В первом квартале 2015 году продажи электромобилей в Евросоюзе выросли более, чем вдвое - до 24,6 тыс. единиц. В то же время, общие продажи автомобилей в ЕС выросли только на 8,6%. Сегодня электромобили занимают долю только в 0,7% от общего количества продаж автомобилей в ЕС. Но тренд на постепенное замещение традиционных машин на электромобили уже очевиден.
В первом квартале 2015 году продажи электромобилей в Евросоюзе выросли более, чем вдвое - до 24,6 тыс. единиц. В то же время, общие продажи автомобилей в ЕС выросли только на 8,6%. Сегодня электромобили занимают долю только в 0,7% от общего количества продаж автомобилей в ЕС. Но тренд на постепенное замещение традиционных машин на электромобили уже очевиден.
Так, лидер отрасли Tesla Motors только наращивает производство (на 55% в первом квартале) и предлагает новые инновационные продукты, например, - портативные аккумуляторы, способные накапливать электроэнергию от возобновляемых источников и электросетей.
Казалось бы, какое отношение ко всему этому имеет Украина, и почему рост количества электромобилей может представлять угрозу для нас? Украина не относится к странам-экспортерам нефти и падение валютной выручки стране, как будто бы, не грозит. Наоборот, меньше валюты нужно будет на импорт топлива. Но не все так просто.
Наша страна сейчас делает ставку на сельское хозяйство, которое должно стать локомотивом роста экономики. Важным потребителем зерна является биотопливная промышленность.
Так, в США свыше 40% урожая кукурузы перерабатывается в этанол. В ЕС треть от объемов потребляемых растительных масел поставляется на заводы по производству биодизеля.
Очевидно, что при повсеместном распространении электромобилей необходимость в биотопливе существенно снизится. Производство биоэтанола и биодизеля прибыльно только при высоких ценах на нефть. Распространение электромобилей же будет способствовать падению потребления нефти и соответственно снижению цен в долгосрочной перспективе.
В то же время, и в Европе, и в США уже раздаются призывы сократить господдержку биотопливной отрасли. Социальный эффект от использования биотоплива далеко не очевиден. Спрос на зерно как сырье для биотоплива привел к росту цен на продукты питания в мире, что не способствовало решению проблем бедности и голода в развивающихся странах. У электромобилей таких побочных эффектов нет, а значит, с точки зрения пользы для общества, логичнее было бы направить меры господдержки на электромобили.
Нетрудно представить, что будет с мировым и украинским сельским хозяйством. Мировой спрос на зерно и подсолнечное масло существенно сократится, цены, соответственно, упадут. Доходы украинских аграриев снизятся, а вместе с ними и поступление валюты в страну.
Безусловно, высокое плодородие украинских земель позволит украинским аграриям выжить и защитить свои позиции на мировых рынках. Но едва ли агросектор сможет оставаться локомотивом развития страны в будущем. Без модернизации и увеличения конкурентоспособности украинской промышленности, наши "локомотивы" будут продолжать стоять на остановке.
И тогда любое достижение технического прогресса, которое позволит сократить потребление сырья, например зерна или стали, будет для нашей страны скрытой угрозой.