Министерство финансов обнародовало проекты налоговых изменений и бюджета на 2016 год. Как и ожидалось, Минфин решил ограничиться косметическими изменениями. Разработанные чиновниками документы по своему содержанию даже отдаленно не напоминают налоговую реформу. Более того, некоторые инициативы существенно ухудшают нынешнее положение налогоплательщиков. Например, единщиков. В течение трех лет упрощенная система налогообложения де-факто будет ликвидирована. Кроме того, предлагается повысить ставки некоторых налогов (налога на прибыль, налога на недвижимость), увеличить штрафы за нарушения в 10 раз, расширить полномочия фискалов и многое другое. Все это уже вызвало волну критики со стороны экспертов и представителей бизнеса.
Министерство финансов обнародовало проекты налоговых изменений и бюджета на 2016 год. Как и ожидалось, Минфин решил ограничиться косметическими изменениями. Разработанные чиновниками документы по своему содержанию даже отдаленно не напоминают налоговую реформу. Более того, некоторые инициативы существенно ухудшают нынешнее положение налогоплательщиков. Например, единщиков. В течение трех лет упрощенная система налогообложения де-факто будет ликвидирована. Кроме того, предлагается повысить ставки некоторых налогов (налога на прибыль, налога на недвижимость), увеличить штрафы за нарушения в 10 раз, расширить полномочия фискалов и многое другое. Все это уже вызвало волну критики со стороны экспертов и представителей бизнеса.
Свои действия Минфин объясняет тем, что даже небольшое послабление налогового пресса приведет к дефициту бюджета в 84 млрд грн. В стране якобы нет денег, поэтому никаких радикальных реформ. Премьер-министр Арсений Яценюк прямо заявил: снижать ставки можно лишь тогда, когда будут предложения, как компенсировать потери бюджета. В противном случае, пенсионеры, бюджетники и другие останутся без пенсий и зарплат.
Таким образом, вопрос поиска внутренних финансовых резервов - ключевой на сегодняшний день. Не решив его, мы будем топтаться на месте.
Единственно возможный вариант - это детенизация экономики. По данным Министерства экономического развития и торговли Украины, 42% ВВП страны находится в тени. В деньгах это около 736 млрд. грн. Они не облагаются налогами. Эти средства подпитывают коррупцию и помогают многим приближенным к власти людям быстро обогащаться. Есть целые сектора экономики, где доля тени традиционно является высокой. Например, торговля нефтепродуктами. По словам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, теневой оборот топлива в этом году составит 23% (около 600 тыс. тонн). То же самое касается розничной торговли, где теневая экономика достигает 60%. Значительная часть популярных сегодня торговых автоматов по продаже кофе, снеков работает полулегально. Никто в стране не ведет их учет, нет достоверной статистики, как и объема уплаченных налогов, хотя обороты значительные. И таких примеров очень много. В фармацевтике, легкой промышленности и других отраслях многие "предприимчивые" собственники бизнеса ищут любые возможности, чтобы не платить налоги. Делается это под предлогом высоких ставок, но не всегда это соответствует действительности. Очень часто главным мотивом является банальное желание заработать больше.
Последние проекты решений, разработанные Кабмином, говорят о том, что власть всерьез озаботилась вопросом детенизации экономики и ищет способы, как вести нормальный учет в торговле.
Кассовые аппараты. В прошлом году была предпринята попытка массово внедрить кассовые аппараты для предпринимателей, работающих на 2 и 3 группе единого налога. Попытка провалилась. Главная причина - большие затраты, которые должны были взять на себя предприниматели при установке и обслуживании кассовых аппаратов. Стоимость кассового аппарата составляет от 5 тыс. грн и выше. Плюс плата за ежемесячное обслуживание в размере нескольких сот гривен. Тем не менее, в проекте налоговых изменений Кабмин снова предлагает перевести всех на кассовые аппараты. Плательщиков единого налога 2 группы - уже с 1 января 2016 года, а всех остальных - с 1 июля 2016 года и с 1 января 2019 года. Неудивительно, что это предложение уже раскритиковали.
Электронные акцизные марки. В ноябре Государственная фискальная служба предложила усовершенствовать процедуру администрирования акцизного налога. В частности, создать единый реестр электронных накладных и ввести электронную акцизную марку. Нововведения должны снизить теневой оборот табачных изделий, алкоголя и нефтепродуктов. Но как это часто у нас бывает, за хорошей идеей скрывается плохая концепция. Большинство участников рынка критикуют предложения ГФС. Они обращают внимание на то, что предложенная ГФС система не является переходом на цифровые технологии. По факту, это нанесение дополнительных защитных элементов на бумажные марки. Сама схема работы с ними является крайне громоздкой и лишь усложнит работу легальным компаниям, ведь они сами вынуждены будут вносить данные в базу, при этом любая ошибка карается штрафом.
Электронный учет. 30 ноября Минфин обнародовал проект Закона "Об азартных играх в Украине". В нем предлагается легализовать азартные игры, а чтобы проконтролировать денежные потоки - ввести электронную систему мониторинга. Детали пока неизвестны, но если в основу будут заложены лучшие наработки европейских стран (Хорватии, Болгарии и других), а также наших соседей (Беларуси), новая система может стать спасательным кругом для украинской экономики.
Как она работает за рубежом? Все очень просто. В каждой точке продаж устанавливается специальный модуль в виде небольшого чипа с программным обеспечением. Через GSM-связь он соединен с единым центром обработки данных. В момент продажи идет запрос в этот центр и в течение доли секунды каждой торговой операции присваивается уникальный номер. Все номера сохраняются в единой базе. В любой момент фискальная служба может их проверить. Если есть несовпадения, значит, операция проведена нелегально. Как показывает практика, при подключении электронной системы учета, нелегальный оборот мгновенно сокращается. Например, в Беларуси, после подключения модулей к торговым автоматам, декларируемая предпринимателями выручка выросла в три раза, а кое у кого - в 10 раз! Все просто - работать в тени в таких условиях просто невозможно. В результате сегодня в Беларуси есть все данные по каждому торговому автомату или игорному автомату. Какой оборот, сколько уплачено налогов и т.д.
Что важно: сам модуль, например, в Беларуси стоит около $65, дешевле кассовых аппаратов, а их обслуживание не требует никаких дополнительных затрат. При этом предприниматели, работающие легально, сводят к минимуму налоговые проверки. При этой системе они просто не нужны, ведь вся информация есть в электронном виде. Дополнительное преимущество: собственники бизнеса уберегают себя от краж со стороны сотрудников. Последние просто не смогут продавать что-то мимо кассы.
Сделает ли Украина шаг вперед в этом вопросе - увидим уже в ближайшее время. По оценкам экспертов, только теневой оборот топлива в денежном выражении составляет почти 40 млрд. грн. Таким образом, с учетом других отраслей, ожидаемое увеличение доходов государственной казны составит десятки миллиардов гривен. Это весомый аргумент. Как видим, компенсировать дефицит бюджета можно. Деньги есть, было бы желание их искать. Но для этого нужно сокращать теневые доходы, в том числе чиновников, которые "крышуют" целые отрасли экономики.