Руководитель программ сотрудничества Представительства ЕС в Украине Беренд де Гроот вместе с украинскими чиновниками из Минрегиона и экспертами ездит по стране, убеждая глав ОГА, горгосадминистраций, рай- и сельсоветов в том, что в децентрализации нет ничего плохого, приводя в пример успешный опыт стран ЕС. О проблемах "украинской перестройки", о том, как местные власти пишут проекты по развитию, о сопротивлении общественности Беренд де Гроот рассказал в интервью РБК-Украина.
Руководитель программ сотрудничества Представительства ЕС в Украине Беренд де Гроот вместе с украинскими чиновниками из Минрегиона и экспертами ездит по стране, убеждая глав ОГА, горгосадминистраций, рай- и сельсоветов в том, что в децентрализации нет ничего плохого, приводя в пример успешный опыт стран ЕС. О проблемах "украинской перестройки", о том, как местные власти пишут проекты по развитию, о сопротивлении общественности Беренд де Гроот рассказал в интервью РБК-Украина.
До конца января Верховная Рада во втором чтении готовится принять проект изменений в Конституцию по децентрализации. В первом чтении, как известно, народные депутаты проголосовали его под взрывы гранат под стенами Рады 31 августа. Тот день окрестили "кровавой пятницей": от взрыва погибли четверо нацгвардейцев. Неприятие законопроекта - из-за пресловутого п. 18 переходных положений проекта, где записан так называемый особый статус Донбасса.
Обязательство внести упоминание о нем в Основной закон Украина взяла на себя, подписав Минские соглашения. Власть сознательно тормозит голосование за Конституцию во втором чтении, чтобы рейтинг пропрезидентской политсилы еще больше не скатился вниз. Но при этом официально заявляет о необходимости принятия проекта, мол, без этого объединенные общины не станут независимыми от центра.
РБК-Украина: С 1 января 2015 года в Украине стартовала бюджетная децентрализация. Теперь около 60% собранных налогов и сборов остаются в местных бюджетах. Но достаточно ли этого?
Беренд де Гроот: Это очень сложный вопрос. Принцип абсолютно правильный, потому что основывается на международном опыте. Конечно, нужно дальше анализировать вопрос, достаточно ли этого (тех денег, которые остаются в местных бюджетах, - ред.).
Но собранные деньги не должны быть единственным источником доходов. К примеру, в Украине на центральном уровне уже создан Фонд регионального развития, из которого общины могут получать деньги на финансирование своих проектов (регионального развития, - ред.). Вместе с этим вы также должны смотреть, как регионы и общины развиваются, какие дополнительные ресурсы и помощь им нужны.
РБК-Украина: Во Франции, к примеру, также как и в Украине, в местных бюджетах остается около 60% средств. Остальное уходит наверх...
Беренд де Гроот: У разных стран ЕС по-разному устроен бюджетный процесс. Когда мы говорим о децентрализации, нет четкого рецепта и модели, как это должно быть. Это также прерогатива местных бюджетов (местные власти могут самостоятельно устанавливать различные виды налоговых ставок, - ред.). Но есть общий принцип субсидиарности, когда только на местном уровне вы можете что-то сделать. Местная власть должна для себя определить четкую долю доходов, которые они производят. Это будет стимулировать увеличить этот объем, создать новые виды экономической деятельности. Повторюсь, для привлечения инвестиций в развитие общин у вас есть Фонд регионального развития.
РБК-Украина: То есть, общины должны активнее писать и подавать свои планы перспективного развития?
Беренд де Гроот: Кроме того, вы должны обновить старую систему предоставления услуг. Для этого всего у вас есть Фонд. На европейском уровне, к примеру, есть региональные фонды, которые поддерживают "отстающие" регионы. То же сейчас создается и в Украине. И в этом процессе наблюдается сплоченность центральной и местных властей.
РБК-Украина: Уже сейчас понятно, что местные власти просто не умеют правильно писать проекты развития...
Беренд де Гроот: Это кажется правдой (смеется, - ред.). Нет, я могу подтвердить, что это правда. Качество проектов, которые поступают в Фонд, невысоко. Иногда вместе с украинскими экспертами нам приходилось садиться и, как говорится, в операционном режиме доводить эти проекты до ума, чтобы местная власть смогла получить финансирование. Если мы двигаемся к абсолютно новой системе управления, мы должны наращивать потенциал на местном уровне. Многие (на местном уровне - ред.) должны приобрести новые навыки. Или же должны зайти абсолютно новые люди, которые будут управлять общинами.
