Правительство наконец-то определилось с уровнем зарплаты и условиями контракта приступившего еще в середине мая к исполнению своих обязанностей главы правления "Укрзализныци" поляка Войцеха Бальчуна. Его ежемесячный должностной оклад будет составлять 461,6 тыс. гривен. За качественную работу планируется начислять квартальные и годовую премии, а также материальное вознаграждение за эффективное управление имуществом. Кроме того, после неоднократного обращения Мининфраструктуры, Кабмин решил полностью сменить состав правления госпредприятия.
Правительство наконец-то определилось с уровнем зарплаты и условиями контракта приступившего еще в середине мая к исполнению своих обязанностей главы правления "Укрзализныци" поляка Войцеха Бальчуна. Его ежемесячный должностной оклад будет составлять 461,6 тыс. гривен. За качественную работу планируется начислять квартальные и годовую премии, а также материальное вознаграждение за эффективное управление имуществом. Кроме того, после неоднократного обращения Мининфраструктуры, Кабмин решил полностью сменить состав правления госпредприятия.
Сегодня на заседании правительства новый глава "Укрзализныци" поляк Войцех Бальчун подписал контракт с Кабмином. По словам первого замминистра инфраструктуры Евгения Кравцова, документ был согласован с новым топ-менеджером госпредприятия. Он базируется на основе соответствующих контрактов с другими членами правления. "Решение принято единогласно. Поздравляем господина Бальчуна, осталось подписать контракт министру (министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, - ред.)",- сказал премьер-министр Владимир Гройсман.
Еще в конце прошлой недели глава правительства анонсировал подписание контракта с Бальчуном. Однако на тот момент Кабмин все еще не мог определиться с размером зарплаты главы "Укрзализныци". Но она должна быть не больше, чем получают в европейских компаниях, добавил тогда Гройсман.
Бальчун в результате конкурсного отбора был утвержден в должности правительством еще 20 апреля, приступил к исполнению обязанностей в середине мая. Он является эффективным кризис-менеджером. В 2008-2013 годах занимал пост президента крупнейшего в Польше и странах ЕС логистического грузового железнодорожного оператора PKP Cargo и вывел предприятие из безнадежного состояния.
С 2012 года в качестве председателя наблюдательного совета занимался спасением еще одной почти обанкротившейся авиакомпании LOT. В разные годы Бальчун занимал руководящие должности в Poczta Polska и в государственном банке страны. В последнее время он отошел от управления компаниями, занимался музыкой. Имеет свою рок-группу под названием "Chemia".
В распоряжении РБК-Украина оказался контракт Войцеха Бальчуна, согласно которому его ежемесячный должностной оклад (ДО) составит 461,6 тыс. гривен. Кроме того, ежеквартально будет начисляться премия. Ее максимальный размер не должен превышать 3 ДО (около 1,4 млн гривен).
Раз в год глава правления госпредприятия может претендовать еще на одну премию (24 ДО; более 11 млн гривен) и материальное вознаграждение за эффективное управление имуществом (10 ДО; 6,4 млн гривен). Выплата этого вознаграждения не должна быть за счет снижения соцгарантий сотрудников УЗ.
Объем квартальных и годовой премий может быть снижен, если на предприятии появится задолженность по зарплате, ухудшится качество работы или не будет должным образом выполнять контракт.
"Оклад, который предусмотрен контрактом с новым руководителем "Укрзализныцы" ограничен суммой, прописанной в постановлении правительства об условиях и размерах оплаты работы руководителей госпредприятий. Им предусмотрено, что должностной оклад руководителя такой компании как "Укрзализныця" не может превышать 200 минимальных окладов работника основной профессии на этом предприятии. Исходя из этого, сегодня и был утвержден оклад председателя правления "Укрзализницы"", - говорит партнер консалтинговой компании Talent Advisors Роман Бондарь.
Доплаты, согласно контракту, будут осуществляться на основе показателей, определенных, так называемой, Карточкой оценки результатов труда главы правления. Этот документ в течение полугода обязан будет утвердить Кабмин. "И тут начинается зона турбулентности. При применении ключевых показателей эффективности (KPI, - ред.) при выплате премий могут быть проблемы, - говорит Роман Бондарь. - Во-первых, в Украине нет практики внедрения КПЭ на госпредприятиях, во-вторых, достоверные КПЭ можно установить только когда есть стратегия развития УЗ, а ее сей час, как таковой, нет. В-третьих, устанавливать квартальные КПЭ для высшего руководства и, соответственно, выплачивать квартальные премии является атавизмом и практически уже никогда не используется в мире".
Таким образом, согласно контракту, которым располагает РБК-Украина, при официальном курсе в 25,14 грн/1 доллар - это около 18,4 тыс. долларов или примерно 15 тыс долларов после уплаты налогов.
"В моем понимании это крайне низкий оклад как для руководителя такой компании. Исходя из мировой практики, уровень оклада руководителя УЗ должен быть от 30 до 50 тыс. долларов в месяц после уплаты налогов. Такой оклад соразмерен ответственности, которая лежит на плечах председателя правления УЗ", - отмечает Бондарь. По его словам, в мировой практике зарплаты руководителей крупнейших предприятий состоят из двух частей – ежемесячного оклада и годовых премий примерно в соотношении 50% на 50%.
