Какие международные события стали наиболее важными для Украины в 2017 году
2017 год выдался богатым на международные события, связанные с Украиной. И не удивительно, ведь конфликт на Донбассе продолжается и украинскому руководству нужно поддерживать трансатлантическое единство международного сообщества в вопросе давления на Россию. Особенно, когда все чаще дают о себе знать противники продления санкций против РФ внутри Евросоюза. Помимо этого, важно и далее убеждать Запад помогать Украине как в военно-технической, так и финансово-экономической сферах. А делать это со временем все труднее, ввиду участившейся критики международных партнеров по поводу медленного проведения реформ в стране, а также замедления темпов борьбы с коррупцией. Какие международные события стали наиболее важными для Украины в 2017 году – в материале РБК-Украина.
11 июня вступил в силу обещанный украинской властью безвизовый режим с Евросоюзом. Сам процесс выполнения Украиной плана действий по либерализации визового режима с ЕС был достаточно непростым. Причиной стали как ошибки Киева на этом пути, так и опасения и стереотипы внутри самого Евросоюза относительно безвиза для украинцев. Например, хорошо известны проблемы с запуском полноценной системы электронного декларирования. Кстати, вопрос деятельности независимых антикоррупционных органов до сих пор вызывает опасения у ЕС, особенно после возникновения конфликта Генпрокуратуры с НАБУ. В экспертных кругах заговорили о том, что в случае нарушения Украиной своих обязательств по линии антикоррупционной политики, ЕС может приостановить действие безвизового режима. Тем более что такой механизм приостановления в Евросоюзе уже утвержден.
Так или иначе, но безвизовый режим пока действует, и украинцы могут свободно пересекать границы стран-членов ЕС, а также ряда других европейских государств. Главным условием для беспрепятственного въезда в страны ЕС является наличие биометрического паспорта. По состоянию на декабрь текущего года, украинцы 11 млн раз пересекли границы с ЕС после вступления в силу безвизового режима. Это на 15% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По данным Госпогранслужбы, украинцы за этот период более 2,5 млн раз въехали в ЕС по биометрическим паспортам.
С 1 сентября 2017 года в полном объеме вступило в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Это тот самый документ, который не подписал на Вильнюсском саммите "Восточного партнерства" в 2013 году бывший президент Виктор Янукович. После этого произошел Майдан, Янукович и его соратники сбежали из страны, к власти пришли на то время оппозиционные силы. За этот период Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС было подписано и в сентябре вступило в силу в полном объеме. Часть о зоне свободной торговли заработала раньше и уже давала свои результаты. Доля торговли Украины с ЕС на сегодняшний день уже близится к 50%, а экспорт Украины в ЕС за 10 месяцев 2017 года вырос на 30%.
Украина продолжила в 2017 году программу сотрудничества с МВФ. В прошлом году Украина получила от МВФ один транш на сумму 1 млрд долларов. Напомним, что в марте 2015 года МВФ открыл для Украины четырехлетнюю программу EFF общим объемом 17,25 млрд долларов. Первый транш Украина получила тогда сразу в размере 5 млрд долларов. Всего за два года государству было предоставлено фондом 8,7 млрд долларов. Последний транш был перечислен фондом в апреле 2017 года.
Приезд миссии фонда в Украину, за которым должен был последовать пересмотр программы и очередное выделение средств от МВФ, украинское правительство ожидало в конце сентября. Впрочем, этого так и не произошло. Причина – снова в невыполнении Киевом своих обязательств. На этот раз украинские власти зашли в тупик с формулой расчета стоимости газа для населения, которая закреплена в последнем меморандуме с МВФ. Это далеко не единственное условие, которое украинское правительство должно выполнить для пересмотра программы, но ключевое, поскольку именно под его выполнение, Украина получила последний транш Фонда.
Следуя формуле, правительству необходимо было с 1 октября поднять тарифы на газ для украинцев почти на 19%. Но премьер-министр Владимир Гройсман отказался от этого шага, предложив фонду другие методики расчета. Пока стороны обсуждают, как Украине рассчитывать цену на газ, МВФ продолжает настаивать на выполнении Украиной условий, закрепленных в меморандуме.