В этом вопросе мы должны усердно работать с командами профессионалов, которые будут учить местную власть, местную администрацию, как проводить децентрализацию, как писать проекты. Но не менее важный момент, если вам повезло привлечь финансирование под хорошо написанный проект, - его имплементация. Конечно, здесь есть риск воровства и коррупции.
Но есть и другой немаловажный риск - люди на местном уровне сильно напуганы. Они будут нарочно откладывать и тормозить принятие решений, потому что не привыкли работать без отмашки сверху. А успешное освоение денег из Фонда, которые выделяются на финансирование конкретного проекта, дает уверенность и надежность. Надежность для потенциальных инвесторов вкладывать деньги именно в эту общину, которая эффективно освоила деньги.
РБК-Украина: Возвращаясь к вопросу правильности написания проектов. Многие, к примеру, пишут проекты по замене окон в школах. Но это же не проект развития?
Беренд де Гроот: Это все идет из советского прошлого, когда местная власть просто составляла список своих нужд и передавала его в центр. По итогу вам его утверждали, или не утверждали. Если мы возьмем тот же пример с заменой окон в школах, нужно смотреть на проблему немного шире. Нужно смотреть на качество всех школ, которые действуют в рамках одной объединенной общины. К примеру, у нас есть 12 школ. Но вместе с этим, наверное, мы должны посмотреть на количество учащихся и будущих учеников...
РБК-Украина: И, если учеников намного меньше, нужно сокращать школы?
Беренд де Гроот: Да. Конечно, сокращая школы, вы встретите сопротивление общественности. В этом случае вы должны проводить информационно-разъяснительную работу с людьми. Объяснять, почему нужно закрыть несколько школ. Наверное, потому, что школу больше невыгодно содержать, если там учится всего 20-30 учеников. Конечно, вы можете предложить школу получше, но она будет дальше от каких-то населенных пунктов. Чтобы решить эту проблему нужно организовать общественный транспорт (школьные автобусы, - ред.), который будет привозить детей в школу.
РБК-Украина: Может ли местная власть под реализацию своих проектов развития привлекать европейские деньги?
Беренд де Гроот: Украина очень большая страна. Вы должны это делать самостоятельно. Что мы делаем и стараемся поддерживать - помогаем перестроить систему. Мы инвестируем в наращивание потенциала человеческих ресурсов на местах. Что касается инвестиций в чистом виде, да, мы направили 15 млн евро в Фонд регионального развития (на финансирование проектов по энергоэффективности,- ред.).
Также есть международные финансовые организации, которые также могут направлять свои инвестиции: ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк. Могу сказать, что для инвестирования в различные проекты сейчас в ЕС доступно около 2 млрд евро. Но для того, чтобы их привлечь, вам нужно показать прозрачную систему налогообложения, открытую систему управления.
РБК-Украина: В ВР ожидает голосования во втором чтении проект изменений в Конституцию по децентрализации. Но 300 голосов для его поддержки нет, потому что в п. 18 переходных положений проекта записан так называемый "особый статус Донбасса". Может, стоит убрать этот пункт из проекта и проголосовать децентрализацию в чистом виде, а уже потом решать проблему Донбасса?
Беренд де Гроот: Голосование за децентрализацию крайне важно для повышения уровня демократии, реформирования, открытости и прозрачности управления. Я даже скажу, что децентрализация - это те ожидания и амбиции людей, которые стояли на Майдане. Люди хотят модернизации системы госуправления. Я бы больше апеллировал к парламенту проголосовать проект изменений в Конституцию, который запустит механизм политической децентрализации.
Аспект Донбасса - чрезвычайно сложная задача. Но она не должна стать препятствием политической децентрализации. Это две совершенно разные задачи (децентрализация и особый статус, - ред.). Я знаю, что очень сложно найти компромисс. Если говорить о Донбассе, и конкретно о Донецке и Луганске, мы вместе с ООН должны заниматься их реинтеграцией и постепенным возвращением под контроль Украины и украинских законов.
Беседовала Кристина Зеленюк