Недавно Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил о том, что правительство активизирует привлечение концессионеров для строительства дорог. В связи с этим в информпространстве возникла большая путаница. В частности, читателей начали пугать, что проезд по международной трассе Е95 (украинская М05) Киев-Одесса станет платным. И плата эта будет составлять 900 грн. в одну сторону. Разбираемся, так ли это?
Недавно Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил о том, что правительство активизирует привлечение концессионеров для строительства дорог. В связи с этим в информпространстве возникла большая путаница. В частности, читателей начали пугать, что проезд по международной трассе Е95 (украинская М05) Киев-Одесса станет платным. И плата эта будет составлять 900 грн. в одну сторону. Разбираемся, так ли это?
Конечно же нет. Концессионной не может быть уже существующая дорога. Она построена за деньги налогоплательщиков и проезд по ней может быть только бесплатным. Концессия - это государственно-частное партнерство. Обычно, государство предоставляет землю, включая принудительный выкуп за свой счет. А концессионер, то есть, частный инвестор, строит дорогу за собственные деньги и эксплуатирует ее на протяжении некоторого времени. Обычно около 20 лет. При этом взимает плату за проезд, чтобы вернуть вложенные инвестиции на строительство и обслуживание, возвращая в бюджет «концессионные платежи». А по истечении срока - передает дорогу в собственность государству.
Концессионные дороги, как правило, небольшие по протяженности. Опыт других стран показывает, что это участки около 20-30 км. Иногда до 50-60 км. В противном случае проект настолько дорогой, что инвестиции сложно привлечь (миллиарды долларов) и невозможно окупить за жизненный цикл дороги. На дорогах, длиною в сотни километров, плата непосильна для большинства пользователей — автомобилисты не будут готовы платить сотни гривен за частную поездку.
Важно отметить, что сбор платы - это существенная статья расходов. Каждый въезд на дорогу должен быть оборудован турникетами для взимания оплаты и контроля доступа автомобилей. Кроме непосредственно оборудования, должно быть и значительное расширение самой проезжей части, чтобы не создавать узкие места. Также, системы контроля устанавливаются и на выездах. Реализовать все это на одесской трассе, которая имеет десятки въездов и пересечений с другими дорогами, очень и очень затратно.
Ключевой показатель экономической целесообразности - это интенсивность движения. Для окупаемости проекта, по дороге должны проезжать не менее 20 тыс. автомобилей в сутки (среднегодовое значение). Одесская трасса этого не обеспечивает на всей своей протяженности. Также, летние пики не компенсируют низкий трафик зимой.
Если говорить об одесской трассе, то концессионным может стать только новый ее участок - еще один выезд из Киева. Именно это место является узким горлышком. На участке от Киева до Белой Церкви одесская трасса проходит через множество городков (что снижает скорость движения), а также не справляется с высоким потоком (частые заторы). О всей трассе речь не может идти даже теоретически.
Украинские водители еще не сталкивались с необходимостью платы за проезд по дороге в своей стране. Как известно, у нас все дороги бесплатные. Бесспорно, водителям понадобится некоторое время для того, чтобы привыкнуть к нововведению. Но пользоваться платной дорогой граждане будут только в том случае, когда увидят свою выгоду - что же они получают в обмен за свои деньги?
Опыт других стран показывает, что пользователи готовы платить за проезд по дороге если это экономит им время и топливо.
Время. Новая дорога должная проходить по более короткому пути и в объезд городов и сел — выше скорость, меньше помех, нет простоя в пробках. А меньше времени в пути — значит больше времени для работы и отдыха.
Топливо. Более короткий маршрут и отсутствие пробок позволит расходовать меньше топлива.
При этом, система оплаты предусматривает несколько тарифов. Наименьший для легковых автомобилей, а коммерческий грузовой транспорт платит больше. Также, водители могут покупать несколько поездок «в пакете». Что при установке транспондера не только удешевляет проезд, но и сокращает время на въезде на дорогу.
Исходя их того, что концессионные дороги более эффективные, чем существующая сеть, преимущества есть и для государства. Это сокращение выбросов в атмосферу, повышение мобильности населения, решение социального вопроса доставки граждан на работу, обеспечение дорожной инфраструктуры без существенных расходов государственного бюджета и прочее.
Прежде всего нужно пересмотреть законодательство, которое регулирует взаимодействие концессионера и государства. Сегодня в нем множество пробелов. Нужно четко выписать механизм государственно-частного партнерства и определить гарантии потенциальным концессионерам, а также их ответственность. Без таких изменений частный бизнес свои деньги в украинские дороги не заинвестирует. Проекты сроком в несколько десятилетий не терпят никаких неопределенностей.