Еще каких-то полгода назад казалось, что дороже 16-17 грн за литр бензина АЗС просить не будут. Однако сегодня, когда цены на топливо в Украине уверенно перешагнули отметку в 20 грн, их рост видится бесконечным. При этом рост цен на энергоносители в условиях глубочайшей внешней энергозависимости отечественной экономики оказывает прямое влияние на стоимость услуг и производимой в Украине продукции.
Еще каких-то полгода назад казалось, что дороже 16-17 грн за литр бензина АЗС просить не будут. Однако сегодня, когда цены на топливо в Украине уверенно перешагнули отметку в 20 грн, их рост видится бесконечным. При этом рост цен на энергоносители в условиях глубочайшей внешней энергозависимости отечественной экономики оказывает прямое влияние на стоимость услуг и производимой в Украине продукции.
Павел Харламов, журнал "Деньги", специально для РБК-Украина
Год от года энергозависимость Украины лишь усугубляется. Например, в 2012 году Национальный банк заявил, что мы обеспечиваем себя топливом на 58%. Получается, тогда доля импортных поставок в Украину составляла около 40%. Сегодня картинка ухудшилась для нас в два раза.
"Почти все наши нефтеперерабатывающие заводы стоят (на рубеже 1990-2000 гг. их насчитывалось шесть, - ред.). Поэтому 80% топлива - импортное", - сказал директор научно-технического центра "Психея", член Общественного совета при Минэнерго Сергей Сапегин.
Очевидно, что зависимость от импорта означает жесткую валютную привязку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить динамику курса гривны по отношению к доллару и цен на топливо. Корреляция очевидна.
Динамика цен на бензин марки А-95 (сентябрь 2014 - февраль 2015)*
*данные консалтинговой группы А-95
Динамика курса гривны по отношению к доллару (сентябрь 2014 - февраль 2015)
В жесткой сцепке
Наряду с неспокойной гривной, второй мощный фактор влияния на стоимость топлива - это цены на нефть, рост или падение которых соответствующим образом отражается и на энергоносителях почти на любом рынке. Но Украина в силу все той же валютной привязки должного эффекта от падения цен на нефть (с отметки более 100 долл. до 60 долл. за баррель) не ощутила.
Впрочем, эксперты уверяют, что будь цены на нефть более стабильными, мы бы платили за топливо значительно больше. Например, на пике цен на черное золото в марте-апреле цена литра бензина А-95 в валютном эквиваленте была около 1,4 долл. или 1,1 евро. Сегодня стоимость топлива в Украине равна приблизительно 0,8-0,9 долл.
"Если бы цены на нефть сохранились прежними, то при нынешнем курсе мы бы платили около 33 грн за литр бензина", - считает директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич.
Третий немаловажный фактор - налоговое давление, которое продолжает возрастать. Например, в результате изменений в Налоговый кодекс, вступивших в силу в январе 2015 года, новый размер акциза для бензинов теперь составляет 202 евро за тонну (ранее - 198), для сжиженного пропана или пропан-бутана - 50 евро за тонну (ранее - 44). Появился акциз на альтернативные виды топлива (99 евро/т) и сжиженный природный газ (6 евро/т).
Также появился дополнительный акциз с оборота в размере 5%, который распространяется и на топливо. В Государственной фискальной службе уже разъяснили, что этот сбор затрагивает бензин и дизельное топливо, топливо моторное альтернативное, биодизель, сжиженный газ.
"Этот акциз добавил к цене каждого литра 1 гривну, и будет постоянно стимулировать рост стоимости, поскольку установлен в процентах", - отметил глава агентства "А-95" Сергей Куюн.
Этот акциз рассчитывается исходя из розничной цены плюс НДС. То есть, если сумма в чеке составляет без НДС 100 грн, то к ней прибавляется 20 гривен НДС и уже сверху налагается акциз.
В цивилизованном мире это бы назвали двойным налогообложением. Эксперты Национальной организации розничной торговли утверждают, что такой налог противоречит Директиве ЕС 2011/64. Но власти предпочитают гнуть свою линию.
