С появлением 3G абоненты украинских мобильных операторов все больше стали отдавать предпочтения общению через приложения, такие как Viber, WhatsApp, Skype. В итоге количество отправленных сообщений и выговоренных минут в мобильных сетях за последний год практически не выросло и даже начало падать и операторы связи недосчитались дохода от звонков и SMS. Как участники рынка планируют возвращать недополученные доходы, и будут ли украинцы платить за общение в мессенджерах, выясняло РБК-Украина.
Еще до недавнего времени количество SMS в сетях украинских операторов связи росло. По данным президента компании "Киевстар" Петра Чернышова, по итогам второго квартала этого года в сети оператора было отправлено на 2% больше сообщений, чем за аналогичный период 2015 года. Это нетипично для всех стран мира, где с появлением 3G абоненты переносили свою переписку в мессенджеры. Чернышов уточнил, что в 2013 году в мире было 900 млн пользователей мобильных OTT-сервисов (сервисов, которые предоставляются поверх телекоммуникационной сети, - ред), таких как Skype, Viber, WhatsApp. Предполагается, что к концу 2017 года пользователей таких сервисов уже будет около 2,9 млрд. Доходы европейских операторов за это время снизились на 2%, хотя, наоборот, должны были вырасти за счет внедрения новых технологий связи.
В третьем квартале 2016 года украинские операторы также почувствовали отток пользователей в мессенджеры. Так, в сети "Киевстар" объем отправленных SMS снизился на 11%, по сравнению с третьим кварталом 2015 года, до 363 млн штук. Похожая ситуация и у lifecell. Количество отправленных SMS в сети оператора снизилось на 10%, по сравнению с третьим кварталом 2015 года. Информацию о доходах от отправки SMS в компании не смогли раскрыть, но признались, что за год они снизились.
Только в Vodafone Украина не ощутили особых изменений в потреблении услуг голосовой связи и SMS. Однако в компании признали: потребление этих услуг не растет.
Как объяснили РБК-Украина в пресс-службе Vodafone Украина, около 60% абонентов в нашей стране по-прежнему пользуются обыкновенными мобильными телефонами, не поддерживающими приложения для общения в интернете. Для сравнения, в Испании 71% абонентов пользуется смартфонами, в Великобритании - 68%. Поэтому снижение интереса абонентов к операторским голосовым услугам и SMS в нашей стране пока ощущается не очень остро.
Чем больше смартфонов будет появляться на руках у абонентов в Украине, тем больше SMS и голосового трафика будут терять украинские операторы. Сейчас эти направления являются для участников рынка основным источником дохода. Они отмечают, что средний доход от одного абонента в нашей стране самый низкий в мире - около 1,5 доллара - и операторы не могут позволить себе еще больше его снижать. Поэтому они уже сейчас думают, как больше заработать на мобильном интернете и монетизировать трафик на мессенджеры.
По данным исследования Ericsson Mobility Report, самым популярным мобильным приложением в Украине является Viber. По объему генерируемого трафика он опередил почту Gmail и видеосервис Youtube. Если бы Viber был телекоммуникационным оператором, то вошел бы в "большую четверку" украинского рынка - его аудитория в Украине соизмерима с абонентской базой третьего по величине в стране оператора мобильной связи lifecell.
По данным самого Viber в Украине, приложением уже пользуется около 16 миллионов человек, из них примерно половина активных пользователей - они отправляют минимум одно сообщение или совершают минимум один звонок в месяц. Как утверждает директор Viber в России и странах СНГ Евгений Рощупкин, большая часть пользователей активно использует платные услуги Viber, в частности, звонки Viber out.
То есть, даже если каждый из активных украинских пользователей Viber отправляет не более одного сообщения в месяц, общий объем сообщений за этот период составит 8 млн. Учитывая действующие тарифы мобильных операторов, на таком объеме сообщений они могли бы заработать до 16 млн гривен в месяц. Сейчас операторы предоставляют SMS в пакете. Например, в тарифе "Киевстар Онлайн" за 1 гривну в день пользователь получает 100 сообщений. В тарифе "МТС Смартфон 3G Перший" абонент получает 150 сообщений в день, за ежедневную абонплату в 2 гривны. То есть, если абонент этих тарифов отправляет хотя бы одно сообщение в день, с него списывается 1 или 2 гривны.
Еще одним крупным игроком является Skype. По словам гендиректора компании "Майкрософт Украина" Надежды Васильевой, 83% украинских интернет-пользователей имеют аккаунты в Skype, а ежемесячно пользуются ими около 45% потребителей. Также популярным в Украине является приложение Messenger от Facebook, WhatsApp, приложения социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники", через которые тоже проходит большое количество сообщений, но статистики их использования нет.
