Восточные области Украины могут остаться без прямого авиасообщения с Европой. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) подготовило проект решения с рекомендацией авиакомпаниям не летать на восток Украины. Государственная авиационная службы Украины намерена убеждать европейских чиновников в безопасности полетов в этот регион. В случае вступления в силу этих рекомендаций, европейские авиакомпании прекратят выполнять рейсы в аэропорты Харькова, Днепра и Запорожья. По сути, они отдадут эту нишу воздушного сообщения украинским, турецким и белорусскому перевозчикам. Подробности - в материале РБК-Украина.
Государственная авиационная служба Украины получила проект бюллетеня Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), которым предлагается признать небезопасными полеты в восточные регионы Украины. В частности, речь идет о запрете полетов в международные аэропорты "Харьков", "Днепропетровск" и "Запорожье". Об этом вчера, 21 сентября, на своем сайте сообщил аэропорт Харькова.
EASA - агентство ЕС, основная задача которого следить за безопасностью гражданской авиации. Если агентство считает, что для европейских авиакомпаний существуют риски для безопасности рейсов над определенной территорией, оно издает Conflict Zone Information Bulletin, которым рекомендует ограничить полеты. Несмотря на то, что бюллетени EASA носят рекомендательный характер, они, по сути, являются обязательными к исполнению.
Информацию о том, что Госавиаслужба получила от EASA проект бюллетеня подтвердили в пресс-службе украинского ведомства. "Госавиаслужба получила проект бюллетеня по безопасности EASA и участвует в консультациях с причастными органами (ведомствами и аэропортами, - ред.) для формирования официальной позиции", - сообщили РБК-Украина в ведомстве. Но подробности уточнить не смогли.
По информации РБК-Украина, в проекте бюллетеня EASA рекомендует не летать в Днепропетровский район полетной информации, который включает в себя, в основном, воздушное пространство над Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Донецкой, Луганской областях и над Крымом.
Правда, над этим регионом уже действуют запреты, но в гораздо меньшем объеме. "Сейчас в Украине действуют два запрета на полеты. После аннексии Крыма с 2014 года запрещены полеты над полуостровом, а после крушения самолета авиакомпании Malaysia Airlines - над зоной АТО и буферной зоной в среднем 200 километров от зоны разграничения, которая полностью нивелирует риски для полетов. Вооружение из неконтролируемых Украиной районов Донбасса не достает на большие расстояния", - пояснил РБК-Украина источник в правительстве, знакомый с ситуацией.
Кроме того, аэропорты "Харьков", "Днепропетровск" и "Запорожье" уже закрывались решением Госавиаслужбы на несколько дней из соображений безопасности в декабре 2014 года. Более детального объяснения причины отмены полетов тогда не прозвучало. Молчит Госавиаслужба и сейчас. Источники издания также не разглашают информацию о причинах, говоря лишь о желании сохранить безопасность полетов. В EASA вчера на вопрос РБК-Украина о причинах подготовки бюллетеня в отношении Украины не ответили.
Впрочем, у Госавиаслужбы есть шанс убедить EASA в отсутствии необходимости закрывать воздушное пространство над востоком Украины. "Госавиаслужба и аэропорты должны показать EASA, что в регионе сейчас предпринимаются достаточные меры по безопасности и то, что Украина довольно-таки хорошо контролирует зону, прилегающую к зоне АТО", - говорит партнер юрфирмы "Анте", специалист по авиационному праву Андрей Гук. Он считает довольно странным тот факт, что проект бюллетеня появился именно сейчас. "Не видно, чтобы в вопросах безопасности были какие-то ухудшения или улучшения", - отмечает Гук.
"Если EASA опубликует свои рекомендации, Госавиаслужба не будет обязана его переопубликовывать, а должна, исходя из объективных данных, определить свои зоны запрета", - уточнил РБК-Украина собеседник в Кабмине.
В правительстве расчитывают, что EASA не опубликует рекомендации до проведения консультаций с Госавиаслужбой, во время которых Украина попытается убедить европейцев, что нынешней буферной зоны от линии разграничения в АТО достаточно для безопасности полетов. "В таком случае отпадет необходимость для публикации рекомендаций. Если в EASA не послушают нас, то они их, наверное, опубликуют. Рекомендации будут действовать до тех пор пока ситуация не изменится и не отпадет необходимость в подобном запрете", - рассказывает собеседник издания.