В совокупности, Войцех Бальчун может рассчитывать на вознаграждение за год работы на 880 тыс. долларов. В эту сумму входит оклад за 12 месяцев в размере 220 тыс. долларов, 4 квартальные премии по три оклада - еще 220 тыс. долларов и годовая премия в размере 24 окладов - 440 тыс. долларов. Но пока что, до утверждения КПЭ, Войцех Бальчун будет гарантированно получать только должностной оклад.
В то же время, директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк считает, что ежемесячный оклад в 461,6 тыс. гривен вполне соизмерим с оборотом и доходом УЗ. "Другое дело, что зарплата должна быть привязана к конкретным результатам к КPI. Это вполне менеджерский подход", - говорит он.
Непосредственная ответственность за разработку карты КПЭ лежит на Войцехе Бальчуне, рассказывает Роман Бондарь: "Он вначале должен провести аудит УЗ. После этого он предложит план антикризисных действий для стабилизации ситуации на 100 дней. Дальше Войцех Бальчун должен будет разработать 2-3-хлетний план по трансформации УЗ. И уже только после этого он предложит карту КПЭ, по которым можно будет оценить прогресс работы руководства УЗ".
Кроме того, глава правления, согласно контракту, будет обеспечен необходимыми техническими и материальными средствами, а также автомобилем для выполнения своих обязанностей. Контракт с Бальчуном может быть разорван, как по его желанию, так и в случае "одноразового грубого нарушения законодательства Украины, устава ПАО", которые привели к убыткам, штрафом на сумму более 20 млн гривен.
Также причиной может стать невыполнение основных показателей утвержденного финплана на 25% и более с учетом корректировок. Напомним, финплан УЗ на 2016 год был утвержден в марте еще правительством Арсения Яценюка. Доходы запланирован в объеме 77,36 млрд гривен, в частности, от перевозки пассажиров и грузов - 67,6 млн гривен. Расходы составят 77,2 млн гривен.
Стоит добавить, что контракт достаточно общий. В нем нет ни задач, ни стратегии, ни показателей, которых бы правительство хотело достичь в результате работы Войцеха Бальчуна. После заседания, общаясь с журналистами, он заявил, что после формирования структуру центрального апарата ГП он представит пакет реформ в сфере доходов и расходов. "Прежде всего, мы проведем аудит. Это станет основой для того, чтобы принимать управленческие решения и внедрять реформы в сфере перевозок. В первую очередь, обновление подвижного состава", - уточнил Бальчун.
Контракт Бальчуна и замечания к нему
Помимо согласования контракта, правительство полностью обновило состав правления "Укрзализныци".
Мининфраструктуры неоднократно просило правительство принять это решение. Вместо Оксаны Мариной, Сергея Михальчука, Штефана Вольтнера Хофсаесса и Евгения Крацова (перешел в министерство на должность первого заместителя министра), работавших там с октября прошлого года, в составе правления УЗ теперь будут Марек Роберт Залесный, Ремигиуш Пашкевич, Марчек Желько, Сергей Озеран и Александр Бужора.
Первые два члена правления - соотечественники нового главы "Укрзализныци". Пашкевич в 2012-2015 годах занимал должность гендиректора в польской железнодорожной госкомпании Polish Railway Lines. До назначения в УЗ был советником гендиректора банка Ochrony Sradowiska. Залесный с 2015 года являлся главой правления АО "Центральное управление обеспечения металлургии" в Катовице. До этого работал на руководящих должностях в логистических компаниях, в том числе и в PKP Cargo, как и Войцех Бальчун.
Сергей Озеран и Александр Бужор с 2015 года работают в УЗ на должностях директора по безопасности и финансового директора соответственно. Серб Марчек Желько с 2005 года работает в Украине. Последняя его должность—директор по персоналу "Новой пошты", где он работал с 2010 года.
"Мининфраструктуры считает, что указанные кандидатуры, используя свой приобретенный опыт в железнодорожной отрасли, практические знания в принятии управленческих решений, обеспечат работу УЗ в условиях реформирования ж/д транспорта", - говорится в письме Владимира Омеляна премьер-министру. "Судя по изменениям в правлении, Войцеху Бальчуну дали определенный карт-бланш для изменений в компании. Это доверие надо реализовать", - говорит Сергей Вовк.
Владимир Гройсман на заседании Кабмин отметил, что утвержденный состав правления еще не полный. "Я думаю, что за несколько лет это будет самое эффективное предприятие. У них есть огромные возможности",- добавил премьер.
Экс-министр инфраструктуры Андрей Пивоварский считает логичным смену правления "Укрзализныци" после того, как предприятие возглавил новый руководитель. "Если человеку будет комфортно с профессионалами, которых он знает, пускай ставит. Это позволит достигнуть намеченных результатов", - говорит Пивоварский.
По его словам, смена правления УЗ предполагалась и ранее. "После корпоратизации в прошлом году нам нужно было выбрать качественных людей на первый этап реформы "Укрзализныци". После этого планировалось в правление выбрать лучших профессионалов рынка. Это должно было быть сделано по модели НАК "Нафтогаз-Украины"", - уточняет Андрей Пивоварский.