уровне участковых или окружных избирательных комиссий. А ЦИК, собственно, констатирует информацию, доставленную на бумажных носителях непосредственно с районов", - отметил народный депутат.

На очереди к рассмотрению у народных депутатов также стоит проект Избирательного кодекса. Законопроект в первом чтении Рада приняла еще в прошлом ноябре. Его подготовкой ко второму чтению занимается рабочая группа, созданная на базе комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия.

Проект кодекса предусматривает замену смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на пропорциональную с открытыми списками. Парламентские выборы, согласно документу, будут проходить в 27 избирательных округах. В каждом из них политические партии будут формировать свои списки кандидатов в народные депутаты. Избиратель будет голосовать за конкретную партию, а также сможет выбрать кого-то из кандидатов. От количества голосов в поддержку того или иного кандидата будет зависеть его место в избирательном списке. Проект кодекса также предусматривает снижение проходного барьера в парламент с 5% до 4%.

Игорь Попов думает, что Раде не удастся утвердить новый закон о выборах. "Дискуссии об Избирательном кодексе – это для того, чтобы отвлекать внимание общества от того, что не будет избирательной реформы, и что избирательная система не будет изменена", - считает он.

Кроме того, по словам Попова, рабочая группа по подготовке проекта ко второму чтению рассмотрела только около тысячи поправок из 4,5 тысяч. Чтобы завершить эту работу, нужно еще 30-35 заседаний, констатирует нардеп. "К наиболее интересным вопросам, а именно к избирательной системе парламента, рабочая группа еще так и не дошла, а там будет больше всего дискуссий. И на сегодняшний день нет политического большинства, которое хотело бы изменить избирательную систему в парламент. Этот вопрос является ключевым", - сказал РБК-Украина Игорь Попов.

Сам же Попов считает, что принятый в первом чтении Избирательный кодекс не является идеальным, поскольку опирается на старую административно-территориальную систему и не отвечает нынешним реалиям в части местных выборов.

Все соглашаются с тем, что избирательное законодательство стоит менять, но мнения как это делать во фракциях разделились, добавляет Иван Винник. "Например, "Батькивщина" предлагает двухэтапную избирательную систему в парламент, а в законопроекте, который сейчас находится на втором чтении, никаких намеков на двухэтапность выборов в парламент нет. Поэтому, опять-таки, даже, если эти идеи имеют право на жизнь, они требуют повторного внесения соответствующих законопроектов, а не голосование того, что находится сейчас в Верховной раде", - говорит депутат.

Неприкосновенность: отменить нельзя оставить

В июне Конституционный суд одобрил два законопроекта о снятии депутатской неприкосновенности – депутатский и президентский. Это открывает дорогу Раде к внесению соответствующих изменений в Конституцию. Законопроект Порошенко предусматривает отмену депутатского иммунитета с 1 января 2020 года, а альтернативный депутатский проект закона в случае принятия вступит в силу сразу после публикации.

Иван Винник уверен, что глава государства будет настаивать на принятии своего законопроекта, как, собственно, и президентская фракция. Но нардеп сомневается, что в Раде соберется необходимый минимум в 300 голосов для принятия решения.

"Одна из причин этого даже не позиция народных депутатов, а позиция Конституционного суда, - говорит Винник. - КС, давая экспертное заключение на законопроекты об отмене или ограничении депутатской неприкосновенности, процитировал Венецианскую комиссию. Она подчеркнула, что в таких демократиях, которой является Украина, полная отмена депутатской неприкосновенности может поставить под сомнение независимость парламента как высшего законодательного органа".

Игорь Попов в свою очередь считает, что в первом чтении парламентарии поддержат снятие неприкосновенности. Другой вопрос, будет ли потом 300 голосов на следующей сессии. "И причина очень проста – нас в 2019 году ожидает смена власти. После каждой смены власти у нас политические репрессии. И снять неприкосновенность с депутатов накануне политических репрессий – это было бы самоубийством", - полагает Попов.

