Проблемы в бюджетной сфере в 2009 г. постоянно пребывают в публичной плоскости. О своем видении ситуации с госбюджетом и траншами от Международного валютного фонда РБК-Украина рассказал и.о. министра финансов Игорь Уманский
РБК-Украина: Игорь Иванович, прокомментируйте тему, регулярно обсуждаемую в СМИ - выполнение правительством госбюджета в текущем году за счет эмиссии.
И.У.: Спекуляции относительно эмиссии и печатного станка - исключительно политического характера. Мы ориентируемся по тем «маякам», которые рассчитали совместно с МВФ. Они заложены в программу сотрудничества и объективно подсчитаны на уровне, не представляющем угрозы для монетарной позиции, для валютно-курсового баланса.
Скажем, на 31 декабря 2009 г. объем монетарной базы в соответствии с меморандумом у нас должен быть 211 млрд грн. На 1 сентября было 210 млрд грн. На сегодня монетарная база у нас 183 млрд грн. Поэтому говорить, что у нас какая-то эмиссия и она на что-то давит, с точки зрения бюджета, мягко говоря, неправильно.
У нас обратная ситуация. Мы имеем на корсчетах в коммерческих банках порядка 14 млрд грн. Сейчас идет спор с Нацбанком, как правильно считать. Свободных денег нет. То, что НБУ считает сюда 6 млрд грн, которые находятся на его счету, - так считать некорректно. Деньги попадают на счет НБУ, тем самым уменьшается монетарная база. Ведь эмиссия на самом деле производится не с помощью печатного станка, а электронной проводкой. Сегодня она есть, а завтра деньги вернулись на счет в НБУ - и эмиссия свернулась.
Поэтому монетарная ситуация сейчас такова, что до конца года мы имеем еще 27 млрд грн запаса - по сравнению с тем показателем, который есть сегодня. Почему он такой, почему он сдерживается НБУ? С точки зрения валютной позиции мы должны понимать, что у нас валютный рынок и валютная позиция далеко не всегда соответствуют монетарным показателям и говорить, что на рынке есть ликвидность, нет оснований.
Безусловно, она есть у отдельных точечных субъектов, но в целом по системе денег нет. Придите в банк и попробуйте там сейчас получить кредит. Вопрос даже не в том, что банк переоценивает систему рисков и рынок оценки сегодня, по сути, мертв.
Живое проектное финансирование всегда было и будет, а получить кредит сегодня невозможно, поскольку стоимость денег для банков достаточно высокая. Поэтому у НБУ есть возможности для расширения монетарной базы без риска для ситуации и рынка в целом.
РБК-Украина: Минэкономики сообщило об увеличении тенизации украинской экономики за I полугодие с 28% до 36% по сравнению с 2008 г. Какие меры в связи с этим будет внедрять Минфин для улучшения администрирования налогов и сборов?
И.У.: То, что экономика будет уходить в тень было понятно изначально. Этот процесс всегда происходит в любой стране, когда она переживает кризисные явления. Поэтому мы начали задаваться этим вопросом уже достаточно давно. Ряд решений Кабмин по улучшению администрирования налоговых платежей принял. Хотя большинство из них были остановлены указами Президента.
Основная проблема администрирования - конечно же, НДС и таможенные платежи. Администрировать налог на прибыль в условиях действующего законодательства сложно, потому что легальных схем оптимизации прибыли в любом секторе у нас достаточно. И мы прекрасно понимаем, что прибыль показывают только те, у кого этого требуют акционеры, чтобы прибыль была показана и чтобы на вложенный капитал начислялись дивиденды. Остальные имеют возможность прибыль не показывать. Взять хотя бы такую простую вещь, как депозиты: доходы, получаемые в виде депозита, не являются предметом налогообложения. А по НДС проблема не в старых простых вещах, которые были связаны с фиктивным экспортом. Основная проблема была и остается с налоговыми ямами.
По таможне я вынес на заседание Кабмина 4 ноября наши предложения. К сожалению, ранее нашу идею о перечне обязательных документов, которые подает экспортер, включая экспортную декларацию страны происхождения, воспользовавшись тем, что меня не было на Кабмине, отменили. На заседание 4 ноября мы вынесли такой же, по сути, документ, который предлагает давать копию инвойса, заверенную таможней страны-отправителя.
