В этом году Национальный банк намерен провести масштабную валютную либерализацию в Украине. Концепция новой модели регулирования уже подготовлена и была представлена в конце 2016 года. В ближайшие три года валютное законодательство будет пересмотрено, и приведено в соответствие с положениями Ассоциации между Украиной и ЕС. Главная задача – снять существующие ограничения на перемещение капитала и валютные операции для бизнеса и населения. Подробности в материале РБК-Украина.
Первым шагом реформы, реализация которой запланирована на период с 2017 по 2019 год, станет отмена устаревшего декрета Кабинета Министров "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 1993 года и целого перечня нормативно-правовых актов, которые, по мнению НБУ, препятствуют эффективному валютному регулированию.
"Будет разработан проект закона "Об иностранной валюте" - единственного рамочного закона, который определит основные принципы валютного регулирования в стране. Такой подход сделает валютное регулирование в Украине прозрачным, простым и понятным для населения, бизнеса и банков, а Национальному банку позволит более оперативно и эффективно реагировать на изменения состояния платежного баланса и конъюнктуры рынка", - заявил заместитель председателя НБУ Олег Чурий, анонсируя концепцию в конце прошлого года. По его словам, упомянутый законопроект, разработанный при поддержке Еврокомиссии, будет представлен уже во втором квартале 2017 года.
Банкиры считают, что принятие нового закона о валютном регулировании – это прогрессивный шаг, который поможет украинским компаниям и физлицам тратить меньше времени и ресурсов на проведение валютных операций.
"Фактически, Украина держит курс на создание условий для свободного движения капиталов. Причем, будут сняты ограничения не только для физических лиц, но и все, что может ограничивать и тормозить бизнес», - подчеркивает Екатерина Володина, директор департамента операций на финансовых рынках Укрсоцбанка.
Уже в ближайшем будущем планируется поэтапное упразднение требований по обязательной продаже валютной выручки экспортерами, упрощение процедур по привлечению прямых иностранных инвестиций, предназначенных для поддержки украинского экспорта, частичное снятие запрета на репатриацию выручки. Это что касается бизнеса. Для физлиц полностью уберут ограничение на покупку наличной валюты и лимиты на обналичивание валютных счетов (на данный момент – это не более эквивалента 250 тыс гривен/день).
В отдаленной перспективе бизнесу разрешат досрочно погашать кредиты от нерезидентов, уберут ограничение максимальной процентной ставки по внешним заимствованиям (пока что такая ставка не может превышать 11%), а также не будут препятствовать свободному выводу средств от продажи акций или облигаций.
Население получит практически полную свободу для инвестирования за пределы Украины. Сейчас, к примеру, приобрести недвижимость за границей или другие активы без получения индивидуальной лицензии НБУ невозможно. Но оформление такой лицензии непосильный процесс для рядового украинца.
Представители Нацбанка обещают, что лицензирование для физлиц постепенно уберут. При этом снятие барьеров коснется не только покупок движимого или недвижимого имущества за рубежом, но и ценных бумаг, которые население сможет напрямую приобретать на иностранных биржах.
"Однако не исключены и негативные последствия, так как любые послабления в валютном контроле могут быть использованы для вывода капитала из страны", - говорит главный аналитик Укрсоцбанка Андрей Приходько.
Но в НБУ позаботились и об этом. Например, отмена индивидуальных лицензий будет сопровождаться усилением финансового мониторинга для клиентов банков. Более того, информацию о валютных операциях и выводе денег за границу будет получать также Государственная фискальная служба. Поэтому скрыть от Нацбанка, налоговой и Госслужбы финансового мониторинга счета в оффшорах или купленный дом на океанском побережье даже при всем желании не удастся.
Правда, следует учесть, что все упомянутые послабления возможны только при условии спокойствия в экономике и финансовом секторе. "Каждый последующий этап будет вводиться при отсутствии кризисных явлений. Соответственно, рынок должен стать более устойчивым и надежным. При этом страны-члены Ассоциации с ЕС вправе применять временные защитные меры, если ситуация будет нестабильна", - объясняет директор операционного департамента Кредобанка Виктор Винник. Иными словами, если повторится "банкопад" 2014-2015 годов, НБУ будет иметь полное право вводить валютные ограничения.
Несмотря на то, что концепция новой модели валютного регулирования только вынесена на суд общественности, Нацбанк уже "прощупывает", готов или нет банковский рынок к свободному перемещению капитала. Например, начиная с 23 ноября украинские банки могут приобретать зарубежные ценные бумаги без оформления индивидуальной валютной лицензии. Это новшество закреплено постановлением Нацбанка №406 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу".
Напомним, что Национальный банк осуществляет выдачу индивидуальных и генеральных лицензий. Генеральная лицензия дает право банку не только осуществлять валютные операции, но и работать на рынке в принципе. Ее получение для всех банков обязательно априори. Индивидуальная лицензия выдается на отдельные виды операций. В том числе, это касалось и покупки иностранных ценных бумаг. Теперь же для подобных инвестиций будет достаточно лишь генеральной лицензии, что облегчит украинским банкам доступ к ценным бумагам нерезидентов.
Для покупки бумаг банки смогут использовать временно свободные валютные средства, размещенные на корреспондентских счетах за пределами Украины. По данным НБУ, таких остатков у банков к началу декабря накоплено около 5 млрд долларов. "Фактически, это избыточная ликвидность в валюте, которая лежит "мертвым грузом" и не приносит дохода. Банки привлекают депозиты в валюте, но активное валютное кредитование отсутствует", - говорит Наталья Жиленко, главный Казначей Altbank.
Эмитентом иностранных ценных бумаг, приобретаемых украинским банком без индивидуальной лицензии, может быть международная финансовая организация (к примеру, ЕБРР или МФК) либо страна-член "Большой семерки" (G7). В нее входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония. Рейтинг бумаг должен быть не ниже уровня “АА-”/“Аа3” и подтвержден минимум двумя ведущими рейтинговыми агентствами. Такими как Fitch, Standard&Poor`s или Moody’s. Валюта эмиссии ценных бумаг – канадские или доллары США, иены, евро, фунт-стерлингов, срок погашения – не более 5 лет с даты покупки.
Главный финансовый аналитик рейтингового агентства "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран подчеркивает, что такие условия уберегут банкиров от покупки неликвидных "мусорных» бондов", которые могут привести к потере вложенных денег (которые, в сущности, являются деньгами клиентов).
Но платой за надежность будет относительно невысокая доходность. "В случае покупки высокорейтинговых ценных бумаг, например облигаций Казначейства США, японских или немецких бондов, выгода будет крайне невелика", - уверяет вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко. Например, 3-х месячные бонды Германии торгуются с отрицательной доходностью в районе -0,8%, госбумаги Франции с аналогичным сроком обращения имеют доходность "минус" 0,76%. "У международных финансовых организаций доходность выше, но ненамного. В зависимости от срока по долларовым бумагам можно заработать до 2,5%", - приводит пример Наталья Жиленко.
Для сравнения, на украинском рынке доходность ОВГЗ правительства, номинированных в иностранной валюте, варьируется от 5 до 5,5%. А ставка по межбанковским валютным кредитам (overnight) достигает 3,5-4%.
Поэтому, возможность для банков с меньшими сложностями приобретать ценные бумаги за границей скорее будет не источником заработка, а возможностью перестраховать свои валютные остатки. Ведь те же ОВГЗ Украины хоть и более доходны, но менее надежны, чем гособлигации Германии или США.