Источник на авиационном рынке напомнил РБК-Украина, что сейчас подобный запрет на полеты на восток Украины действует только для авиакомпаний из ОАЭ. "Но недавно представители украинского авиарынка встречались с авиационными властями ОАЭ, которые высказали возможность отменить этот запрет в ближайшем будущем", - сказал он.
"Рекомендациями EASA должны будут руководствоваться европейские авиаперевозчики, которые на сегодня летают в аэропорты Запорожья, Днепра и Харькова. Они не будут обязаны выполнять эти рекомендации, но, как правило, европейские перевозчики их выполняют неукоснительно. Это рекомендации с подтекстом обязательных к выполнению", - рассказал РБК-Украина источник в правительстве.
Впрочем, Андрей Гук объяснил, что в случае публикации рекомендаций EASA и отказа к ним прислушаться со стороны европейских перевозчиков, последним не грозит наказание. "Невыполнение европейскими авиакомпаниями этих рекомендаций не приведет к каким-либо последствиям для них, например, штрафам. Если для европейских авиакомпаний рейс в Харьков, Днепр или Запорожье будет очень важен, то авиакомпания может просто усилить меры безопасности", - говорит юрист. По его словам, рекомендации распространяются и на украинские авиакомпании, которые будут выполнять рейсы из этих аэропортов в Европу.
Если бюллетень все же вступит в силу, для украинских перевозчиков будет важна позиция Госавиаслужбы по этому вопросу. Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко предполагает, что если Госавиаслужба поддержит рекомендации EASA и также закроет воздушное пространство в восточной Украине, то тогда выполнять рейсы на восток Украины не сможет ни один перевозчик. "Если Госавиаслужба также примет рекомендации EASA, то всем авиакомпаниям запретят туда полеты. Если же запрет будет только от EASA, то он будет обязательным только для европейских авиакомпаний. Например, LOT прекратит полёты в Харьков, - отмечает он. - Но, думаю, что Госавиаслужба и EASA будут вести активные переговоры относительно возможного запрета на полеты в восточную Украину. Но решение, скорее всего, будет общим".
Крупнейшая украинская авиакомпания МАУ не ответила на вопрос РБК-Украина, будут ли они выполнять рекомендации EASA в случае их вступления в силу, но уточнила, что безопасность полетов всегда являлась приоритетом номер один для авиационной отрасли. "МАУ не видит дополнительных источников угроз, которые бы послужили причиной принятия еще более строгих ограничений в отношении восточного региона. Поэтому мы рассчитываем, что решение будет взвешенным, и авиационные власти проведут очень тщательный всесторонний анализ рисков", - заявили в МАУ.
Гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук также заверил издание, что сейчас он не видит объективных оснований не выполнять рейсы в аэропорты Харькова, Днепра и Запорожья. "В то же время, если властями Украины будут введены такие ограничения, то конечно мы будем вынуждены приостановить выполнение рейсов в указанные аэропорты", - сообщил он. При этом Каменчук уточнил, что Windrose планирует летать в эти аэропорты, если рекомендации будут изданы только EASA без официального запрета со стороны Госавиаслужбы Украины.
Сейчас в три указанных аэропорта выполняют свои рейсы украинские авиакомпании МАУ, "Днеправиа", "Мотор Сич", Windrose, Atlasjet Ukraine ("дочка" турецкой авиакомпании Atlasglobal) , а также несколько иностранных - белорусская "Белавиа", турецкие Turkish Airlines, Pegasus. Из европейских авиакомпаний летают польская LOT, греческая Ellinair, австрийская Austrian Airlines. После того, как эти три авиаперевозчика будут вынуждены прекратить рейсы на восток страны, пассажиры смогут летать туда только бортами украинских, турецких или белорусской авиакомпаний. По данным авиарынка, доля европейских авиакомпаний в пассажиропотоке Харькова может составить примерно 7-8% по итогам 2017 года.
Анатолий Мазуренко предполагает, что рекомендации на полеты в восточную Украину могут быть отчасти связаны с возможным вводом миротворцев на Донбасс. "Но даже если будут вводить миротворцев, то я не считаю, что такой запрет необходим. Но у европейцев могут быть свои соображения, о которых и знать никто не будет. Событие неординарное, потому за всем этим стоит что-то очень серьезное", - отмечает он.