Сбор для Коломойского: как МАУ пыталось присвоить $2 с каждого пассажира
Авиакомпанией "Международные авиалинии Украины", одним из собственников которой является бизнесмен Игорь Коломойский, заинтересовалось Национальное антикоррупционное бюро. Его сотрудники вмешались в давний спор авиакомпании с государством по поводу необходимости уплаты в госбюджет 2 долларов сбора за каждого пассажира. МАУ эти средства взимало со своих клиентов, но в бюджет так и не перечислило. За два года сумма неуплаты составляет около 180 млн гривен. Если НАБУ докажет незаконность действий МАУ, сотрудникам авиакомпании и Госавиаслужбы может грозить тюремный срок.
Детективная история
Национальное авиационное бюро в рамках расследования деятельности Госавиаслужбы пытается повлиять на один из активов бизнесмена Игоря Коломойского – авиакомпанию МАУ. В частности, из офиса "Международных авиалиний Украины" в ходе обыска 14 июня сотрудниками бюро и прокурорами Специальной антикоррупционной прокуратуры были изъяты документы и другие носители информации.
В пресс-службе МАУ РБК-Украина рассказали, что сотрудников бюро интересовали бухгалтерские документы перевозчика за 2014-2016 годы. А в НАБУ уверены, что они содержат доказательства злоупотреблений служебным положением должностными лицами Государственной авиационной службы. Есть у бюро претензии непосредственно и к украинской авиакомпании.
В частности, НАБУ заявило, что его сотрудники изъяли документы, подтверждающие факты задолженности МАУ перед государством в размере около 150 млн гривен за период с января 2014 по декабрь 2015 года. "Эти средства авиакомпания должна уплатить за перевозку пассажиров и грузов в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях", - указано в сообщении спецоргана.
Также в процессе предварительного расследования установлено, что должностными лицами Госавиаслужбы "создавались условия для неуплаты таких сборов и не принимались меры для погашения задолженности".
При этом в бюро уточнили, что никаким должностным лицам, в том числе Денису Антонюку, не сообщалось о подозрении. Денис Антонюк занимал должность председателя Госавиаслужбы с марта 2014 года до начала июля 2015 года, когда он был отстранен от исполнения обязанностей руководителя ведомства, а позже и уволен. Примечательно, что до назначения главой Госавиаслужбы Антонюк много лет работал в компании МАУ, в том числе на руководящих должностях.
В пресс-службе НАБУ РБК-Украина уточнили, что если "будет доказано соучастие лиц со стороны частного авиаперевозчика в совершении этого преступления, их заговор, совместную деятельность с целью получения незаконной прибыли, то они могут быть привлечены к уголовной ответственности в качестве соучастников".
Производство по этому делу было зарегистрировано еще в декабре 2015 года в Едином реестре досудебных расследований после обращения Ассоциации авиаперевозчиков Украины. В нем были указаны факты, свидетельствующие о возможном злоупотреблении должностными лицами Госавиаслужбы в пользу конкретного авиаперевозчика, уточнили в НАБУ.
При этом, необходимость обыска бюро объяснило нежеланием авиакомпании добровольно предоставить документы по запросу бюро: "Соответственно в установленном законом порядке детективами НАБУ и прокурорами САП было получено постановление суда на проведение обыска".
Однако в авиакомпании считают, что у нее были основания отказать НАБУ в предоставлении информации. В мае 2016 бюро потребовало от перевозчика предоставить широкий перечень копий документов бухгалтерской и финансовой отчетности.
"Поскольку требование НАБУ было оформлено с многочисленными нарушениями процессуального законодательства Украины, МАУ обоснованно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отказала в удовлетворении этого требования, - отмечается в заявлении авиакомпании. - МАУ в своем ответе на запрос НАБУ подтвердила, что сможет предоставить запрашиваемую информацию и копии документов после устранения обстоятельств, которые стали причиной для отказа в их предоставлении".
Однако, как утверждают в МАУ, сотрудники НАБУ решили, вместо приведения своего запроса с требованиями действующего законодательства Украины, обратиться в суд для получения разрешения на проведение обыска в МАУ.
Кто виноват?
Конфликт вокруг долгов МАУ перед бюджетом разгорелся из-за нежелания МАУ оплачивать сбор в специализированный госавиафонд. Сейчас этот сбор составляет 2 доллара, которые платит пассажир при покупке билета, а авиакомпания обязана перечислить эти средства в фонд. Свою позицию авиакомпания защищает в суде.
