Кардинального реформирования налогового законодательства не произошло. Все стороны процесса - правительство и парламент - так и не смогли договориться, на основе чьей реформы экономика и бизнес будут выходить из кризиса. В результате все свелось лишь к согласованию ставок и "вылавливанию блох" в администрировании. В то же время компромисс так и не найден по ряду направлений: налогообложению подакцизной продукции и спецрежиму НДС для аграриев.
Кардинального реформирования налогового законодательства не произошло. Все стороны процесса - правительство и парламент - так и не смогли договориться, на основе чьей реформы экономика и бизнес будут выходить из кризиса. В результате все свелось лишь к согласованию ставок и "вылавливанию блох" в администрировании.
Уже более-менее понятно, с какой налоговой системой будет жить страна в 2016 году. Без радикальной реформы, но с точечными изменениями ставок. И, в первую очередь, ставки единого социального взноса, что никак нельзя назвать предложением правительства, ведь снижение нагрузки на фонд оплаты труда и так было предусмотрено законодательством. Без существенных улучшений в администрировании, но с точечным решением проблем в сфере электронного администрирования НДС и его возмещения. Реформа отложена до 2017 года.
2015 год |
2016 год
|
Ставки |
|
18% |
18% |
Нормы |
|
Ежемесячные авансовые платежи в размере 1/12
|
Отмена авансовых взносов. До 31 декабря 2016 года авансовый платеж в размере 2/9, начисленный по результатам отчетности за три квартала |
Годовая отчетность (в основном) |
Ежеквартальная отчетность. Годовой отчетный период сохраняется для плательщиков, зарегистрированных в течение налогового года; производителей сельхозпродукции; плательщиков, чей годовой доходов не превышает 20 млн грн. |
2015 год |
2016 год
|
Ставки |
|
20% (базовая), 7% - для лекарств
|
|
Нормы |
|
|
Под налогообложение попадают операции по поставке услуг транзита природного газа Отмена нормы, которая дает право ликвидации свидетельства плательщика НДС на основании отсутствия по местонахождению; Запрет для контролирующих органов отменять налоговый кредит по формальным признакам. Только в случае ошибок в ИПН плательщика или если налоговый кредит сформирован по операциям, освобожденным от уплаты НДС. Право доначисления налогового обязательства при выявлении по результатам выборочной инвентаризации недостачи приобретенных товаров (за исключением случаев, когда недостача обусловлена действиями обстоятельств непреодолимой силы при подтверждении данного факта). Переплаты в бюджет подлежат возвращению исклюдчительно на счет плательщика в системе электронного администрирования НДС. |
Штраф за нарушение сроков регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки по вине поставщика - 50% от суммы НДС в накладной. Порядок применения штрафов утверждается ГФС. |
Штраф увеличен вдвое. Право формирования порядка исключено. |
Автоматическое бюджетное возмещение НДС при соблюдении критериев. Подтверждение сумм на основании камеральной проверки. |
С 1 февраля заработает два реестра. В первый при соблюдении критериев на автоматическое возмещение НДС (за исключением налогового долга) попадут предприятия, у которых объем экспорта превышает 40%. Во второй реестр - весь остальной бизнес. ГФС ежедневно обязано публиковать данные реестра: в частности, название плательщика, дата подачи заявки, сумма зявки и соответственно дата и сумма возмещения. Подтверждение возврата по результатам камеральной проверки. Право на документальную проверку при двух условиях: отрицательное значение сформировано по операциям в период до 1 июля 2015 года и не подтверждено документальной проверкой, а также товары и услуги приобретены у плательщиков, использующих спецрежим. |
2015 год |
2016 год
|