Дали волю
Стремительное подорожание топлива - это не только удар по карманам автовладельцев. Это и существенный вклад в инфляцию, и очередной пинок по бизнесу, который страдает от роста себестоимости. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: по итогам 2014 года потребление нефтепродуктов в стране сократилось на 15,4%. При этом, уже за январь 2015 года АЗС реализовали на 34% меньше бензина и на 23% меньше дизтоплива, чем за аналогичный период 2014 года.
Эксперты утверждают, что подобные тенденции чреваты кризисом потребления, а также ростом теневого рынка нефтепродуктов. Вопрос "куда смотрят власть имущие чины?" остается без ответа.
"Предыдущее правительство посредством работы Экспертно-аналитической группы при Минэнерго определяло рекомендованный коридор, встречалось с трейдерами, пыталось сдерживать цены. Сейчас этот рынок полностью свободен от госрегулирования", - уверяет Дмитрий Марунич.
Отмалчивается и Антимонопольный комитет. Кроме нескольких заявлений о том, что нефтетрейдерам "необходимо снизить цены на топливо", от АМКУ за последний год никаких предметных решений и действий не исходило. АМКУ оправдывает лишь то, что последние месяцы он находится в парализованном состоянии.
Но вопросов к топливному рынку и его участникам немало.
Например, с чьей подачи в новой версии Налогового кодекса появилась норма, согласно которой рентная плата за пользование недрами в нынешнем году существенно вырастает? В первом квартале 2015 года она увеличится на 60%, во втором - на 65%, в третьем - еще на 70%. В стенах правительства не под диктофон говорят, что эта оговорка стала результатом лоббизма со стороны лиц, близких крупным трейдерам-импортерам, которые смогут таким образом подчинить украинский рынок себе.
Еще одна большая проблема - качество реализуемых нефтепродуктов и их происхождение. Согласно данным ГФС, около 50% топлива в Украину поступает из Беларуси, и значительно меньше - из стран Балтии и России.
Но фискалы помалкивают о том, какие объемы попадают в нашу страну нелегально. Хотя еще в 2012 году комитет Верховной Рады по вопросам ТЭК озвучил долю контрабанды - в размере 50%. В консалтинговой группе "А-95" подсчитали, что доля некондиционного топлива на рынке составляет не менее 20%, в связи с чем трейдеры не доплачивают в госказну около 9 млрд грн акцизов ежегодно.
Строгость и порядок
Стабильности на локальном топливном рынке в ближайшем будущем ждать не стоит. Непредсказуемая динамика валютного курса и цен на нефть будут негативно влиять на стоимость горючего в Украине. Причем, веских оснований для ее снижения пока что нет.
"После введения 5%-ного сбора с розничного оборота сумма налогов в литре нефтепродуктов фактически сравнялась с их закупочной стоимостью по импорту", - приводит пример Сергей Куюн.
Цены на самые популярные марки топлива на украинских АЗС (гривен/литр)*
Рынок же нуждается не в административном и налоговом давлении, а в правильном регулировании (отмене акциза с оборота, в фиксации прочих акцизов в гривневом эквиваленте и хотя бы минимальном, но контроле цен), в программах по стимулированию нефтедобычи и переработки (как вариант - освобождение от ввозных пошлин оборудования для НПЗ, что предлагало бывшее правительство) и борьбе со схемами.
К тому же, попытки призвать внутренний рынок к порядку уже предпринимаются. Например, отмена 15%-го дисконта на стартовую цену нефти отечественных производителей, которая реализуется на биржах. Эта "скидка" позволяла долгое время "Укрнафте", подконтрольной группе "Приват", активно демпинговать.
Вместе с тем, вопрос монополии той же "Укрнафты" на нефтедобычу до конца так и не снят. Равно как контрабанды и реализации всевозможного контрафакта, который автомобилисты именуют однозначно "бодягой".
А учитывая инициативы, озвученные министром топлива и угля Владимиром Демчишиным о создании вертикально-интегрированной госкомпании на базе "Укрнафты" и "Укртатнафты" (подконтрольны группе "Приват"), можно предположить, что ситуация на рынке топлива едва ли улучшится.