Особый статус для Донбасса

Этой осенью депутатам также предстоит решить, продлять ли закон об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Срок его действия истекает в октябре. Пролонгировать документ Украину уже призвали в ОБСЕ и Госдепартаменте США. Закон приняли в 2014 году, но он, фактически, не действует. В силу вступила только первая статья документа, предусматривающая введение особого порядка в отдельных районах Донбасса сроком на три года.

Остальные нормы закона так и не начали действовать, поскольку весной 2015 года Рада решила, что особый порядок реализуется только после выборов органов местного самоуправления. Выборы должны быть проведены в соответствии с украинским законодательством и только после вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников.

Не вступили в силу и такие резонансные положения закона, как амнистия и недопущение уголовного преследования участников событий на востоке страны, право языкового самоопределения жителей Донбасса, развитие трансграничного сотрудничества отдельных районов с Россией, а также создание отрядов народной милиции.

Как ранее писало РБК-Украина, в парламенте пока нет позиции по этому вопросу, и депутаты не спешат выполнять рекомендации западных партнеров.

Представления от Луценко

Генеральный прокурор Юрий Луценко обещал в конце августа заново внести представления на привлечение к уголовной ответственности народных депутатов фракции "Опозиционный блок" Александра Вилкула, Дмитрия Колесникова, Сергея Дунаева и нардепа от "Воли народа" Александра Пономарева.

Генпрокурор вынужден повторно внести представление после того, как регламентный комитет Рады вернул ему соответствующие документы. Генпрокурор обвинил тогда комитет в нарушении закона. Аналогичные обвинения в адрес генпрокурора и спикера прозвучали со стороны первого заместителя главы регламентного комитета Павла Пинзеника.

Судьба "еврономеров"

В июле в последний сессионный день перед летними каникулами народные депутаты сделали шаг для решения проблемы с растаможиванием авто на иностранной регистрации. Осенью Рада должна принять во втором чтении соответствующие изменения в Налоговый и Таможенный кодексы.

Предлагается установить базовые ставки акцизного налога для нового легкового транспортного средства с бензиновым двигателем объемом 1000 куб. см в размере 50 евро за единицу и для нового легкового транспортного средства с дизельным двигателем объемом 1000 куб. см в размере 75 евро за единицу. Глава налогового комитета Верховной рады, народный депутат Нина Южанина (БПП) отметила, что принятие законопроекта №8487 о новых правилах налогообложения ввоза автомобилей принесет положительный эффект для государственного бюджета.

Проблему растаможки ввезенных авто на иностранной регистрации Рада начала рассматривать под давлением владельцев таких машин. Периодически автомобилисты устраивали митинги под стенами парламента и Кабмина, блокировали правительственный квартал с требованием смягчить условия растаможки авто.

Игорь Попов прогнозирует, что законы про так называемые "евробляхи" примут, но они будут очень изменены по сравнению с первым чтением. "Первое чтение было более комплементарным к владельцам "евроблях". Я думаю, ко второму чтению комитет предложит более жесткие условия. То есть, более высокие тарифы на растаможивание, чем те, которые приняли в первом чтении. И это будет компромиссом между желанием владельцев к полной либерализации и потребностями бюджета, который не захочет терять средства", - полагает депутат.

Ключевым же экономическим вопросом для парламента до конца года будет госбюджет-2019. До 15 сентября Кабинет министров должен внести в парламент проект главной сметы страны. Именно госбюджет, по мнению Ивана Винника, станет самым дискуссионным вопросом следующей сессии. Одна из проблем бюджета, по словам нардепа, сводится к тому, что правительство планирует заложить слишком большие расходы на обслуживание государственного долга.

Но, вероятно, депутатов будут интересовать не только и не столько вопросы госдолга. Учитывая, что на следующий год запланированы выборы президента и парламента, парламентарии обычно для таких случаев будут выбивать от правительства как можно больше средств на округа, а также на субвенцию социально-экономического развития, предназначенную на финансирование социальных и инфраструктурных проектов на местах. Еще один риск для бюджета – это возможные попытки депутатов перед выборами заложить в госбюджете слишком высокое увеличение социальных стандартов, опережающее темпы роста экономики.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь