ua en ru

как государство пытается заставить МАУ заплатить авиасбор

как государство пытается заставить МАУ заплатить авиасбор Государство намерено заставить авиакомпании платить авиасбор, внесенный пассажирами

Украинские чиновники не оставляют попыток заставить авиакомпанию МАУ взимать с пассажиров сборы в специальный фонд авиации. Общий долг перевозчика перед государством уже превысил 300 млн гривен. С этой целью на прошлой неделе Кабмин даже обновил правила взимания этого сбора.

Однако такое решение чиновники приняли вопреки решениям Окружного админсуда Киева и Киевского апелляционного админсуда, которые признают незаконными положения о регулировании ставок сбора. Но, похоже, чиновники решили не сдаваться и заставить МАУ заплатить. В ситуации разбиралось РБК-Украина.

Новая попытка

Каждый раз, когда пассажир вылетает из украинского аэропорта, любая авиакомпания обязана включить в стоимость билета так называемый сбор с пассажиров. Если человек летит внутриукраинским рейсом, то ставка составляет 0,5 доллара, а если за границу, то 2 доллара.

Такое правило существует в Украине еще с 1993 года. Именно тогда Кабинет министров своим постановлением создал в Украине "Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях" (спецфонд). Этот фонд наполняется из различных источников с авиарынка. Но одним из основных является сбор с пассажиров.

Средства из спецфонда используются на разнообразные государственные нужды, к примеру, на зарплату инспекции по безопасности полетов, финансирование работ по расследованию авиапроисшествий, обеспечение авиабезопасности, участие Украины в международных авиационных организациях и т.д.

Но недавно в ходе одного из судебных процессов эти ставки были признаны незаконными. Осенью прошлого года в Окружной админсуд Киева с иском к Кабмину обратилось некое физлицо, имя и фамилия которого не разглашается в судебных документах, с требованием признать правительственное постановление от 1993 года о создании спецфонда незаконным.

Как следует из документов судебного процесса, истец обосновал свои требования тем, что постановление Кабмина не соответствует Конституции Украины, Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, Налоговому кодексу и закону "Об административных услугах".

20 января суд первой инстанции частично удовлетворил требования истца и признал незаконным с 1 января 2014 года действие двух очень важных пунктов из постановления. Этими пунктами регулируются ставки сборов с каждого вылетающего пассажира и каждой тонны отправляемого груза.

"Суд посчитал этот сбор с пассажиров, по сути, налогом. А налоги в Украине может устанавливать только Верховная Рада, но не Кабинет министров", - объясняет партнер юрфирмы "Анте", специалист по авиационному праву Андрей Гук.

После этого судебное разбирательство продолжилось в Киевском апелляционном административном суде. По словам Гука, этот суд уже вынес свой вердикт 16 марта (решение суда пока что не обнародовано). "Киевский апелляционный админсуд оставил в силе решение первой инстанции. Таким образом, в соответствии с украинским законодательством, после того, как решение первой инстанции было подтверждено апелляционной инстанцией, решение Окружного суда вступило в силу. Теперь в Украине больше не установлена на каком-либо уровне обязанность авиакомпаний взымать с пассажиров сбор, и платить его в спецфонд", - уверен юрист.

Интерес крупнейшего игрока

Примечательно, но это решение суда очень выгодно лидеру украинского авиарынка - авиакомпании "Международные авиалинии Украины". МАУ как раз с начала 2014 года перестала перечислять собираемый сбор в спецфонд, а с марта 2016 и взымать его с пассажиров.

Доводы, которыми оправдывают свои действия в МАУ и юридическом бюро ECOVIS Бондарь и Бондарь, которое защищает МАУ в этих судебных процессах, примерно совпадают с обоснованиями вышеуказанного истца о том, что сбор в спецфонд противоречит украинскому законодательству.

"За все те годы, в течение которых этот сбор был введен в Украине, чиновники не удосужились разработать внятные правила его взымания, не установили плательщика, сроки, порядок оплаты. Этот налог противоречит Воздушному и Налоговому кодексам, Конституции", - заявлял ранее РБК-Украина эксперт по авиационному праву, партнер юридического бюро ECOVIS "Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь.

"Данный сбор законодательством не предусмотрен, и МАУ, согласно закону, не является и не обязана быть агентом по его взысканию в пользу государства", - объясняла РБК-Украина корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

В результате между авиакомпанией с одной стороны и прокуратурой и Госавиаслужбой - с другой, начались судебные споры, которые растянулись на несколько лет. По данным Госавиаслужбы, по состоянию на 24 марта, объем оспариваемой МАУ задолженности перед спецфондом составляет около 310 млн гривен.