Зачем это нужно? Прежде всего, чтобы определить товарную номенклатуру. Потому что основная проблема - это даже не таможенная стоимость груза. Вы знаете, что ни одного телефона Nokia в Украину официально не ввозилось? Айфонов у нас в стране тоже хватает. Я приведу по номенклатуре один пример, наглядно демонстрирующий ситуацию. Мы по статистике посмотрели ситуацию за 4 или 5 месяцев по такой группе товаров, как одноразовые тапочки. Их ввезли в Украину из расчета шесть пар в сутки на человека. То есть, зная, что там не эти тапочки, а туфли или сапоги, я не стал бы декларировать стоимость 6 коп за сотню.
Зачем нужна была копия экспортной декларации? Чтобы заставить таможенника использовать другие методы определения таможенной стоимости. Потому что сегодня используется один - договорная цена. Но договор, условно, мне могут написать любой, чтобы показать на таможне. Когда таможенник будет определять стоимость, в т.ч. исходя из цены аналогов, то он не сможет оформить партию. Помните скандал, когда у нас по 6 коп/кг завозилась курятина? Не может она столько стоить.
РБК-Украина: А по налогам?
И.У.: К сожалению, эти все вопросы очень тяжело проводятся. Мы сейчас вводим обязательное электронное декларирование, чтобы не могли вылезать декларации, которые не были учтены в системе. Задним числом (2005, 2006, 2007 гг.) выписываются и предъявляются налоговые накладные. Естественно, тот налоговый период для предприятия давно прошел, он уже закрыт. Поэтому мы предлагаем запретить принимать налоговые накладные с определенным сроком их давности. Они (накладные с большим сроком) могут быть приняты, совсем их запретить мы не имеем права. То есть, каждое предприятие формирует свою налоговую политику, как считает правильным.
Но в данном случае, если подается такая декларация, снижающая базу налогообложения, то в обязательном порядке должна проводиться встречная проверка как самого субъекта, который подал эту декларацию, так и того субъекта, который выписал ему эту накладную. Если это фиктивная контора, которая выписала «левую» накладную, помогая не платить налог - естественно, в ходе проверок мы это сразу определим. Но это нам, к сожалению, также заблокировали. Сейчас есть попытка оптимизировать администрирование, как по налоговой, так и по таможне, но это разбивается об скалы. Потому что вы должны понимать, что как в налоговой, так и в таможне работают живые люди.
Во-вторых, есть лоббисты, так называемые «предприниматели», которых у нас в стране значительно больше, чем всех остальных. Сам институт упрощенной системы налогообложения был изуродован и извращен его применением, хотя на самом деле это правильная нормальная система - сниженные ставки, если бы это правильно работало. Сегодня это работает как схема минимизации налогообложения.
Либо наши решения останавливаются указами Президента. Два пока не оспорены - по усилению системы администрирования, в том числе, по наибольшим плательщикам: создание Единого центра по работе с крупными плательщиками здесь, в Киеве, а не в регионах. Мы же понимаем: 1,8% хозсубъектов платят более 80% налогов. 20 наибольших плательщиков дают три четверти всех поступлений.
РБК-Украина: В случае возвращения парламентом госбюджета-2010 на доработку будет ли правительство вносить новый вариант?
И.У.: Я не думаю, что парламент сможет принять такое решение. Формально по Бюджетному кодексу у Верховной Рады было пять дней, чтоб вернуть бюджет правительству на доработку. В течение этих пяти дней парламент не принял соответствующего решения, поэтому сегодня этот вопрос на повестке дня стоять не может. По крайней мере, если брать процессуально.
Насколько я знаю, бюджетный комитет сейчас продолжает работу над формированием таблицы расхождений и предложений от народных депутатов. Работа эта не завершена. Даже если в ближайшее время она будет завершена и парламент будет рассматривать в первом чтении данный документ, и даже если они решат принять политическое решение о том, что данный проект госбюджета их не устраивает, то, безусловно, даже с технической точки зрения и реализации своих подходов в бюджетной политике, им выгоднее оставить этот документ и дорабатывать его в комитетах в таком виде, который они считают более правильным.
