Сложная экономическая ситуация в мире и стране не является для правительства поводом отказываться от завышенных прогнозов основных бюджетных показателей на 2014-2015 годы. Как стало известно, в следующем году в Кабинете министров прогнозируют ежегодный рост ВВП на 3% и налоговых поступлений на уровне 42%. Доходы казны рассчитаны при условии принятия закона о контроле над трансфертным ценообразованием, налога на богатство и прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Эксперты уверены, что такие ожидания не имеют ничего общего с реальностью.
Сложная экономическая ситуация в мире и стране не является для правительства поводом отказываться от завышенных прогнозов основных бюджетных показателей на 2014-2015 годы. Как стало известно, в следующем году в Кабинете министров прогнозируют ежегодный рост ВВП на 3% и налоговых поступлений на уровне 42%. Доходы казны рассчитаны при условии принятия закона о контроле над трансфертным ценообразованием, налога на богатство и прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Эксперты уверены, что такие ожидания не имеют ничего общего с реальностью. Об этом пишет издание "Коммерсант-Украина".
В распоряжении издания оказался проект постановления Кабмина "Об утверждении прогнозов госбюджета на 2014-2015 годы", который правительство планирует рассмотреть сегодня. Разработчик документа - Минфин - отмечает, что прогноз ориентирован на дальнейшее реформирование системы государственных финансов и реализацию эффективной бюджетной политики. Основные макропрогнозы экономического и социального развития отчасти были представлены правительством в бюджетной декларации, которая уже передана на рассмотрение парламента, с ожиданиями роста ВВП в 3% и потребительской инфляцией в 8,3%. А показатели госбюджета 2015 года будут формироваться при условиях увеличения номинального ВВП по сравнению с 2014 годом на более чем 156 млрд грн, до 1,851 трлн грн.
Читайте также: Кабмин прогнозирует рост ВВП Украины в 2014 г. на уровне 3%
В 2015 году темпы роста экономики сохранятся на уровне 3%, как и в 2014-м. Кроме того, сальдо платежного баланса все еще останется отрицательным - 14,6 млрд долл. в 2014 году и 12,7 млрд долл. в 2015 году, а экспорт увеличится незначительно - на 0,5 процентного пункта, до 9,1%. Прогноз официального обменного курса гривны к доллару, несмотря на требования Министерства юстиции определиться с параметрами в среднем за год и на конец периода, в документе так и не появился.
Наиболее неожиданными в проекте постановления оказались индикативные прогнозы структуры доходов госбюджета. Налоговые поступления с учетом перераспределения ВВП через сводный бюджет на уровне не выше 30% уже в следующем году вырастут на 42% по сравнению с нынешними и составят около 428 млрд грн (их доля в госбюджете - 84,3%, номинальные показатели в документе не представлены), в 2015 году - 481 млрд грн при снижении ставок налога на прибыль и НДС со следующего года до 17% и 16% соответственно Минфин закладывает рост поступлений от них на уровне 42% и 31%. Ожидается, что налога на прибыль будет перечислено около 74,2 млрд грн в 2014 году, а еще через год - 74,4 млрд грн, хотя его доля в госбюджете сократится, НДС - 219,6 млрд грн и 254 млрд грн соответственно.
Читайте также: Рост ВВП Украины в 2014 году составит 3,3% , - консенсус-прогноз Минэкономразвития
Министерство доходов и сборов в своих замечаниях к документу отмечает, что доля НДС в доходах бюджета выше, чем в этом году, несмотря на снижение ставки. Хотя динамика поступлений в предыдущие годы свидетельствует о том, что уменьшение ставок не позволяет рассчитывать на быстрый положительный эффект и, наоборот, приводит к сокращению поступлений в первые годы внедрения.
Читайте также: МВФ в 2013 г. прогнозирует нулевой рост ВВП Украины
Согласно документу, бюджетная политика в ближайшие два года будет строиться с учетом внедрения контроля над трансфертными операциями и налога на богатство, а также более прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц (НДФЛ). Хотя сами прогнозы расчета доходов не учитывают возможных пересмотров ставок НДФЛ, а рассчитаны на нынешние -15% и 17% при доходах, превышающих 10 минимальных зарплат.
Читайте также: Макроэкономическая ситуация в Украине остается на уровне прошлого года, - МВФ
Кроме того, в проекте прописано, что спецрежимы по НДС для аграриев все-таки сохранят свою силу. Минфин при согласовании предложения Минагрополитики о сохранении данной льготы отметил, что до 2018 года не намерен менять нормы Налогового кодекса. В очередной раз в правительстве решили закрепить и необходимость поэтапного приведения тарифов к их фактической стоимости и переходу на децентрализацию местных бюджетов. В документе даже задекларировано, что фонд регионального развития сможет получить не менее 3 млрд грн на реализацию капитальных проектов. Однако в своем экспертном выводе к проекту постановления министр Кабинета министров Елена Лукаш отмечает, что такие объемы противоречат требованиям Бюджетного кодекса, где указывается, что суммы финансирования фонда должны составлять 1% от прогноза доходов госбюджета.