Летом прошлого года в ходе расследования деятельности Госавиаслужбы НАБУ провело обыски в МАУ. Тогда НАБУ заявило, что следователи изъяли документы, подтверждающие факты задолженности МАУ перед государством в размере около 150 млн гривен сбора в спецфонд за период с января 2014 по декабрь 2015 года.

Попытка узаконить

Несмотря на решение Киевского апелляционного админсуда, правительство все же попыталось отыграть ситуацию назад и нивелировать вердикт суда об отмене ставок сборов. В этом чиновникам могла помочь новая версия более конкретных правил, по которым авиакомпании должны платить сборы в спецфонд. До этого Госавиаслужба несколько месяцев обсуждала с общественностью новую редакцию положения о спецфонде.

И как раз на прошлом заседании Кабмина, 22 марта, правительство с подачи Министерства инфраструктуры приняло обновленную редакцию положения о деятельности спецфонда.

Необходимость принятия новой редакции правил министр инфраструктуры Владимир Омелян обосновал тем, что действующее положение о спецфонде устарело и не соответствует действующему налоговому и бюджетному законодательству. "Это приводит к двойному толкованию субъектами авиационной деятельности порядка уплаты государственных сборов и влияет на поступления (в спецфонд, - ред)", - сказал он.

Согласно новому документу, теперь авиакомпании обязаны будут ежемесячно до 20 числа предоставлять аэропорту отчеты о количестве отправленных пассажиров. Кроме того, для оплаты сборов, размеры которых установлены в валюте, но украинские авиакомпании должны оплачивать их в гривне, будет применять официальный курс Нацбанка на дату выставления счета. Также установлено, что авиакомпании должны оплачивать счета-фактуры в течение 30 дней.

"Кроме того, теперь иностранные перевозчики будут поставлены в равные условия с украинскими, а именно - зарубежные авиакомпании смогут оплачивать сбор в гривне через свои представительства. Ранее иностранные компании платили сбор напрямую из центрального офиса", - говорит Андрей Гук.

Но самое интересное в новой редакции положения оказалось спрятано в конце документа. Учитывая, что Окружной суд Киева отменил два пункта в дополнении к положению, которыми устанавливались ставки сборов для пассажиров и грузов, правительство было вынуждено удалить эти пункты из документа. Но это не помешало чиновникам сразу же внести в новую редакцию несколько дополнений, в одном из которых предусмотрены ставки для пассажиров и грузов на том же уровне, что и прежде.

Однако такой выход из ситуации вряд ли устроит авиарынок, в частности, МАУ. РБК-Украина не удалось получить комментарий непосредственно в авиакомпании, но Олег Бондарь считает, что новая редакция постановления правительства о деятельности спецфонда не решит основной проблемы - нелегитимности сборов в спецфонд.

"Удивительно, что на заседании Кабмина никто не доложил о таком решении суда. То есть, Кабмин рассматривал новую редакцию постановления, которое признано незаконным именно по причине отсутствия полномочий у правительства его принимать, - говорит Олег Бондарь. – Бездеятельность чиновников доводит ситуацию до абсурда. Поскольку сбор не урегулирован законом, он не является обязательным и у государства нет механизма наполнять спецфонд".

Олег Бондарь говорит, что он не понимает, почему государство с таким упорством пытается урегулировать уплату сборов в спефонд постановлениями Кабмина, вместо того чтобы принять соответствующий закон. По его словам, МАУ и ECOVIS "Бондарь и Бондарь" ранее разработали и предложили Мининфраструктуры и Госавиаслужбе законопроект, которым сбор в спецфонд устанавливался на уровне закона, но этот документ в результате так и пропал в недрах данных ведомств.

Но в Госавиаслужбе не считают нужным принимать отдельный закон. "Вопрос уплаты сбора на сегодня законодательно урегулирован, поэтому он не требует изменений в Налоговый кодекс", - заявили в РБК-Украина в ведомстве.

Вполне возможно, что спор между МАУ и Госавиаслужбой так и не будет решен, а просто выйдет на новый виток судебных разбирательств. "Вероятнее всего, или МАУ, или не называемый истец-физлицо подадут в суд на Кабмин с тем, чтобы признать недействительным новую редакцию положения о спецфонде, которую принял Кабмин 22 марта. Ведь, по сути, ничего не поменялось. Сбор вновь установлен Кабмином, а не Верховной Радой", - заключает Андрей Гук.