Но если бюджет не будет принят, то мы 29 октября на заседании правительства приняли постановление об организации бюджетного процесса-2010. В первую очередь, этот документ поможет, если госбюджет-2010 не будет принят. Но даже если он будет принят, обычно всегда первый месяц, первый квартал страна живет по временной росписи. Бюджет, к сожалению, всегда принимается в последние дни бюджетного года. Безусловно, утвердить порядки использования бюджетных средств, подготовить нормальный бюджетный процесс за такое короткое время не представляется возможным. Поэтому всегда начало года идет не по закону, а по временной росписи. И такое постановление принято правительством.
РБК-Украина: Насколько сегодня реален вариант, что в 2010 г. мы войдем без кредита МВФ, а также без госбюджета-2010?
И.У.: С учетом политических популистских тенденций, которые мы сейчас наблюдаем, если страна войдет в бюджетный год без закона о госбюджете - я не думаю, что от этого будет хуже. По одной простой причине: бюджет - это, прежде всего, политический документ. Хотя с точки зрения сути и исполнения он является финансово-экономическим. То, на что сейчас могут найтись голоса в ВР, носит исключительно популистскую окраску: дополнение и увеличение расходной части даже к тому достаточно амбициозному варианту госбюджета-2010, который подан правительством. Поэтому конструктивный бюджетный процесс в Украине возможен уже после президентских выборов. Мне так кажется.
Относительно МВФ. После подписания Президентом закона о соцстандартах вероятность того, что программы сотрудничества у нас не будет, слишком велика. Не потому, что МВФ вредный и не любит население. Они прекрасно понимают, что это за закон. Тут можно вешать любые ярлыки, но я считаю, что этот документ - преступление против экономики Украины. Даже если говорить о бюджетной сфере, у нас нет ресурсов. Все видят, насколько НБУ «помогает» правительству в этой ситуации... Естественно, эмиссионных источников финансирования не будет - НБУ этого просто не допустит.
Делается простая вещь: принимается закон, у правительства нет денег на его реализацию, НБУ нам помогать не будет. Либо мы в этой ситуации вернемся к началу 1990-х гг., либо нам надо будет сокращать расходы, связанные с зарплатой. Это возможно только одним путем - сокращая людей. Примерно половину сотрудников, которые содержатся на бюджетные средства, нужно будет уволить. Речь не идет о чиновниках - это, в том числе, учителя, медики, работники социальных служб. Около 1,5 млн. человек в бюджетной сфере завтра могут оказаться безработными - благодаря нашей «думающей о людях политической элите». Но это только в бюджетной сфере. Когда мы говорим о частном бизнесе, то понимаем, что некоторые смогут выдержать эту нагрузку, но большинство будет вынуждено прийти к тому же выводу - сокращению людей. Смешанный вариант - формировать очень серьезную задолженность по зарплате. Начислять ее, но не платить.
С точки зрения МВФ, им по большому счету, все равно, кто принял закон: Президент, парламент, правительство. Они работают со страной. Что видит международный финансовый институт, сотрудничая с Украиной? Страна вместо того, чтобы принимать какие-то структурные решения, в том числе экономить расходы... - разве мы сейчас можем жить не по средствам?! - принимает популистский социальный закон. Следовательно, эта страна сама не хочет выходить из кризиса. МВФ не может вместо нас вытащить нас из кризиса. Мы сами себя туда заталкиваем.
Поэтому для МВФ это может быть тяжелое, но политическое решение - как ответ на неспособность политической элиты адекватно реагировать на вызовы кризиса. При этом говорить, что инициаторы законопроекта не понимают его последствий нельзя - мы буквально кричали об этом в парламенте и, убеждали Президента не подписывать этот закон. Поэтому на этот шаг они пошли сознательно. Кто с такой страной будет сотрудничать, и давать ей деньги?
Будем, конечно, пытаться искать с МВФ формулу, все-таки попытаемся их удержать. Ситуация тяжелая, она близка к критической, но она не коллапсоидная. Но повторюсь, это не решение МВФ, это наше решение. Мы сами в свой гроб забиваем гвозди. И откусываем шляпки.
Беседовал Игорь Воронцов