"Спор идет вокруг авиационного сбора, который Госавиаслужба пытается навязать всем пассажирам. За 22 года, как этот сбор был введен в Украине, чиновники не удосужились разработать внятные правила его взимания, не установили плательщика, сроки, порядок оплаты. Этот налог противоречит Воздушному и Налоговому кодексам, Конституции", - говорил ранее РБК-Украина эксперт по авиационному праву Олег Бондарь (партнер юридического бюро ECOVIS Бондарь и Бондарь), который защищает МАУ в суде.
По данным Госавиаслужбы, сейчас сумма неоплаченного сбора МАУ достигает около 180 млн гривен. Денис Антонюк заверил РБК-Украина, что Госавиаслужба, в свою очередь, сделала все, чтобы было в ее силах для того, чтобы этот сбор был оплачен. "У Госавиаслужбы нет фискальных функций. После того, как МАУ перестало оплачивать счета ведомства об уплате авиасбора, Госавиаслужба обратилась в прокуратуру. И уже она обратилась в суд с тем, чтобы непосредственно взыскать эти деньги", - сказал он.
Кроме подачи заявления в прокуратуру, Денис Антонюк говорит, что во время его руководства Госавиаслужбой ведомство подготовило несколько законодательный инициатив, позволяющих урегулировать процедуру уплаты авиасбора.
"В частности, мы подавали предложения в Раду по изменению в Бюджетный кодекс. Кроме того, подготовили и направление на рассмотрение в заинтересованные госорганы проект приказ Госавиалужбы об изменении процедуры уплаты авиасбора, чтобы ни у кого не было оснований не оплачивать его", - уточнил Антонюк РБК-Украина.
В МАУ же утверждают, что они не взимают сбор. "С марта 2016 года у нас в структуре тарифе была убрана соответствующая строка. Но мы именно этого сбора и раньше не брали, мы берем стоимость билета с пассажира за наши услуги, а дальше, как любой хозяйствующий субъект, из этих денег мы покрываем расходы, связанные с данной услугой, в том числе - оплачиваем обязательные налоги и сборы, которые законодательством предусмотрены. Данный сбор законодательством не предусмотрен, и МАУ согласно закону не является и не обязана быть агентом по его взысканию в пользу государства", - сообщила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая РБК-Украина.
Вместе с тем, в распоряжении РБК-Украина есть, как минимум, один билет МАУ за апрель 2015 года, в котором в графе "Аэропортовые сборы" указано "UAH47.00 UD", что обозначает то, что пассажир при покупке билета оплатил этот авиасбор в гривне, что на дату покупки билета составляло вышеуказанные 2 доллара.
Пресс-секретарь Госавиаслжубы Ирина Кустовская сообщила РБК-Украина, что сейчас в рамках спора между Госавиаслужбой и МАУ по уплате авиасбора идет четыре хозяйственных судебных процесса на общую сумму 145 млн гривен и два административных. "Три хозяйственных спора приостановлены до рассмотрения дел в административном суде. Административные дела находятся еще в первой инстанции – они касаются непосредственно процедуры взимания и уплаты сборов. В четвертом хозяйственном процессе объявлен перерыв", - говорит она.
Если НАБУ будет подтвержден тот факт, что за последние 2 года МАУ взымала сбор с пассажиров и незаконно присваивала его, тогда действия сотрудников авиакомпании можно рассматривать в рамках ст. 3641 УК "Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы", отметил партнер юрфирмы "Анте" Андрей Гук, который специализируется на авиационном праве.
В зависимости от степени последствий виновные могут быть наказаны как штрафами в размере от 150 до 900 необлагаемых минимумов доходов граждан (2550-15300 гривен), или арестом до шести месяцев, или лишением свободы на срок до шести лет.
При этом Андрей Гук добавляет, что ответственность МАУ за уклонения от уплаты налогов и сборов маловероятна, так как по решению Верховного суда Украины сбор с каждого пассажира является не налоговым платежом.
В МАУ утверждают, что обыск НАБУ в офисе перевозчика пока никак не повлиял на работу МАУ. "Называются разные суммы порядка 150 млн. грн. В случае, если судебным решением (которого пока нет, поскольку дело еще рассматривается) будет предписано оплатить сумму такого порядка, это не повлияет на финансовую стабильность МАУ", - сообщила Евгения Сацкая.