Нормы |
|
Освобождены от уплаты НДС при поставке зерновых |
Нулевая ставка НДС, что дает право на возмещение налога |
100% средств НДС аккумулируется на счетах |
Предложение правительства: 25% остается на счетах, 75% - уплачивается в бюджет. Норма временная. С 1 января 2017 года спецрежим полностью ликвидируется. Предложение депутатов, согласованное с Минфином: другая сельхозпродукция за исключением молока и крупного рогатого скота (КРС): 80% в собственном распоряжении, 20% - бюджет; КРС и молоко: 50%/50%. |
2015 год |
2016 год
|
Ставки |
|
3 группа ставка единого налога 2% при уплате НДС, 4% - без |
ставка единого налога 3% при уплате НДС и 5% - без |
4 группа (плательщики фиксированного сельхозналога) ставка с 1 га сельхозугодий для пашни, пастбищ - 0,45%, для пашни, пастбищ, расположенных в горных районах - -0,27%, для пашни, пастбищ в собственности сельхозпроизводителей, специализирующихся на производстве и переработке продукции растениеводства - 3%, для земель водного фонда - 1,35%
|
0,81%; 0,49; 5,4; 2,43
|
2015 год |
2016 год |
Ставки |
|
Ставка 15% (базовая), 20% - при превышении десятикратного размера минимальной зарплаты |
18%
|
20% для пассивных доходов, 5% - с доходов в виде дивидендов, полученных от резидентов-плательщиков налога на прибыль
|
18%. Депутаты предлагают установить 5%-ную ставку на доходы с дивидендов, полученных от нерезидентов (не согласовано)
|
Социальная льгота - 100% |
Социальная льгота - 50% |
2015 год |
2016 год
|
Ставки |
|
В среднем 41% |
22% |
Нормы |
|
Максимальная величина базы начисления - 17 прожиточных минимумов для трудоспособных
|
25 ПМ; Взнос (2-6,1%), удерживаемый с работника ликвидируется. |
2015 год |
2016 год
|
Ставки |
|
2% от минимальной зарплаты /1 кв м |
3%. Применение дополнительной ставки налога в размере 25 тыс грн для квартир, площаль которых превышает 300 кв м, домов - более 500 кв м
|
Ставка |
|
25 тыс. грн |
25 тыс. грн |
Объект налогообложения - легковые автомобили со сроком эксплуатации до 5 лет и объемом двигателя более 3000 куб см
|
Отказ от привязки к объему двигателя. Для налогообложения будет учитываться срок эксплуатации - не более 5 лет, среднерыночная стоимость - более 750 размеров минимальной зарплаты. Такая стоимость будет определяться Минэкономразвития исходя из марки, года выпуска, типа двигателя и коробки передач, пробега транспортного средства.
|
Ставки |
|
Ставка на газ для потребностей населения, добытый с залежей глубиной до 5 км 70%; для потребностей промышленности до 5 км - 55%, более 5 км - 28%
|
С 1 апреля -29%; 29%; 14% Правительство в законопроекте предлагает сохранить ставку в 70% для проектов совместной деятельности. В профильном комитете инициируют ее применение этой ставки только для договоров, где один из участников - госпредприятие и/или компания, где есть часть акций и паи государства.
|
Кроме того, предложено ввести налогообложение рентой янтаря. Ставка правительства - 30%, комитета - 25%.
Спорными пока остаются ставки акцизного налога. У профильного комитета есть свое видение налогообложения подакцизных товаров, однако окончательно должна определиться Верховная Рада. Напомним, правительство настаивает на росте ставок на спирт, алкоголь и пиво на 100%, коньяк - 130%, на табачные изделия - на 40% (специфическая составляющая) и 3 п.п (адвалорная). Депутаты рекомендуют Верховной Раде повысить акциз на алкоголь на 50%. Сохранить ставку на натуральные виноградные вина на нынешнем уровне, вместо повышения вдвое. По табачной отрасли - специфическую составляющую увеличить на 40%, адвалор - оставить в нынешних пределах - 12%. Кроме того, парламент хочет ввести обложение акцизом слабоалкогольные напитки с содержание спирта от 0,5 до 8,5%. Предложена ставка 211,59 гривен/за 1 литр 100%-ного спирта.