Охлаждение отношений Украины с фондом имеет негативные последствия для сотрудничества и с другими западными партнерами. Вслед за МВФ о невыполнении государством взятых на себя обязательств заявила и Еврокомиссия. В результате стране было отказано в получении третьего транша макрофинансовой помощи Евросоюза в 600 млн евро. Напомним, что в начале 2015 года Еврокомиссия предложила Украине программу макрофинансовой помощи в размере 1,8 млрд евро. В июле того же года ЕС предоставил первый транш в размере 600 млн евро, а в апреле 2017 года был перечислен второй транш по этой программе. Как рассказал в интервью РБК-Украина посол ЕС в Украине Хьюг Мингарелли, чтобы получить третий транш Украина должна была выполнить 21 условие, а выполнила 17. Именно поэтому Киев уже направил в Еврокомиссию запрос о разработке новой программы макрофинансовой помощи, однако, этот вопрос не одного месяца и будет зависеть от желания украинских властей и далее проводить необходимые реформы и быть преданными свои обязательствам.
Существенный прорыв в 2017 году достигнут в вопросе возможного размещения миротворческой миссии на Донбассе. Еще в начале 2015 года официальный Киев заговорил о необходимости ввести миротворцев на Донбасс. Тогда СНБО на своем заседании одобрил обращение к ООН и Евросоюзу касательно развертывания миссий по поддержанию мира и безопасности на территории Украины. Соответствующее обращение к международным партнерам чуть позже принял и украинский парламент. В этих решениях речь шла о миротворческой миссии ООН или Евросоюза, идею которой на тот момент категорически отвергала Москва. В прошлом году риторика российской стороны несколько изменилась. Более того, в сентябре РФ внесла свой проект резолюции о миротворцах на Донбассе, опередив Киев в этом вопросе. Активную роль в этом процессе заняли США, а их спецпредставитель Курт Волкер усердно обсуждает вопрос миротворцев с украинскими и российскими представителями.
Более того, в АП заявили о разработке совместного с западными партнерами плана размещения миротворцев на Донбассе, который, конечно же, должна одобрить Россия. Ведь она является постоянным членом Совбеза ООН, а значит, может наложить вето на любой проект резолюции. Переговоры по этому вопросу продолжаются.
Вопрос предоставления Украине летального оружия со стороны США возник после аннексии Россией Крыма и начала конфликта на Донбассе. Именно тогда Киев обратился к западным партнерам за помощью, в том числе, призывая предоставить летальное оружие. Помощь была оказана, однако, в основном в виде финансов на реформирование армии, обучение военнослужащих, отправки групп военных инструкторов, а также предоставление военной техники и разного рода средств нелетального характера. Вопрос предоставления именно летального оружия вызвал большую дискуссию не так внутри Украины, как за ее пределами. Некоторые западные лидеры обращали внимание на тот факт, что это может еще больше разозлить Россию, другие подчеркивали, что нужно усилить украинскую армию современными образцами вооружений для противостояния российской агрессии.
И вот в начале декабря 2017 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет, который предусматривает 350 млн долларов помощи Украине, а также санкционирует передачу Украине летального оружия. Конечно же, это еще не значит, что США сию минуту начнут предоставлять Украине современные вооружения, ведь нужно еще специальное решение американского президента. Однако это важный шаг, на который обращают внимание и другие партнеры Украины.
Например, после этого Канада включила Украину в перечень стран, в которые разрешен экспорт оружия. А комитет парламента Канады по вопросам обороны рекомендует правительству предоставить Украине летальное оружие, чтобы повысить возможности украинской армии в противостоянии с Россией.
2017 год отметился существенным ухудшением отношений Украины с Польшей, Венгрией, Румынией и даже Белоруссией.
Конфликт с Польшей связан с историческими дискуссиями, в частности вокруг УПА и трактовки Волынской трагедии. Он привел к формированию польской стороной "черного списка" невъездных украинских чиновников. Чтобы снять острые вопросы, Петр Порошенко инициировал срочное заседание консультационного комитета президентов обоих государств. А 13 декабря состоялся визит президента Польши Анджея Дуды в Харьков, где президенты двух стран обсудили все насущные проблемные вопросы. На встрече главы государств договорились сократить "черные списки" и создать совместную историческую комиссию, которая займется конфликтными вопросами.