Как рассказала генеральный директор оператора Vodafone Украина Ольга Устинова, ее компания сейчас изучает опыт других стран по внедрению отдельной тарификации трафика на мессенджеры. В пресс-службе оператора уточнили, что говорить о перспективах применения такой практики в Украине пока рано. "Пока это только изучение возможности и ничего более", - сообщила начальник отдела по связям с общественностью Vodafone Украина Виктория Рубан.
По ее словам, сейчас во всех тарифах Vodafone трафик на мессенджеры включен в абонплату. Хотя абонентам старых тарифов оператора, которые предоставляются под брендом "МТС-Украина", доступна отдельная услуга "Смарт мессенджер". За 2 гривны в день абонент получает безлимитный доступ к мессенджерам Viber, WhatsApp, Skype, ICQ, Google Talk (Hangouts), Facetime, IMessage,imo, Voxer, а также 150 SMS и MMS в месяц. Аналогичная услуга есть и отдельно для трафика на WhatsApp, ежедневная плата в этом случае составляет 30 копеек. Также у оператора есть услуга бесплатного доступа в соцсеть Facebook, хотя после 1 января 2017 года ее стоимость составит 0,16 копеек в день. Сколько пользователей у этих услуг, не известно. Однако известно, что, по итогам третьего квартала, оператор увеличил заработки от мобильного интернета и теперь они составляют 20% от его общего дохода.
Похожий подход применяет и "Киевстар", пытаясь включать в свои пакеты безлимитный трафик на разные мобильные приложения, но зарабатывая на абонплате. Сейчас у него есть отдельная услуга "Соцсети без ограничений", куда включен трафик на соцсети "ВКонтакте", "Одноклассники", Twitter, Facebook и на мессенджеры Viber, WhatsApp и Messenger. В последней линейке тарифов "Онлайн", "Онлайн+" и "Онлайн Экстра" эта услуга включена в абонплату, как и в действующих для подключения контрактных тарифах. "Как показывает наш опыт, нет смысла бороться с OTT- игроками", - рассказывает директор по маркетингу "Киевстар" Святослав Горбань.
Поэтому операторам приходится искать решения, которые бы понравились абонентам. По словам Горбаня, каждый день свыше 86% абонентов онлайн-тарифов "Киевстар" пользуется пакетами с неограниченным доступом к OTT сервисам. Этот бизнес-кейс он считает успешным. За последний год потребление мобильного интернета в сети "Киевстар" выросло в два раза.
У третьего оператора, lifecell, есть услуга "Цифровое общение", в рамках которой абоненту за 50 копеек в день предоставляется нетарифицируемый доступ к мессенджерам Viber, WhatsApp, Skype. Абоненты могут подключать и отключать услугу по своему желанию.
Вместе с тем lifecell пытается конкурировать с такими сервисами с помощью собственного мессенджера bip. Точнее, это приложение создала материнская компания украинского оператора - турецкий Turkcell. Приложением могут пользоваться абоненты всех операторов, но своим абонентам lifecell предоставляет ряд бонусов таких, как дополнительный интернет-трафик к основному пакету и интернет-трафик в роуминге. "Сейчас многие операторы в мире создают свои мессенджеры, чтобы сохранить абонентскую базу, обеспечить лояльность абонентов, и "попробовать себя" на этом новом рынке", - объясняет управляющий партнер компании Expert&Consulting Анатолий Фроленков. С одной стороны, операторы выигрывают, когда удерживают абонентов. С другой - сами подталкивают их на полный переход в интернет, отказ от голосового трафика и класических дополнительных услуг. "На данном этапе операторы, скорее, защищаются и надеются на возможную монетизацию мессенджеров в будущей. Но действительно успешных кейсов у телеком-операторов я пока не встречал", - объясняет Фроленков.
Также операторы во всем мире обсуждают такой вариант монетизации трафика из мессенджеров, как введение платы за звонки с мессенджера на свою сеть. Похожая система сейчас действует при звонках с одной мобильной сети на другую: оператор звонящего абонента платит оператору, принимающему звонок.
Как утверждает Евгений Рощупкин из Viber, ни в одной стране мира его компания не платит мобильным операторам за обеспечение "транспорта" от абонента к приложению.
Впрочем, в мире есть примеры такого сотрудничества мобильных приложений и операторов. Например, индийское приложение Nanu платит операторам, а зарабатывает на рекламе, которую слушает абонент вместо гудков. Но массовой такая практика пока не стала.