Экономический кризис предоставил внутреннему украинскому туристическому сектору небывалый шанс завоевать популярность у туристов. Однако, закрепить результат - сложнее всего.
Экономический кризис предоставил внутреннему украинскому туристическому сектору небывалый шанс завоевать популярность у туристов. Однако, закрепить результат - сложнее всего.
Гривна помогла
Резкая девальвация гривны привела к столь же стремительному подорожанию отдыха за границей. Ранее украинцы могли позволить себе отдых на курортах Турции или Египта хотя бы по "горящим" ценам - 300 долл. (4 тыс. грн) с человека. Сегодня эти цены, как минимум, в два раза выше.
Кроме того, туроператоры, опасаясь падения спроса, резко уменьшили заказы авиационных чартеров, а кресла на оставшихся рейсах продают совместно. Это приведет летом к резкому уменьшению шансов на появление "горящих" туров в принципе.
"Украинцы в этом году перенесут затраты на отдых на последнее место. Необходимо тратить деньги на одежду, еду, другие потребности. В связи с этим перед украинским туризмом появился большой шанс, поскольку украинцы будут больше отдыхать в Украине", - сказал директор представительства Польской туристической организации в Украине Влодзимеж Щурек.
В прошлом году семья из среднего класса, которая получала среднемесячный доход около 10 тыс. грн, смело могла себе планировать летний отдых в Болгарии, Египте или Турции. В этом году 70% из них начнут искать альтернативу в Украине, считает основатель туристической компании "Час на мандри" Юрий Пырч.
При этом, из-за роста спроса, девальвации гривны, подорожания продуктов и топлива, цены на размещение в гостиницах существенно выросли за последний год. В прошлом году отдых в пансионатах с удобствами на этаже стоил примерно 80 грн за сутки с человека, а в этом году цена выросла до 100 грн, сообщила руководитель Ассоциации туристического и оздоровительного бизнеса "Возрождение" (Николаев, Коблево, Очаков) Татьяна Квасняк.
Размещение в номере с удобствами подорожало со 150 грн до 200-210 грн. При этом Татьяна Квасняк ожидает 90%-ой загрузки номерного фонда ее региона.
Любопытно, что по оценке директора Центра туристической информации Владимира Царука, в этом году в Украине украинцы готовы в среднем тратить как раз вышеуказанные 200-250 грн с человека за сутки отдыха.
Сейчас сложно оценить насколько девальвация приведет к росту спроса на внутренние туры. Военная нестабильность на востоке стране тому виной.
Однако, участники туристического рынка уже видят рост интереса к отдыху в Карпатах и на юге Украины. Директор сети турагентств "Поехали с нами" Олег Кулик говорит, что раньше в структуре продаж его компании туры по Украине находились на 16 месте с долей 1%, а по итогам зимнего сезона они поднялись на 5-ое место с 4%. Он ожидает, что в будущем эта доля увеличится до 5%.
Крупные иностранные туроператоры, которые ранее занимались только выездным туризмом, также стали понемногу добавлять в свой ассортимент путешествия по Украине. Так, в марте TUI Ukraine начал предлагать туры в Черниговскую область, позже к ним были добавлены поездки в западную Украину. Кроме того, доступны к продаже туры по Украине у CoralTravel, PanUkraine.
Успеть исправить
Низкий спрос на туры по Украине в предыдущие годы привел к тому, что туристический рынок развивался хаотично. На проблемы, которые из года в год усугублялись, никто не обращал внимания. В результате рынок оказался не готов к массовому наплыву туристов.
На рынке нет крупных туроператоров, которые могут предложить большое разнообразие качественно наработанных туров."На рынке внутреннего туризма сейчас недостаточное предложение, но большой спрос. Операторов, которые занимаются исключительно внутренним туризмом, можно пересчитать по пальцам рук", - отметил Юрий Пырч.
Чтобы появились крупные туроператоры необходимо решить ряд проблем. "Организаторов путешествий ждут ряд трудностей со стороны инфраструктуры: плохое состояние дорог, катастрофическая нехватка трехзвездочных гостиниц для непритязательных потребителей и низкокачественный сервис", - сказал Юрий Пырч.
При развитии внутреннего туризма нужно ориентироваться на массового потребителя, который позволит себе выделить на тур 2 дня/1 ночь до 1 тыс. грн/чел (вместе с проживанием, питанием, экскурсиями и входными билетами).
При этом, у нас нет достаточного количества крупных отелей, которые готовы держать слово, давать лучшие цены крупным туроператорам, подчеркнул Олег Кулик. А с собственниками мелких отелей договариваться очень сложно.
Но появлению крупных отелей, особенно на юге страны, мешает бюрократическая система и климат. Олег Кулик отметил что не видит перспектив развития пляжного отдыха в Украине по двум причинам.
Для постройки крупного отеля необходимо вложить несколько десятков миллионов долларов. При этом, для строительства нужно пройти сложную разрешительную процедуру. Но и в этом случае успех может и не настичь проект.
В Украине пляжный сезон длится только три месяца - с середины июня до середины сентября. Для сравнения: в Турции сезон в два раза длиннее, государство стимулирует строительство новых гостиниц (выдачей беспроцентных кредитов, льготами в налогообложении).
Участники туррынка отмечают и слабую связанность регионов страны между собой, что негативно влияет на возможность путешествий. Владимир Царук сказал, что наиболее плачевная ситуация с железнодорожным транспортом.
Черкассы, Днепропетровск, Харьков практически оторваны от западной Украины - туристам из этих городов очень сложно напрямую попасть в Ужгород, Черновцы, Луцк. Так, единственный поезд Харьков-Ужгород идет в пути 27 часов.
Отсутствие прогресса Украины в решении инфраструктурных проблем, которые мешают развитию внутреннего туризма, может привести к печальным последствиям. Через год-два, после того как ситуация в экономике Украины стабилизируется, украинцы вновь потянутся на отдых на зарубежные курорты. А отечественные курорты останутся без туристов.