Бурную реакцию у некоторых стран-соседей вызвал новый украинский закон "Об образовании". Звучала критика этого закона со стороны Румынии, Польши, а также России. Однако лидером протеста оказалась Венгрия, которая грозилась заблокировать путь Украины в ЕС и НАТО из-за этого закона. Протест вызвала 7 статья, которая гласит, что образование даже в школах нацменьшинств должно предоставляться на украинском языке. 11 декабря Венецианская комиссия обнародовала свои выводы относительно спорного вопроса, согласно которым Украина может усовершенствовать вопросы, связанные с образованием для нацменьшинств, без внесения изменений эту статью. Правда. Будапешт с этим не согласен и винит Киев в искажении выводов "венецианки", по-прежнему требуя внесения изменений в закон. С венгерской стороной Украине еще нужно будет договариваться.
Кроме того, в последнее время участились случаи задержания украинцев спецслужбами Беларуси. Только за последние несколько месяцев были задержаны журналист "Украинского радио" Павел Шаройко, сын украинского военнослужащего Павел Гриб и руководитель предприятия "Завод утяжелителей" (Донецкая область) Александр Скиба. И в этой ситуации дело дошло даже до взаимной высылки дипломатов посольств обеих стран. Масла в огонь подливает и то, что Беларусь проголосовали против последней резолюции ООН по Крыму, принятой 14 ноября, в которой речь идет о грубых нарушениях прав человека на оккупированной территории. В Киеве очень возмутились такими действиями белорусской стороны.
В 2017 году Евросоюз дважды продлевал санкции против РФ, не смотря на усиление сопротивления некоторых стран-членов в этом вопросе. В Киеве не скрывают, чем дальше, тем тяжелее дается решение о продлении санкций. Слишком усердно работает Россия внутри ЕС с целью ослабления и отмены санкций, плюс сам ЕС несет экономические потери от этого решения. Однако Совет ЕС сначала продолжил санкции на полгода в июне, а теперь - и в декабре текущего года. Украинская сторона неоднократно просила ЕС перейти с полугодичного на годичное продление таких санкций, однако эта идея осталась без ответа.
Параллельно с ЕС, политику санкций продолжают и страны "Большой семерки". В США неоднократно заявляли, что режим санкций не изменится до тех пор, пока Россия не прекратит вторжение в Украину и ее территориальная целостность не восстановится. Более того, появилась информация, что в 2018 году Вашингтон может еще больше ужесточить санкции против РФ.
К концу 2017 года Киеву с помощью международных партнеров удалось добиться освобождения 73-х заложников, удерживаемых на неконтролируемых территориях т.н. "ЛНР/ДНР". Взамен боевикам были переданы 233 человека. Обмен произошел 27 декабря и стал действительно знаковым событием в виду того, что в последние годы массовый обмен постоянно срывался. Происходили лишь единичные обмены, а предложение обменять "всех на всех" на площадке в Минске постоянно поднимается, но до сих пор так и не реализовано.
По последним данным СБУ, на неподконтрольных территориях на сегодняшний день незаконно удерживаются около 170 украинцев. При этом в России, по данным украинской стороны, продолжают находиться 38 украинских политзаключенных. Эта тема постоянно поднимается на уровне всех контактов "Нормандской четверки", встречах Трехсторонней контактной группы в Минске, а также на переговорах руководства Украины с партнерами в США, ЕС и не только. Так, в октябре российская сторона освободила двух представителей крымско-татарского народа Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза благодаря вмешательству президента Турции Реджепа Эрдогана.
В 2017 году не было ни одной встречи на уровне лидеров "Нормандского формата" по урегулированию ситуации на Донбассе, последние переговоры состоялись в октябре 2016 года. Лидеры общались лишь по телефону. Причин тому несколько – президентские выборы во Франции, парламентские выборы в Германии и приход к власти нового руководства США. Сосредоточившись на своих внутренних проблемах, Франция, Германия и США, которые не являются членом "Нормандского формата", но активно участвуют в переговорах по урегулированию на Донбассе, отложили "украинский вопрос" на более поздний период.
Однако переговоры в течение года продолжались на уровне глав МИД, экспертов и дипломатических советников. Кроме того, конфликт на Донбассе был ключевым во время двусторонних встреч президента Украины с лидерами Германии, Франции и США в рамках официальных и рабочих визитов, а также на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Вероятнее всего, контакты на уровне лидеров "Нормандского формата" с активным участием США будут возобновлены в 2018 году. Тем более, что ситуация на Донбассе обострилась, а Россия заявила о выходе из Совместного центра по контролю и координации (СЦКК). В Киеве назвали такие действия российской стороны очередной провокацией, которая существенно подрывает минские договоренности, и попыткой снять с себя любую ответственность за последствия вооруженной агрессии против Украины.