Недавно "Укрзализныця" получила нового руководителя Александра Завгороднего. Способ получения должности оказался оригинальным - в ответ на критику ему предложили самому заняться реформами. "Александр и его ФБ группа несколько месяцев критиковали меня и руководство УЗ. Теперь у него есть шанс доказать на практике, что критика была "практическая", - написал на своей странице в Facebook министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Пока же, судя по всему, ему приходится по большей части заниматься тушением пожаров, нежели реформированием. В интервью РБК-Украина Александр Завгородний рассказал о мотивах повышения тарифов на пригородных маршрутах. Коснулся он и причин перехода "Укрзализныци" к автобусным перевозкам. Также новый и.о. руководителя рассказал, когда могут быть повышены грузовые тарифы.
Недавно "Укрзализныця" получила нового руководителя Александра Завгороднего. Способ получения должности оказался оригинальным - в ответ на критику ему предложили самому заняться реформами.
"Александр и его ФБ группа несколько месяцев критиковали меня и руководство УЗ. Теперь у него есть шанс доказать на практике, что критика была "практическая", - написал на своей странице в Facebook министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
Пока же, судя по всему, ему приходится по большей части заниматься тушением пожаров, нежели реформированием.
В интервью РБК-Украина Александр Завгородний рассказал о мотивах повышения тарифов на пригородных маршрутах. Коснулся он и причин перехода "Укрзализныци" к автобусным перевозкам. Также новый и.о. руководителя рассказал, когда могут быть повышены грузовые тарифы.
РБК-Украина: "Укрзализныця" планирует на отдельных маршрутах заменить поезда автобусами. С какой целью это делается?
Александр Завгородний: У нас сейчас есть большое количество маршрутов, на которых пассажирские поезда из двух-трех вагонов ходят два раза в неделю. На таких направлениях маневровый тепловоз, который сжигает до 80 кг топлива в час, перевозит два-три пассажира. В результате, мы тратим громадные объемы топлива.
К примеру, у нас есть под Житомиром ветка в 27 км. По ней два раза в неделю ходит один вагон с громадным тепловозом, у которого затраты просто сумасшедшие. У автобуса расход топлива 18 л на 100 км, а у тепловоза - 180 л на 100 км.
Мы можем купить маленькую ПЭЗ (передвижная электростанция, - РБК-Украина), но она стоит сумасшедших денег. Нам проще купить автобус, который будет по согласованному графику ходить по тому же маршруту.
Поэтому мы хотим заменить железнодорожные составы на подобных направлениях автобусами. Они будут в собственности "Укрзализныци".
Такая система работает во Франции, Германии.
РБК-Украина: Планирует ли "Укрзализныця" возобновить железнодорожное сообщение с Крымом?
Александр Завгородний: Под председательствованием вице-премьера Геннадия Зубко практически еженедельно заседает правительственный комитет, который рассматривает этот вопрос. К сожалению, на сегодня есть ряд нерешенных ситуаций.
Технически есть возможность восстановить сообщение. Единственное, есть несколько проблем с досмотром состава, а также процедурами таможенного и пограничного контроля.
Если правительство даст приказ возобновить сообщение, мы можем это сделать в течение одного часа. Я думаю, что к концу месяца будет какое-то понимание, что будет с этим вопросом.
РБК-Украина: Недавно представители угольной отрасли заявили о перебоях с вывозом углей с Донбасса. С чем это было связано?
Александр Завгородний: Из-за того, что "Укрзализныця" не получила от "Донецкой железной дороги" предоплату за поставку вагонов, была прервана подача вагонов. Но с 4 июля отгрузка угля возобновилась. Каждые сутки мы грузим примерно 1,5 тыс. вагонов углем.
РБК-Украина: Планирует ли "Укрзализныця" очередное повышение тарифов?
Александр Завгородний: Это сложный вопрос. В пассажирском сегменте нам надо провести глубокий анализ.
Пассажирские перевозки сейчас конкурируют с автобусными. Если мы будет повышать пассажирский тариф, то будем проигрывать автобусным перевозкам.
Вместе с тем, сейчас мы получаем доход от 10 пассажиро-километров в размере 116 грн. При этом, себестоимость у нас составляет 356 грн. Мы несем убыток от такой ситуации.
