Без инвесторов и инвестиций реформа украинской газовой отрасли – пустой звук. Поэтому новый газовый рынок в Украине - это в первую очередь создание условий для прихода зарубежных инвестиций, а значит честной конкуренции, простых и прозрачных правилах для всех, независимо от формы собственности.
Без инвесторов и инвестиций реформа украинской газовой отрасли - пустой звук. Поэтому новый газовый рынок в Украине - это, в первую очередь, создание условий для прихода зарубежных инвестиций, а значит честной конкуренции, простых и прозрачных правилах для всех, независимо от формы собственности.
Любого инвестора должны "впечатлить" финансовые итоги работы частных предприятий в секторе распределения природного газа за 2014 - 2015 годы: общий убыток за этот период составил 5,6 млрд гривен (2,2 и 3,4 млрд гривен соответственно). И совсем наоборот обстоят дела у государственных компаний, представленных на отечественном рынке природного газа. Их финансовое положение в 2015 году значительно улучшилась по сравнению с 2014 годом.
За последние два года четко проявилась "советская" генеральная линия госрегулирования в газовой отрасли. Это когда утвержденные для госкомпаний тарифы позволяют им получать прибыль и увеличивать зарплаты, а тарифные рамки для негосударственного сектора "стимулируют" там только хронические убытки, дефицит капитала и отток кадров.
Дошло до того, что коллегам из частного сектора посочувствовал глава "Нафтогаз-Украины" Андрей Коболев, который заметил: "Сейчас облгазы зарабатывают на поставках газа очень мало… Поэтому никто особо не рвётся на этот рынок".
В свою очередь, европейские эксперты попросту недоумевают. "Для операторов распределительных сетей в Евросоюзе обычно рентабельность установлена на уровне до 10%. И отсутствие доходности в этом секторе ограничивает приток инвестиции в украинские сети", - сказал эксперт испанской консалтинговой компании AF Mercados Фотис Томаидис. В ходе проведенного им с сотрудниками исследования тарифного регулирования в Украине и в ряде стран Евросоюза сделан вывод о том, что "капитальные расходы украинских операторов невысоки из-за тарифных ограничений, а также отсутствия стимулов для компаний инвестировать в сети, внедрять инновации".
В то же время у государственной компании "Укртрансгаз" рентабельность на отдельных участках работы превышает 15% - например, такая прибыльность зафиксирована в тарифах при транспортировке на транзит газа для точек входа и выхода.
Чем объясняется такой перекос? Прежде всего, это связано со странной государственной регуляторной политикой – фактически, речь идет о дискриминации негосударственных предприятий. Механизм прост: так как деятельность по распределению природного газа регулируется исключительно государственными органами, то финансовый результат (доходность или убыточность) работы предприятий этой отрасли полностью зависит от экономической обоснованности утвержденных для них тарифов на распределение газа.
На протяжении последних лет при расчете тарифов на распределение государство упорно повторяет одни и те же ошибки: устанавливает завышенные, слишком оптимистичные плановые объемы распределения природного газа. Но в реальности потребление газа сокращается уже четвертый год подряд, поэтому "плановый оптимизм" ведет, во-первых к занижению тарифа, во-вторых, операторы газораспределительных систем объективно не в состоянии собрать запланированную "тарифную выручку". Последствия очевидны - убыточность таких предприятий. Разные подходы при утверждении тарифов наглядно демонстрирует и показатель рентабельности, который государство закладывает в тарифах:
Есть еще причина возникновения убытков – это заниженные нормы потребления газа для потребителей без счетчиков, установленные Кабинетом Министров Украины. Популизм привел к тому, что фактические расходы и связанные с этим потери оказались существенно выше тех, что были заложенных в расчетных тарифах.
Наглядно демонстрирует политику двойных стандартов государственный подход при планировании предельных потерь и расхода природного газа в газопроводах (следует обратить внимание на впечатляющую разницу в протяженности магистральных и распределительных сетей):
Хотя в исследовании AF Mercados указано, что "возраст и плохое техническое состояние участков распределительной системы в Украине ведут к значительным утечкам газа и технологическим потерям. Остро необходимы инвестиции для замены частей распределительных сетей".
Впечатляет разницей в подходах существующая практика утверждения в тарифах средней заработной платы работникам государственных и частных предприятий. Из данных ВОО "Энергетическая ассоциация Украины" следует, что из более чем четырех десятков газораспределительных компаний только в одной средняя заработная плата находится на уровне средней для промышленности Украины. Во всех остальных она существенно ниже, что ведет к оттоку кадров и снижению общего уровня квалификации. В средневзвешенном тарифе на распределение в 2015 году была учтена зарплата на уровне 4 442 гривен, а на 2016 год - 3 279 гривен. Но даже при прошлогоднем уровне оплаты труда общая численность работников сферы газораспределения сократилась за год с 59,5 тыс. до 56 тыс. человек.
На этом фоне государственный «Укртрансгаз» явный фаворит и выглядит даже «немного по-заграничному» - достаточно вспомнить, что руководство компании заявило, что в этом году средняя заработная плата сотрудников достигнет уровня 11 400 грн. Что же касается офиса «Нафтогаза», то зарплаты там уже на уровне стран Центральной Европы.
Приведенные примеры показывают особый государственный подход к негосударственным газораспределительным компаниям при реализации регуляторной политики на рынке природного газа уже в течение длительного времени. Такая практика делает невозможным выполнение предприятиями инвестиционных программ, что ставит под угрозу безопасность распределения и поставок природного газа. "Все же европейская практика госрегулирования заключается в применении "пряника", а не "кнута" - как у нас. То есть необходимо внедрять стимулирующее тарифообразование в газораспределении с уровнем доходности около 15%", сказал партнер Grant Thornton Ukraine Карен Оганесян.
Пока же некоторые хронически убыточные предприятия уже сталкиваются с проблемами при предоставлении качественных и бесперебойных услуг по газообеспечению, своевременном реагирования на внештатные ситуации. Складывается впечатление, что государственная политика заведомо направленна на доведение до финансовой несостоятельности и банкротство таких компаний. Фактически, это шаг за шагом разрушает газораспределительный сектор, что снижает способность инфраструктурной поддержки экономики - проще говоря, попросту разрушает ее.