Однако, это не касается пригородных пассажирских перевозок, где мы пойдем на повышение тарифов. На некоторых участках они составляют у нас вообще копейки.
К примеру, на одном и том же маршруте автобусы перевозят пассажиров за 30 грн, а мы за 3,40 грн. Такого не может быть на одном и том же расстоянии. Притом, что у нас затраты больше.
Кроме того, однозначно, должно быть повышение тарифов на грузовые перевозки. Сегодня "Укрзализныця", из-за того что в государстве нет полноценного контроля за перевозкой автомобилями сверхтяжелых грузов, теряет большой объем высокодоходного груза.
Ни одна страна ЕС не разрешает такие сверхбольшие перевозки автомобилями. Максимум, что разрешено в ЕС, - в Финляндии можно возить до 62 тонн. Все остальные страны разрешают перевозку максимум 42 тонн. У нас же в грузовиках возят и по 90 тонн, и по 106 тонн.
У нас одни из самых низких тарифов на перевозку грузов в Европе. По сравнению с Россией, они ниже в два раза.
Но для того, чтобы пойти на повышение грузовых тарифов, мы должны показать, что у нас открыто идут закупки, что у нас нет коррупционной составляющей. Кроме того, мы должны активизировать и оптимизировать наш парк.
РБК-Украина: Оптимизировать, в том числе, возвратом из аренды вагонов, которые "Укрзализныця" передала ранее частным перевозчикам?
Александр Завгородний: У нас в парке 35 тыс. вагонов, из которых порядка 11 тыс. в аренде. В течение ближайших десяти дней мы хотим подготовить документы для возврата порядка 6,5 тыс. вагонов из аренды. Соответствующие договора у нас заключены до сентября.
Не должно быть такого, что мы одновременно получаем от арендаторов за наши вагоны по 96 грн в сутки, и мы же эксплуатируем российские вагоны, уплачивая за них по 21,03 швейцарских франка в сутки (примерно 490 грн по официальному курсу НБУ, - РБК-Украина).
Если бы наши вагоны были в нашем оперативном парке, то суммы были бы однозначно выше, чем 96 грн.
РБК-Украина: Кому отданы в аренду вагоны?
Александр Завгородний: Это коммерческая тайна. Но, учитывая, что в передаче в аренду есть коррупционные схемы, со временем эта информация станет достоянием общественности.
РБК-Украина: Планирует ли "Укрзализныця" обновление парка?
Александр Завгородний: Планируем по локомотивам, но если будут возобновлено кредитование.
Нам нужны двухсистемные локомотивы с переменным током. Сегодня у нас есть предложения от пяти иностранных производителей локомотивов о том, чтобы организовать в Украину поставку и сборку их продукции. Пока что они смотрят площадки в Украине.
РБК-Украина: Какие это фирмы и на каких условиях?
Александр Завгородний: Siemens, Bombardier и другие. Условия являются коммерческой тайной.
РБК-Украина: Недавно "Укрзализныця" заявила о достижении договоренности по реструктуризации 17 млрд грн из своего общего внутреннего долга в размере более 20 млрд грн. Что c переговорами по остальным кредитам?
Александр Завгородний: 17 млрд грн - это 82% внутреннего долга. Остальной внутренний долг приходится на мелкие банки, с которыми мы сейчас ведем переговоры. Подвижек по переговорам со внешними кредиторами пока что особых нет.
У нас сейчас другая проблема. До сих пор Кабмином не утвержден финплан "Укрзализныци" на текущий год. Он был вынесен на правительственный комитет на прошлой неделе. Но был снят с рассмотрения, поскольку наши коллеги, которые работали раньше, подготовили его не совсем корректно для рассмотрения на правительстве.
Мы сейчас дополняем его данными, которые попросил Кабмин. И надеюсь, что на ближайшем заседании правительства его примут.
РБК-Украина: Планирует ли "Укрзализныця" увеличивать число пассажирских поездов в курортные города?
Александр Завгородний: Намерены увеличить на направлениях на Львов, Одессу и Новоалексеевку. Уже сейчас мы увеличиваем количество вагонов в курсируемых поездах до максимально возможного.
Беседовал Дмитрий Уляницкий